Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

Прежде чем определить, что подразумевается под понятием экологическое воспитание, выясним что же такое само воспитание? Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Тогда что же подразумевается под экологическим воспитанием?

Экологическое воспитание - это педагогическая деятельность направленная на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой 2.

Компонентами процесса экологического воспитания являются:

Цели, принципы, задачи

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологически воспитанной личности младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы: ознакомление с окружающим миром, естествознание, география, ОБЖ и т.д. Они несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствахМолодцова З. В. «Экология в начальных классах»// Начальная школа.-1997.-№4.-С.70.

2 Козина Е.Ф. Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания, м. Академия, 2004 - С. 262.

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее) что:

- природа-среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явлений, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для продуктов, вместе с тем человек сам является частью природы.

- труд человека - это условие использования и охраны природных богатств родного края. Там же. С.61.

Воспитание трудолюбия у школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств, может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдение культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленения), выполнение посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического воспитания в начальной школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важный как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом.

Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияние человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков естествознания и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе. Биология в школе.-2001.-№5.-С.3.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков - охранять природу - значит охранять Родину.

По мере изучения тем о природе на уроках естествознания и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Эти знания позволяют учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического воспитания школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной сохранение и приумножение природных богатств. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрывается перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны, конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах они учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является ценностный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, что является важнейшим мотивом охраны природы.Виноградова Н.Ф. «Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы».// Начальная школа.-1997.-№4.-С.38.

Экологическое воспитание конечной целью, которого является формирование экологической культуры определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического воспитания младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образование с позиции космоземного всеединства.

Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус получает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающуюся согласно циклам времени года. Ж.Ж.Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад к природе!». И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе, к принципу природосообразности. А. Дистерверг добавляет принцип культуросообразности. Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. Смирнова С.А./.-М. Издательский центр «Академия», 2000.-С.21. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. Там же.-С.23.

К.Д.Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога». Чтобы научить учащегося замечать прекрасное в природе, прежде всего, это должен чувствовать сам учитель».

Важнейшей задачей экологического воспитания является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) в учебном процессе. Эти задачи также решаются в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой важной задачей экологического воспитания является приобретение учащимися опыта и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Успех экологического воспитания во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - длительный и сложный результат. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

«Природа - великая воспитательница, - говорил К.Д.Ушинский, - она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности». Педагогика/Под ред. Баранова С.П.-М. Просвещение,1977.-С.51.

Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному целенаправленному общению учащихся с природой. Ведь экологическое направление есть при непосредственном наблюдении природы, а значит нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т.д. То есть, восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании.

Т.П. Богданец, Л.Я. Смирнова говорят, что, важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его они считают формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически проекты решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. Проблема охраны природы становиться, таким образом, проблемой этики.

Г.П. Логовеева подчеркивает: «Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе учащихся начальной школы». Логовеева Г.П. «Экологическое воспитание первоклассников».//Начальная школа.-1989.-№5.-С.30.

Наличие такой готовности предусматривает три ее основных параметра:

- ориентировку человека в разнообразных, объективно существующих взаимозависимостях природных предметах и явлений, зависимости человека и природы;

- умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия;

- умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.

Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношения с природной средой систематизируются и обобщаются. Экологически грамотное, бережное отношение младшего школьника к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Важно чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства.

Особую роль в экологическом воспитании играет эмпатия, то есть эмоциональная отзывчивость к радости и горю других людей. При этом педагогу важно стремится к такой форме эмпатии, такой эмоциональной отзывчивости, которая вызывает у ребенка чувство жалости и сострадания, радости за другого человека, за живых существ. Эта форма эмпатии побуждает оказывать помощь, поддержку, охранять слабого, здесь имеет место слияния переживания и поступка. А это значимо для того, чтобы заложить основы экологически оправданного поведения.

Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.

Особое внимание к проблемам экологического воспитания детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Хафизова Л.М. «Экологическое воспитание младших школьников»//Начальная школа.-1989.-№3.-С.7.

