Дэвид С.Ф. Портри (David S.F. Portree)

Вечером 23 марта 1983 года президент Рональд Рейган обратился к народу Соединенных Штатов Америки из Овального кабинета. Сославшись на агрессивные действия Советского Союза, он поддержал предложения об увеличении военных расходов США и о принятии на вооружение новых ракет и бомбардировщиков. Затем он призвал совершить революцию в американской стратегической доктрине:

«Позвольте поделиться с вами своим видением будущего. Что, если бы свободные народы могли жить спокойно, будучи уверенными в том, что их безопасность зиждется не на угрозе мгновенного ответного удара США, сдерживающей советское нападение, что мы можем перехватывать и уничтожать стратегические баллистические ракеты до того, как они достигнут территории нашей страны и наших союзников? Я знаю, что это чрезвычайно сложная техническая задача, выполнить которую до конца нынешнего столетия, наверное, не удастся. Я призываю научное сообщество нашей страны, давшее нам ядерное оружие, обратить свои величайшие таланты на благо человечества и мира во всем мире, и дать нам средства, которые сделают такое оружие бессильным и устаревшим».

Так родилась Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), которая больше известна под своим навеянным кинематографом названием «Звездные войны». Цель данной статьи не в обсуждении геополитических последствий СОИ или ее технической осуществимости. Я хочу сосредоточиться на менее известных аспектах планирования этой инициативы.

Белый дом Рейгана поручил Джеймсу Флетчеру (James Fletcher), который с 1972 по 1977 год руководил НАСА при Никсоне и Форде, возглавить специальную рабочую группу. Она должна была разработать предложения по программе создания СОИ и по проведению соответствующих экспериментов. Флетчер поручил Космическому институту Калифорнийского университета Сан-Диего (Calspace) провести семинар и обсудить на нем вопрос о том, можно ли использовать ресурсы Луны и астероидов в реализации концепции Рейгана. Этот семинар под названием «Военное применение околоземных ресурсов» состоялся 15-17 августа 1983 года в Ла-Хойе, штат Калифорния.

То обстоятельство, что Флетчер обратился в Calspace с просьбой помочь ему в составлении отчета по СОИ, не должен вызывать особого удивления. В феврале 1977 года профессор химии из Калифорнийского университета Сан-Диего Джеймс Арнольд (James Arnold) провел разговор с директором НАСА Флетчером о том, что космическое ведомство должно сосредоточить свои усилия на эксплуатации околоземных космических ресурсов. Впоследствии он изложил свои мысли на сей счет в подробном письме на две страницы, которое направил Флетчеру. Спустя три года Арнольд стал первым директором Космического института Calspace, который возник благодаря энтузиазму калифорнийского губернатора Джерри Брауна (Jerry Brown), всячески способствовавшего научно-техническому прогрессу в своем штате.

Планетолог Стюарт Нозетт (Stewart Nozette), с 1983 по 1984 год работавший у Арнольда заместителем, стал организатором семинара в Ла-Хойе, который собрал вместе 36 выдающихся ученых и инженеров из авиакосмических компаний, национальных лабораторий, центров НАСА, министерства обороны и военных аналитических центров. Совместными усилиями они начали предлагать свои идеи по использованию ресурсов Луны и астероидов в рамках программы СОИ. Нозетт также подготовил и отредактировал отчет по результатам работы семинара, который Арнольд 18 августа 1983 года представил Флетчеру. Переработанная версия данного отчета была подготовлена 31 октября 1983 года, и данная статья основана на материалах именно этой версии.

В конце 1970-х годов НАСА, авиакосмические компании и университеты уделяли много времени и прилагали огромные усилия для разработки крупных конструкций для их сборки в космосе. Речь о таких конструкциях, как, например, спутники на солнечной энергии. В некоторых планах предусматривалось использование космических ресурсов. В препроводительном письме к отчету по семинару в Ла-Хойе Нозетт пояснил, что хотя эти исследования проводятся «без особой концентрации усилий и во второстепенном порядке», они заложили фундамент для использования лунных и астероидных ресурсов в рамках программы СОИ. Он отметил, что семинар в Ла-Хойе стал первым мероприятием, на котором были рассмотрены военное приложение концепций 1970-х годов.

