О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря – этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которым в идеале должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.

Что же такое “личность”?

Многие путают понятая “личность” и “индивидуальность”. “Мой ребенок – уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает”, – с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза. Между тем психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Так же как и черты характера, коммуникативные способности и т. д. Индивидуальные характеристики человека, такие как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память) во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?

Психологи выделяют несколько важных критериев:

  • малыш полноценно употребляет личные местоимения;
  • он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;
  • он обладает навыками самоконтроля; таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности;
  • он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо” и способен отказаться от “плохого” во имя “хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.
Возраст и формирование личности ребенка

К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, как научите ребенка говорить и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и “встроенную” в систему отношений с окружающим миром.

Смена воспитательных стратегий

Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему. Чтобы правильно воспитывать ребенка. необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: “немедленно замолчи, как же тебе не стыдно”! Между тем подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое “стыдно”. Более того, он не способен контролировать свое поведение – он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять, что это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо психологической и педагогической коррекции.

Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.

Между тем подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями “я хочу”, “я не хочу”, “мне нравится” и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам) и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и приобщением ребенка к культуре. важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.

Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание малыша до года должно строиться исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5-4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

Роль родителей в формировании личности ребенка

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.

1) Формируйте адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: “Посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет”! В то же время вариант “посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок ” – недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как “умного”, “доброго”, “красивого” и т.д. – не употребляя степеней сравнения.

2) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить “правильную” любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям.

4) Учите его этике и морали. Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое “честно”, “справедливо”, “хорошо”, “плохо”. Некоторые родители считают, что не нужно “пудрить мозги” малышу подобными объяснениями – “вырастет и поумнеет”. Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

Также читайте:

Материалы: http://detyvradost.ru/formirovanie-lichnosti-rebenka/

Читайте далее:→

Этапы формирования личности. Часть 7

Первоочередные задачи детской психологии и дошкольной педагогики — формирование гармонически развитой личности и воспитание ее социальной направленности. Исследованиями личности в разных аспектах занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин. Особый интерес представляет исследование, изучающее взаимосвязь личности и мышления (Д.Б. Богоявленская, Т.Н. Овчинникова).

В основе формирования личности лежат развитие самосознания и предличностные образования, которые закладываются уже в младенческом возрасте. Еще Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребенка к действительности с самого начала носит социальный характер. Малыш живет в социальной среде, и первые его потребности в еде, сне, гигиеническом уходе, тепле обеспечиваются взрослым, ухаживающим за ним (рис. 15).

Большое значение для дальнейшего развития ребенка имеют потребности получения новых впечатлений. Но совершенно особое значение получает возникновение социальной потребности — общение с другим человеком.

Все проявления малыша находятся в ситуации, связанной с ухаживающими взрослыми. Основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка. В исследовании М.И. Лисиной отражено формирование общения детей со взрослыми как фактор развития личности ребенка.

Первая форма общения — ситуативно-личностная — формируется в возрасте от 0 до 6 мес. На фоне общей жизнедеятельности, обеспечивающей выживание ребенка, вызывает эмоциональное общение в виде «комплекса оживления» в ответ на обращение взрослого.

Во взаимоотношениях матери и ребенка выявляется специфическая активность со стороны последнего. Он отвечает матери, инициативно привлекая ее внимание к себе. Инициативность в проявлении младенца к ухаживающему взрослому — важнейший фактор развития личности ребенка, в дальнейшем играющий роль формирования социального развития в познавательной деятельности.

На этом фоне в возрасте от 6 до 12 мес. возникает вторая форма общения — ситуативно-деловая — общение на фоне практической деятельности взаимоотношений взрослого и ребенка.

В возрасте овладения ходьбой появляются возможности непосредственного общения с окружающими предметами. Малыш находится во власти зрительных восприятий, побуждающих его к действиям. В связи с этим на 2-м году жизни у детей часто воздают конфликты со взрослыми, чьи запреты иной раз вызывают у них протест. Это проявление кризиса 1-го года жизни малыша. Ребенок трудно управляем, и требует особого внимания со стороны взрослого в удовлетворении своих потребностей. В процессе деятельности, жизненных ситуаций малыш начинает отделять себя от окружающих предметов, понимая, что он сам представляет собой совершенно другое. Центральную роль в самоопределении ребенка играет выявление своих возможностей. У малышей появляется чувство самоценности.

На протяжении 2-го года жизни формируется очень важное свойство ребенка. Малыш начинает контролировать свои действия, опираясь на позицию взрослого, оценивает свою деятельность. Часто, уже хорошо понимая слово «нельзя», ребенок сам себе дает установку — говорит «нельзя», но делает то, что ему хочется, так как запреты пока еще очень сложны для малыша. Но ориентировка на поведение взрослых и их установка у него уже начинает формироваться.

Овладение речью позволяет от чисто практического общения перейти к третьей форме общения — внеситуативно-познавательной, когда детей все больше привлекают явления, происходящим в социальной среде. Это характерно для ребят более старшего возраста — от 2 до 6—7 лет.

К концу 3-го года жизни у ребенка возникает резкое стремление к самостоятельности и независимости.Наступает кризис 3-х лет. Отечественный психолог Л.И. Божович связывает новообразование кризиса 3-х лет с появлением системы «Я-представлений» о себе.

Составляющие концепции этой системы следующие:

  • когнитивная - представление индивидума о самом себе;
  • оценочная - восприятие того, как, по его мнению, его оценивают другие;
  • поведенческая - эмоционально окрашенное убеждение по отношению к самому себе.

Дети постепенно усваивают родительские ценности, предлагаемые взрослыми, однако ребенок проходит этот путь непросто, что проявляется кризисом 3-х лет, который описан Л.С. Выготским. Это переходное состояние выражается следующими особенностям в поведении ребенка:

  • проявление негативизма (стремление сделать наоборот);
  • упрямство (не потому, что хочет, а потому что потребовал);
  • строптивость (бунтует против привычных правил);
  • своеволие (желание все сделать самому).

Кризис 3-х лет — закономерный ход развития личности ребенка. В этот период утверждается собственное «Я». Положительное значение кризиса заключается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, достижению результатов своей деятельности, радуется успехам и испытывает желание поделиться своей радостью со взрослыми. При этом похвала взрослых и одобрение его действий с их стороны рождает чувство собственного достоинства. Формирование личности ребенка - одна из первостепенных задач, стоящих перед семьей и образовательными учреждениями. И хотя имеются определенные закономерности развития, не стоит забывать, что каждый ребенок уникален как личность - и это нужно учитывать при его воспитании.

Переход на другие статьи методического пособия:

Материалы: http://ejeweek.ru/show_item.php?id=251