В результате исследований различных проблем экологического воспитания были определены методологические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующее экологическому образованию.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников является важной и неотъемлемой частью процесса обучения. В этом процессе исключительная роль принадлежит начальной школе, где учащиеся получают базовые знания о природе. Работа по экологическому воспитанию опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, а также в процессе самообразования (во внеклассной работе).

Материалы: http://studbooks.net/1810089/pedagogika/suschnost_ekologicheskogo_vospitaniya_mladshih_shkolnikov

Читайте далее→

Экологическое воспитание младших школьников.

Из опыта работы.

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем экологии кроются в бездумном и жестоком отношении человека к природе.

Основная цель программы и концепции развития экологического образования и воспитания в Карагандинской области- это воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. В экологическом воспитании главным является не только получение знаний, но и умение их использовать в практической деятельности по бережному отношению к природе, разумному её использованию, сохранению и умножению её богатств.

Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной активности, умение активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Разумная, деятельная любовь к природе - одна из граней любви к Родине.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру очень велик. Поэтому экологическое воспитание начинаю проводить с первых дней пребывания ребенка в школе и считаю, что основной задачей экологического воспитания в школе для детей с особыми образовательными потребностями является, прежде всего, преодоление потребительского отношения к природе, формирование экологического сознания и соответствующих ценностных ориентаций, становление начальной экологической культуры у детей.

Экологическое воспитание осуществляю в основном в процессе изучения предмета “Мир вокруг ”, решая следующие задачи:

1. Формирование интереса у учащихся к окружающему миру и стремление беречь природу.

2. Углубление знаний детей о многообразии растительных и животных организмов, их взаимодействии между собой и окружающей средой.

3. Формирование у учащихся умений и навыков бережного отношения к природе, правил поведения в ней, умению сделать полезную работу для растений и животных во время пребывания в природе.

Формирование у детей экологического сознания и культуры, которые помогут им преодолеть потребительское отношение к природе и осознать, что охрана природы - долг каждого и от всех нас вместе зависит, будут ли завтра звери в лесу, рыба в реках, а на лугах цветы.

Убеждена в том, что воспитание любви к природе, это начало и основа воспитания любви к нашей могучей Родине.

Для того, чтобы научить ребят любить природу, бережно к ней относиться, дружить с ней, надо обогатить знания детей и их представление о природе, развивать их познавательные интересы, поэтому с первых уроков стараюсь заинтересовать ребят занимательными рассказами о жизни растений и животных. При подготовке к занятиям, продумываю, как на уроке будет организована коллективная, индивидуальная работа, что предложу ребятам для самостоятельной работы. В процессе изучения материала ставлю перед учащимися вопросы эвристического характера, требующие логического мышления, например: «Как вы считаете, могут ли растения, животные, воздух и вода существовать отдельно друг от друга и от солнца? Что будет, если исчезнут все растения или животные?»

В процессе беседы обобщая ответы учащихся, подвожу их к выводу, что все в природе взаимосвязано: если погаснет Солнце, все покроется мраком и замерзнет, если исчезнут воздух и вода, то нечем будет дышать и нечего будет пить, если исчезнут растения, то нечего будет есть животным и человеку, воздух не будет обогащаться кислородом и т.д.

В дальнейшей беседе подвожу учащихся к мысли, что растения- н аши друзья, так как в процессе питания выделяют необходимый для дыхания всем живым существам кислород. Не случайно лес называют легкими планеты или по-другому- фабрикой кислорода.

Выясняем с учащимися, что растения поглощают шум, пыль, дают нам не только пищу, одежду, но и строительный материал. А какую красоту дарит нам природа, и если человек лишится возможности видеть красивое, то едва ли он будет счастливым, поэтому мы обязаны сохранять все видовые многообразия

растений и животных, а значит гуманно относиться ко всем видам растений и животных. Убеждаю учащихся, что все живое на планете- это наши друзья. Стараюсь пробудить у учащихся интерес к природе, побуждаю их к наблюдению за явлениями природы, развиваю любознательность, учу сравнивать, делать выводы.

Наблюдения- это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение- смотреть, видеть, обобщать. Свои наблюдения за природой учащиеся записывают в “Дневник наблюдений”, что организует ребят, способствует более прочному усвоению увиденного, закреплению приобретенных умений и навыков.