На момент проведения данного семинара об околоземных космических ресурсах было известно не очень много. Пять орбитальных спутников Луны сделали снимки значительной части ее поверхности со слабым разрешением. А некоторые участки были сняты с более высокой степенью четкости — в основном те, где собирались сажать «Аполлоны». НАСА с 1969 по 1972 год высаживала астронавтов «Аполлона» в шести точках, и ученым удалось проанализировать более 2400 собранных ими геологических образцов. Кроме того, Луну исследовали с лунной орбиты при помощи дистанционных приборов. Таким образом, были получены данные низкого разрешения о, в лучшем случае, 10% лунной поверхности.

Ученые с 1961 года строили гипотезы о том, что в расположенных в тени кратерах на лунных полюсах может находиться лед, образовавшийся в результате столкновения Луны с кометами. Однако эти лунные полюса оставались неисследованными, поскольку находились вдалеке от района экватора, где можно было сажать лунные модули «Аполлона».

В 1983 году было известно об орбитальных траекториях лишь 75 околоземных астероидов. Волна открытий в конце 1970-х и начале 1980-х годов позволила говорить о том, что число крупных околоземных астероидов может достигать многих тысяч, и что 20% из них доступны для исследований с космических аппаратов (с годами эти приблизительные оценки были пересмотрены в сторону понижения). Существовало предположение (оно оказалось правильным), что собранные на Земле метеориты прилетели с околоземных астероидов, однако было неясно, с каких именно.

В отчете по результатам работы в Ла-Хойя прозвучал призыв активизировать исследовательские работы, которые должны были стать первым шагом к использованию околоземных ресурсов. В списке «проектов, которые нужно начать немедленно», участники семинара поставили на первое место «лунный полярный орбитальный аппарат», который должен был проходить по орбите над обоими полюсами. Луна вращается таким образом, что за две недели этот космический аппарат мог бы при помощи своих приборов исследовать всю ее поверхность.

Кроме того, в отчете по результатам работы семинара прозвучала мысль о том, что необходимо радикально активизировать усилия по обнаружению и первоначальному анализу околоземных астероидов. Там отмечалось, что среди доступных для исследований с космических аппаратов околоземных астероидов «самые многообещающие объекты пока не обнаружены». Далее в отчете звучал призыв к НАСА осуществить серию непилотируемых полетов к околоземным астероидам.

В 1983 году в программе пилотируемых полетов НАСА основное внимание было сосредоточено на поиске недостатков космического челнока «шаттл». Несмотря на минимальное количество осуществленных полетов (восьмой полет «шаттла» состоялся в период между семинаром в Ла-Хойе и написанием отчета Флетчера), количество запланированных миссий было внушительным. Многие представители космической отрасли надеялись на то, что президент Рейган скоро даст «добро» на создание космической станции НАСА, которую можно будет вывести в космос отдельными частями в отсеках космического челнока, а затем собрать на низкой околоземной орбите. Они полагали, что на станции на постоянной основе будут базироваться вспомогательные космические корабли, в том числе орбитальные транспортные аппараты, способные выходить за пределы орбиты «шаттлов» и станции.

Участники семинара в Ла-Хойя увидели в таких орбитальных транспортных аппаратах большой потенциал для пилотируемых полетов на Луну и околоземные астероиды с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых. В отчете отмечалось, что ключевой технологией, которая позволит совершать такие полеты, станет тепловая защита многоразового использования, позволяющая орбитальным транспортным аппаратам использовать земную атмосферу для торможения и выхода на низкую околоземную орбиту. Отчет рекомендовал выработать технико-экономическое обоснование строительства лунной базы, а также провести исследования, направленные на разработку технологий добычи и переработки сырья на Луне и околоземных астероидах.

Участники семинара выдвинули более десятка предложений, касающихся использования лунных и астероидных ресурсов в интересах СОИ. Ниже приводится описание трех главных областей применения лунных и астероидных материалов.

Участники семинара отмечали, что масштабная разведка, добыча и переработка ресурсов позволят создать космические фабрики по производству «брони» из лунного алюминия, астероидного железа, а также алюминиево-железных сплавов, которые будут создаваться при помощи небольших металлических добавок, присылаемых с Земли. В отчете отмечалось, что запускаемые с Земли военно-космические системы обычно должны иметь минимальный вес, чтобы сократить расходы на запуск. Поэтому в случае нападения такие системы будут незащищенными и уязвимыми.