Изучая предмет “Мир вокруг ”, тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным её использованием. Стараюсь, чтобы уроки были насыщенными и сопровождались яркими эмоциональными переживаниями.

С целью активизации учебного процесса, познавательной активности учащихся, развития у них наблюдательности, внимания, памяти, мышления, поддержания интереса к изучаемому материалу, использую на уроках занимательный материал о природе в виде загадок, ребусов, викторин, чтения рассказов, в которых растения и животные разговаривают между собой о своей жизни. Ребята, при этом, не только лучше усваивают ту или иную тему, но и проникаются любовью ко всему живому и желанием помогать растениям, животным, сохранять их.

При изучении темы “Птицы осенью” читаю учащимся стихотворение К. Муххамади “Как птице перезимовать?”:

Как птице перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда: Они в грозди в град,

И под дождем, и в холода На ветках сидя спят.

Привольно прыгать воробьям, Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго

Сидят вороны по столбам, По небу весело скользя,

Галдят на ветках галки, Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

“Спасибо вам великое! ”

Затем задаю вопросы: Почему улетают птицы? Какие птицы улетают на юг, а какие остаются?

Дети приходят к выводу, что птицы улетают на юг не только из-за холодов, но и из-за отсутствия пищи. К концу лета в воздухе становится мало насекомых. Грустно, что некоторые птицы улетают, но они обязательно вернутся на Родину. Провожу беседу о том, как животные и зимующие птицы готовятся к

суровой, снежной зиме, и приходим к выводу, что поздней, глубокой осенью, в холодное снежное зимнее время и ранней весной птиц надо подкармливать, обсуждаем, что можно использовать в виде корма- это и крошки белого хлеба, семена подсолнечника, зерновых культур, а синицы любят кусочки несоленого сала. Обращаю внимание ребят, что подкармливать птиц нужно ежедневно, чтобы они не погибли. С наступлением зимних холодов ребята на уроках труда, под руководством учителя и совместно с ним, изготавливают простые кормушки, развешивают их на деревьях во дворе школы-интерната и охотно подкармливают птиц.

Дети, наблюдая за птицами, стараются отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки, любуются ими и испытывают чувство радости и гордости от того, что именно они делают доброе и важное дело, помогают выжить птицам, перенести для них трудное время- зимние холодные дни.

В классе вывешиваются правила подкормки птиц:

1. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, так как в жгучие морозы и сильные бураны, метели гибнет большая часть птиц.

2. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам.

3. Во время подкормки птиц не сорите; не оставляйте газет, бумаги, полиэтиленовых пакетов, разных баночек и коробочек. Не загрязняйте окружающую среду!

Подкормка птиц, забота о них, это действенное отношение ребят к природе, которое затрагивает память их сердца и будет способствовать в течении всей жизни проявлению ими гуманного отношения ко всему живому.

Воспитывая восхищенно -уважительное отношение к любым проявлениям жизни, бережное отношение ко всему живому, стараюсь помочь каждому ребенку перебороть неприязнь, брезгливость, а порой и страх к некоторым животным ( паукам, лягушкам, жабам и т.д.). С этой целью обращаю внимание на особые черты этих животных, на пользу, которую они приносят, т.е. стараюсь заинтересовать учащихся, привлекаю их к наблюдению за этими животными, и ребята сами убеждаются, что паук- крестовик получил своё название из-за того, что на его брюшке есть рисунок в виде креста, а из паутинных нитей он плетет ловчую сеть, в которую попадаются мухи, мошки, комары, которыми он питается. Уничтожая вредных насекомых паук приносит большую пользу человеку и конечно пауков надо охранять. Провожу беседу о пользе, которую приносят человеку лягушки, уничтожая личинок, куколок кровососущих комаров и других насекомых, а жабы, поселяясь в огороде, полях, парках, лесах, истребляют различных вредителей культурных растений, наносящих огромный вред культурным растениям;

знакомлю подробно детей с такими насекомыми, как муравьи, комары, божьи коровки, бабочки, шмели, мухи и их ролью в природе. Призываю учащихся, чтобы в любом живом существе они видели прежде всего уникальное, удивительное, необыкновенное, неповторимое, чудесное. Такое убеждение- основа, суть современного отношения к природе.

Знания являются основой формирования убеждения учащихся в необходимости заботливого отношения к богатствам природы. На уроке по теме: “Части растения” знакомлю учащихся не только с частями растений, но и говорю о значении каждой части: корня, стебля, цветка, плода. Говорю, что люди, которые срывают цветы в природе, в больших количествах наносят вред природе, т.к. растения с оборванными цветками не дает плодов и семян, а значит, не оставит потомства.

Убеждаю ребят, что красота природы не только неповторима, но она еще и хрупка, и ранима, поэтому, встретив красивые цветы, они не должны их срывать, а любоваться их красотой в живой природе, т.к. сорванные цветы впоследствии быстро завянут и погибнут. Рекомендую учащимся, что лучше будет, если они узнают, как называется это растение, чем оно интересно, где его можно использовать и т.д.

При изучении соответствующих тем рассказываю учащимся о видах растений и животных Казахстана, занесенных в Красную Книгу Казахстана, объясняю причины возникновения угрозы исчезновения данных видов, и подчеркиваю, что чаще всего это происходит вследствие неправильной, безграмотной, хищнической деятельности человека в природе. Рассказываю учащимся о значении Красной Книги в охране природы.

Особенно благодатная обстановка для экологического воспитания складывается во время проведения учебных экскурсий в природу. Заранее выбираю маршрут, сообщаю учащимся цель нашей экскурсии, напоминаю о правилах поведения, даю учащимся определенные задания. Настраиваю их на то, чтобы они были очень внимательными к окружающему миру, наблюдали, сравнивали, задаю вопросы: что интересного сегодня вы увидели в природе? Чем сегодняшний день не похож на вчерашний? и т.д.

Проводя экскурсию ранней весной по городу и за его пределами любуемся с учащимися дивной красотой просыпающейся природы, обращаю внимание на то, какие деревья и кустарники сажают в нашей местности и сколько надо затратить труда,чтобы их вырастить.

Во время уборки территории школы и прилегающей к ней окрестности, объясняю, что сжигать мусор или прошлогоднюю листву, траву, другие остатки растений вредно, так как при этом погибает очень много насекомых, почвенных бактерий, семян растений, повреждаются корни многолетней травы. А еще от поджога сухой травы могут возникнуть пожары, которые нанесут огромный ущерб живой природе, а также и людям. Во время экскурсии в природу, на конкретных примерах: кучи мусора, вытоптанная трава, дерево с обломанными ветками и т.д. поясняю учащимся, как не надо относится к живой природе, в ходе беседы выясняем правила отношения к растениям:

> С растениями следует обращаться осторожно ( не ломать ветки деревьев и кустарников, не обрывать с растений цветки, листья, не вырывать с корнями цветущие растения, нельзя повреждать или сдирать кору с деревьев, делать порезы ножом, разжигать вблизи деревьев костры и т.д. так как это ускорит гибель растений, а то и мгновенно уничтожит их.

> Нельзя оставлять в лесу, на лугу, лужайке мусор, от которого гибнет трава, а лужайки становятся грязными, некрасивыми.

Учащиеся после экскурсии возвращаются довольными, счастливыми и радостными. Умение радоваться, замечать хорошее в любых его проявлениях может стать началом сохранения, а затем и созидания гармонии в окружающем мире, гармонии прекрасного.

После проведения каждой экскурсии в природу подводим итоги, где обсуждаем, что увидели, узнали. С целью закрепления правил поведения в природе использую метод познавательных практических задач и выясняю, как бы поступил тот или иной ученик в данной ситуации, правильным ли был бы его поступок и вместе приходим к правильному разрешению данной ситуации.

Ребята З А класса солнечным весенним днем пошли в поход. В лесу на поляне они разожгли костер, испекли картошку, сытно пообедали, а уходя домой весь мусор оставили на поляне, костер не потушили, так как торопились домой. Правильно ли поступили ребята? Какие ошибки они допустили? Как надо было поступить?