«С другой стороны, — отмечалось в отчете, — если на околоземную орбиту удастся доставить относительно недорогую партию строительных материалов (500-1000 долларов за килограмм), военные системы можно будет проектировать совсем по-другому. Они обретут больше возможностей и станут более живучими». Слоеная броневая защита для платформы противоракетной обороны СОИ с площадью поперечного сечения 20 квадратных метров будет иметь массу около 400 метрических тонн. Таким образом, для 100 платформ этого типа потребуется около 40 000 метрических тонн брони.

Слоеная металлическая броня могла бы сводить на нет нападения с применением кинетического оружия (имеются в виду системы, ведущие огонь твердыми снарядами). А вот для обороны от лучевого оружия и ядерных взрывов понадобилась бы радиационная защита. Для защиты уязвимых электронных систем от нейтронов участники семинара предложили использовать воду с астероидов и с лунных полюсов, если она там есть. Кроме того, воду можно использовать в интересах жизнеобеспечения, а также разлагать ее на водород и кислород для применения в качестве ракетного топлива.

Самая важная после брони область применения космических ресурсов в плане массы это то, что в отчете было названо «стабилизирующей инерцией». В результате нападения противника платформа ПРО может начать неконтролируемое движение, даже если броня защитит ее от повреждений. Но если разместить такую платформу на куске астероида, это существенно увеличит ее массу, а следовательно сдвинуть ее с орбиты будет гораздо труднее.

Третья область применения — поглощение тепла. Участники семинара пришли к выводу, что системы противоракетной обороны, такие как лазерное оружие для уничтожения ракет, приводимое в действие ядерными взрывами, будут очень быстро вырабатывать огромное количество избыточной тепловой энергии. Если этой тепловой энергии будет некуда деваться, она сможет с легкостью уничтожить эти системы ПРО. В качестве теплопоглотителя планировалось использовать большую емкость с водой или крупный кусок металла.

Рабочая группа Флетчера представила свой массивный отчет в семи томах в Белый дом 4 ноября 1983 года. С тех пор прошло более тридцати лет, однако большая его часть до сих пор засекречена. Поэтому непонятно, насколько семинар в Ла-Хойя повлиял на его выводы и заключения.

Прошло 15 лет XXI века, а СОИ пока еще не соответствует видению Рейгана. В значительной мере это объясняется тем, что Советский Союз, который он назвал «империей зла», в 1991 году распался. Вместо того, чтобы привести к созданию противоракетного щита против масштабного ядерного нападения СССР, СОИ стала самой важным полигоном разработки космических технологий после «Аполлона». Программа Discovery, в рамках которой осуществляются дешевые и относительно регулярные полеты автоматических станций на Луну и другие планеты, а также недорогие полеты на Марс, выполнявшиеся в 1996-2008 годах, были бы невозможны без тех технологий, которые были разработаны в рамках СОИ.

Первым в ряду этих миссий стал проект Clementine, осуществленный общими усилиями Организации СОИ (позднее ее переименовали в ОСОБР — Организацию по созданию обороны от баллистических ракет), ВВС США, Ливерморской национальной лаборатории им Лоуренса, научно-исследовательской лаборатории ВМС и НАСА. Этот проект возглавил организатор семинара «Военное применение околоземных ресурсов» Стюарт Нозетт. 25 января 1994 года космический аппарат «Клементина» был выведен в космос перепрофилированной ракетой «Титан-2» с базы ВВС Ванденберг. В основном это была демонстрация технологий ОСОБР, но вместе с тем «Клементина» стала первым исследовательским аппаратом, совершившим полет к Луне с того момента, как оттуда в августе 1976 года вместе с образцами вернулся советский зонд «Луна-24», а также первым американским аппаратом с момента полета туда «Аполлона-17» в декабре 1972 года.

Зонд «Клементина» вышел на лунную полярную орбиту 19 февраля 1994 года и за два месяца исследовал почти всю лунную поверхность. Совместно с сетью дальней космической связи НАСА (Deep Space Network) этот аппарат занимался поисками льда в кратерах на лунных полюсах, которые постоянно находятся в тени. Исследователи на основе собранных данных пришли к выводу, что там имеются большие запасы льда из воды. Как только прозвучало заявление на эту тему, его тут же подвергли сомнению на пресс-конференции в министерстве обороны, которая состоялась 4 декабря 1996 года. Но последующие лунные миссии (Lunar Prospector, Lunar Reconnaissance Orbiter, Chandrayaan-1 и LCROSS) подтвердили наличие на полюсах Луны сотен миллионов тонн водяного льда.

5 мая 1994 года «Клементина» ушла с лунной орбиты и направилась к околоземному астероиду Географос. К сожалению, на второй день полета (7 мая 1994 года) на борту станции произошел компьютерный сбой, из-за которого она сбросила все топливо с двигателей управления пространственным положением. Интересно, что этот астероид изначально и был основной целью разработки «Клементины», когда она началась в марте 1992 года. Свое название «Клементина» получила по словам из песни «Oh, My Darling Clementine», потому что пролетев рядом с Географосом, она должна была «потеряться и уйти навсегда». А лунную фазу полета добавили позднее.

Судьба Стюарта Нозетта в этой истории сделала странный пируэт. Его всячески хвалили и прославляли за работу по проекту «Клементина». Среди прочего, он получил медаль НАСА «За исключительные достижения». В 2006 году он ушел с государственной службы, чтобы возглавить некоммерческий Альянс конкурентных технологий (Alliance for Competitive Technology), получавший финансирование от НАСА.

Однако Нозетт, у которого с 1989 по 2006 год была высшая форма допуска к совершенно секретным материалам, вскоре попал под следствие министерства юстиции, обвинившего его в незаконном присвоении средств НАСА и в уклонении от уплаты налогов. Затем его обвинили в шпионаже, когда он попытался продать секретную информацию агенту ФБР, изображавшему израильского шпиона. В 2011 году его приговорили к 13 годам лишения свободы в федеральной тюрьме.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram !
Ежедневно вечером вам будет приходить подборка самых ярких и интересных переводов ИноСМИ за день.

Найдите в контактах @inosmichannel и добавьте его к себе в контакты или,
предварительно зарегистрировавшись, перейдите на страницу канала.

Опубликовано 22/02/2015 14:05

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Чтобы продолжить, подтвердите E-mail. На отправлена инструкция.

Инструкция по восстановлению пароля отправлена на

Здравствуйте, .

Здравствуйте, .

Удалить профиль Вы уверены, что хотите удалить ваш профиль?

Ваш профиль удален! Вы можете восстановить ваш профиль в течение 30 дней, перейдя по ссылке, которая была отправлена вам в электронном письме по адресу, указанному при регистрации.

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Материалы: http://inosmi.ru/usa/20150225/226475865.html

Читайте далее:→

Кто устанавливает «аномальную» цену на электричество в республике.

С приближением холодов вопрос цены на электричество традиционно приобретает стратегический, если не жизненно важный статус. Уменьшение светового дня, понижение температуры — ведут за собой увеличение потребление электроэнергии, а следовательно растут и связанные с этим расходы, как у бизнеса, так и у рядового гражданина. Поэтому, даже минимальное увеличение тарифов, а порой и просто их сохранение на прежнем уровне, зачастую могут привести к катастрофическим последствиям. Подавляющее количество регионов России, особенно Сибири и Дальнего Востока, уже давно усвоили эту аксиому. Для многих местных руководителей четкое соблюдение приемлемого уровня тарифов на электроэнергию стало первостепенной, во многом — политической задачей.

Особняком на этом фоне держится Бурятия. Цена на электричество здесь в два, а то и в три раза выше, чем в соседних областях, не говоря уже о других субъектах Российской Федерации. Ситуация более чем странная, особенно, если учесть тот факт, что еще весной 2016 года, созданная по поручению Владимира Путина, рабочая группа при Минэнерго, установила для Бурятии оптимальный тариф в 2,31 рубля за кВт/час. Тогда же глава государства обратился к зампреду правительства России Аркадию Дворковичу с просьбой помочь региону войти в перечень особых зон оптового рынка электроэнергии.

Однако, все усилия федерального центра по нормализации ситуации с тарифами местное руководство, похоже, особо не заинтересовали. По крайней мере, заместитель председателя правительства Бурятии проигнорировал важные встречи и не предоставил нужные отчеты о предпринятых мерах. Вообще, большой вопрос: а было ли вообще что-то сделано местным руководством в плане улучшения ситуации с тарифами на электроэнергию. Складывается впечатление, что нет.