Мальчик встретил в лесу маленького ёжика и забрал его домой. Правильно ли поступил мальчик? А как поступили бы вы?

Ставлю перед ребятами вопросы:

Как ты поступишь:

- Если встретишь в природе птенца, выпавшего из гнезда, птичку с переломанным крылом?

- Когда обнаружишь в траве или на дереве птичье гнездо с кладкой яиц или с птенцами?

- Когда встретишь в степи красивые цветы?

- На своем пути встретишь муравейник?

- Что делать с мусором, оставшимся после обеда на поляне?

- Знаешь ли ты, как правильно собирать грибы? и т. д.

Использую метод творческих заданий:

Составить рассказ по картинке, нарисовать плакат об охране природы, написать мини сочинение о прогулке в природу, провожу конкурсы на лучший рассказ об охране природы.

После проведенной работы ( наблюдений, решения ситуационных задач, ответов на вопросы), совместно с учащимися выводим главные правила поведения в живой природе. Формулируем их и записываем в тетради по предмету “ Мир вокруг нас”:

НЕ РАЗОРЯЙ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА И МУРАВЕЙНИКИ!

НЕ УБИВАЙ ЛЯГУШЕК И ЖАБ!

НЕ ЛОВИ БАБОЧЕК, СТРЕКОЗ И ДРУГИХ НАСЕКОМЫХ!

НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ!

НЕ ЛОВИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И НЕ УНОСИ ИХ ДОМОЙ!

НЕ РВИ ЦВЕТОВ В ПРИРОДЕ!

Правильно организованное экологическое воспитание в младшем школьном возрасте представляет широкие возможности для развития духовной сферы ребенка. Эти возможности заключены

во взаимодействии ребенка с миром природы, находящейся в пространстве его жизнедеятельности. Именно поэтому огромное значение имеет создание обогащенной эколого развивающей среды в школе, в классе, где учащиеся проводят значительное количество времени. Экологическое пространство на территории - это аллеи с деревьями и кустарниками, клумбы, цветники, мини-огороды и т.д. В классе можно обустроить уголок природы, огород на окне в зимнее время, содержать аквариумных рыбок. При наличии такой среды учащиеся учатся создавать для животных или растений правильные (соответствующие их потребностям) условия. Данная деятельность является непрерывной, т.к. живые существа требуют к себе постоянного внимания, заботы, ежедневного ухода, возобновления недостающих условий (воды, воздуха, тепла, питания).

В классе ребята поочередно ухаживают за комнатными растениями, поливают их, рыхлят почву, делают подкормку, моют листочки от пыли, удаляют сухие листики и т.д. Чтобы дети охотно выполняли это поручение, знакомлю их с научными и народными названиями этих растений, с их родиной, условиями их жизнедеятельности, рассказываю, чем интересны эти растения. Для повышения интереса к комнатным растениям, лучшего запоминания их детьми, у всех комнатных растений имеются таблички с названиями.

Ребенку всегда необходимо чувствовать поддержку, одобрение со стороны учителя, позитивную оценку его усилий.

Непосредственно через общение с живыми существами дети познают уникальность жизни, учатся нежному и трепетному отношению к ней, учатся понимать состояние другого живого существа, сочувствовать ему, приобретают практические навыки заботы об опекаемых ими животных или растениях

Эта деятельность важна еще и потому, что правильное отношение к растениям и животным, приобретенное под руководством опытного педагога, дети обязательно перенесут в свою семью, где нередко содержатся собаки, кошки, птицы, рыбки и другая живность, в обращении с которыми подчас можно наблюдать детскую жестокость.

Показателями экологической воспитанности являются ярко выраженный интерес к окружающему миру, приходным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, понимание уникальности живого, сочувствие сопереживание животным растениям, находящимся рядом, практические умения гуманного с ними обращения, действенная готовность совместно со взрослыми создавать и поддерживать хорошие условия для питомцев, проживающих рядом.

Чтобы выяснить результат экологического воспитания в начале и конце года провожу экологическое исследование “Мой экологический след на земле”.

Материалы: http://worldofteacher.com/6008-ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-iz-opyta-raboty.html