В ситуации с аномальными тарифами на электроэнергию пытались разобраться представители общественных организаций Бурятии и депутаты Городского Совета Улан-Удэ. Они достигли определенных успехов. Но с мертвой точки проблема сдвинулась, когда ситуацией вплотную занялся член центрального штаба ОНФ, руководитель центра мониторинга исполнения указов президента, а ныне депутат Госдумы от трех регионов Прибайкалья Николай Николаев. Именно после его визитов и обращений цену на электричество удалось снизить. Но, к сожалению, лишь на копейки. Поэтому и сейчас тарифы остаются очень высокими.

— Тема цены на электричество для Бурятии парадоксальная, — признает Николай Николаев. — Сколько уже копий сломано, сколько было решений, обсуждений, а воз и ныне там. Видимо, у такого формирования цены есть свои «интересанты» ,— подчеркивает Николай Петрович.

Трудно не согласиться с мнением члена центрального штаба ОНФ, руководителя центра мониторинга исполнения указов президента. И упомянутые «интересанты», похоже, весьма легко определяются. Поскольку все подвижки в плане смягчения тарифов на электроэнергию в Бурятии упираются в стойкое сопротивление властей региона и руководства местного филиала «Межрегиональной распределительной сетевой компании Сибири» («МРСК Сибири») «Бурятэнерго» — главного «игрока» на республиканском рынке электроэнергии. Неужели интерес упомянутых субъектов настолько велик, что позволяет игнорировать даже поручения президента России!

Эксперты же, по этому поводу, куда более категоричны. У них все больше поводов считать управление республикой и местным филиалом «МРСК Сибири» неэффективным. Мало того, у специалистов отрасли появились подозрения в коррупционной составляющей формирования тарифной политики в Бурятии

— Это просто вопиющая ситуация, — считает директор московского института прикладной политики Владимир Самойлов. — Так происходит потому, что первый заместитель правительства Бурятии господин Зубарев отвечает за энергетику, а его родной сын является заместителем директора «Бурятэнерго», которое и продает электроэнергию населению. Понятно, что тут в противоречие вступают интересы населения Бурятии и интересы родного сына. И как вы думаете, чью сторону займет папа? Папа занимает сторону сына и делает все для того, чтобы заработки «Бурятэнерго» позволяли всем жить безбедно. Как живет население, его, видимо, мало интересует. До недавнего времени даже какие-то попытки снизить тарифы не предпринимались. И пока существует эта аффилированность, ничего не изменится.

— Без первых лиц, отвечающих за энергетику в правительстве республики и первых лиц «МРСК Сибири» такая коррупция была бы недопустима, — подтверждает предположения Владимира Самойлова депутат Горсовета Улан-Удэ Сергей Иванов. — Однозначно, у нас сегодня чрезвычайно высокие тарифы на энергоносители. На сей факт не обращать внимания, не анализировать причины роста тарифов — просто невозможно. У нас были большие надежды на снижение цены на покупку электроэнергии в Бурятии. И оно произошло — почти на рубль, по сведениям РСТ Республики Бурятия. Однако тариф для населения, пусть и на три копейки, но вырос. Корень зла в том, что в Бурятии сбытовая составляющая в тарифе — всего четверть от тарифа, а три четверти — услуги сетевых компаний. Львиную долю этих услуг — более 70% — предоставляет сетевая компания «МРСК Сибири». Она включает в тариф необоснованные расходы и потери, отсюда и высокие тарифы. Это необоснованно завышенная выручка монополиста. Превышение равно как минимум одному миллиарду рублей.

Как выяснилось, на упомянутое минимальное снижение тарифов местное руководство пошло после совместного заседания «ОНФ» и «Партии Роста», на котором были обнародованы связи руководителей региона с филиалом «МРСК Сибири».

— Это была бомба, которую все СМИ Бурятии опубликовали, — отмечает Владимир Самойлов. — Видимо, после этого уже совсем ничего не делать было нельзя и правительство снизило тариф для населения аж на 18 копеек. Но при этом переложило эту нагрузку финансовую на бизнес. Причем, приписало все это себе, хотя если бы не это совещание, не этот публичный скандал, устроенный «Народным фронтом» и «Партией Роста» то ничего бы не поменялось.

У официальных лиц Бурятии, похоже, свое видение ситуации с тарифами на электроэнергию. Куда более оптимистичное.

— Для населения у нас тарифы на среднем уровне, даже ниже среднего по стране, — заявляет первый заместитель руководителя Республиканской службы по тарифам Бурятии Евгений Белов. — Для прочих тарифы достаточно высокие, но они сопоставимы с тарифами в соседних регионах, есть еще выше. Впрочем, снижать тарифы, конечно, нужно. Но работа и так ведется. Плюс работа ведется по снижению сетевой составляющей тарифа. Снижения можно добиться путем консолидации сетей.

Если перевести слова чиновника на понятный язык, то одна из причин высоких тарифов — мелкие сетевые компании. Именно они, по мнению местных властей, — виновники непомерных цен на электричество.

— Это абсурд!— считает депутат Горсовета Улан-Удэ Сергей Иванов, поскольку доля этих компаний в сетевом хозяйстве и в общей выручке сетевых компаний не превышает 10%.

— Правительство в лице Николая Зубарева и Республиканской службы по тарифам постоянно утверждают, что виновниками роста тарифов являются мелкие сетевые компании, — поясняет депутат. — Если воспользоваться простейшими законами арифметики, 10% не могут оказать существенного влияния. В то время как выручка МРСК Сибири составляет 77% в общем котле. Если отсюда отнять выручку таких крупных компаний как «Улан-удэЭнерго» и «Оборонэнерго», то доля мелких сетевых компаний оказывается совершенно несущественной.

В заверениях местных чиновников о том, что «тарифы в Бурятии на среднем уровне» усомнился и омбудсмен Борис Титов, который во время своего визита интересовался, почему в республике такой высокий тариф, если не аномальный, но близкий к этому.

На самом деле, вопрос тарифов на электричество далеко не сезонный. Это важнейший фактор роста экономики в регионе, а следовательно вопрос благосостояния жителей республики в целом. Все инвестиции в местную промышленность — бессмысленны, если высокие тарифы убивают любую возможность конкуренции, не то, чтобы с иностранной продукцией, но и даже с продукцией соседних областей.

— Для Бурятии — это очень наболевший вопрос, — констатирует Президент Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия Игорь Зураев. — Огромная разница в тарифе на территории соседних регионов является совершенно недопустимым явлением. Данный фактор не позволяет товаропроизводителям выдерживать конкуренцию на рынке, что отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии Бурятии.

— Невозможно нашему предпринимателю и жителю города платить такие тарифы.— соглашается с Игорем Зураевым депутат Горсовета Улан-Удэ Александр Калашников. — Надо с этим бороться. Если мы хотим, чтобы у нас была развитая экономика, нужна конкурентность. А как мы можем конкурировать с той же Иркутской областью или Забайкальским краем, если у них тарифы что на электроэнергию, что на тепло ниже. У нас в 2009-2011 годах тариф на электрическую энергию подскочил и в итоге сетевая составляющая «МРСК Сибири» поднялась за 2-3 года процентов на 60. Это выручка, можно сказать, себе. Надо относится ко всем сетевым организациям одинаково, а у нас почему-то монополист «МРСК Сибири». Это такая организация, которую нельзя задевать, нельзя трогать. А там же все основные средства проходят, расходы — обоснованные-необоснованные — тоже вопрос…

— В Горсовете была создана рабочая группа, которая занимается тарифными вопросами. И дальше будет разбираться, — обещает Александр Калашников.

Разбираться с «аномальными» тарифами на электричество в Бурятии теперь, похоже, будут не только депутаты Горсовета и общественные организации. Член центрального штаба ОНФ, руководитель центра мониторинга исполнения указов президента Николай Николаев, прекрасно осведомленный о родственных «электросвязах» и об игнорировании совещаний представителями правительства Бурятии, отметил, что эта проблема уже поднята на федеральном уровне.

— Если были какие-то совещания на уровне правительства, и их решения не исполняются, то нужно говорить уже о неэффективности правительства, — заявляет Николай Николаев.

— Складывается впечатление, что жители Бурятии просто не понимают своего счастья, — холодно иронизирует Николаев, — Кое-кому нужно понимать, что государство — не коммерческая лавочка. И основная его задача — это решение социальных проблем. У государства нет и не может быть задач получения сверхприбыли. Чаще всего такие задачи перед собой ставят отдельные личности и отдельные чиновники. Оттуда у нас появляются и коррупция, и злоупотребления.

Материалы: http://sobesednik.ru/obshchestvo/20161011-tarif-buryatskiy