Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
Тема «Где можно найти воздух».

Автор: Константинова М. Ф. воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ Детский сад «Валдай», посёлок Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район.
Цель: Систематизировать знания людей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
• Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
• Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
• Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание помочь Петрушке.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горох, трубочки для коктейля, чеснок, мыльные пузыри, игрушка Петрушка, полиэтиленовая плёнка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

Конспект занятия для средней группы (познавательная деятельность)


Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.

Конспект занятия для средней группы (познавательная деятельность)


Воспитатель: Скажите ребята Петрушке, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный.
Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.

Конспект занятия для средней группы (познавательная деятельность)


Воспитатель: Погоди Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть.
Воспитатель: Ребята давайте докажем Петрушке что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к столам. Что у меня лежит на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.
Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно мы наполнили пакет воздухом и увидели его. (дети переходят к другому столу).
Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети. Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. (Петрушка хвалит детей)
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут ( опускают на пол).
Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
Опыт №3. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежит чеснок.
Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть запах.
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе.
Дети: Чеснок.
Воспитатель: Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем (нюхают). Что можно сказать?
Дети: Чеснок пахнет
Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог)
- Вокруг нас везде есть воздух.
- Мы с вами дышим воздухом.
- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
- Воздух заставил двигаться горошины.
- С воздухом можно играть.
- Петрушка, а тебе понравилось у нас.
Петрушка: Да ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам. На память я дарю вам мыльные пузыри.
Дети благодарят, Петрушка уходит.

Конспект занятия для средней группы (познавательная деятельность)


Игра с мыльными пузырями.

Материалы: http://kladraz.ru/blogs/margarita-fyodorovna-konstantinova/konspekt-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti-v-srednei-grupe-tema-gde-mozhno-naiti-vozduh.html

Читайте далее →

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе.
Тема: «Куда ушли снеговики?»

Автор: Галлямутдинова Гюзель Нуримановна
Место работы. МАДОУ Детский сад №6 «Светлячок», г. Лесосибирск
Назначение. Конспект занятия будет интересен воспитателям ДОУ.
Цель. Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств снега.
Задачи:
1. Образовательные:
• Закреплять представление детей о свойствах снега (цвет, форма, температура, превращение в воду).
• Рассказать о разнообразии состояний снега в окружающей среде (снежинка, снегопад, снеговик, снежки и т.д.).
2. Развивающие:
• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
• Активизировать и обогащать словарь детей.
• Закреплять правильное чёткое звукопроизношение детей.
3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей чувство уважения к старшим и сверстникам.
• Воспитывать любовь к природе.
• Понимать значимость превращения снега в воду для всего живого на земле.
Материал и оборудование:
• Снеговик из снега, саночки, мешочек со снегом, салфетки, следы (животных, птиц, людей), вырезанные из бумаги.
Предварительная работа:
• Лепка с детьми на участке снеговиков, снежков.
• Рассматривание различных следов на снегу, земле, песке.
• Продуктивная деятельность на тему: «Снеговик» (лепка, рисование, аппликация).
• Заучивание считалок, стихотворений, пальчиковой гимнастики о Снеговике.
• Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», рассказа Н.Калининой «Снежный колобок».

1. Организационный момент. Приветствие .
Воспитатель приглашает детей войти в группу:
- Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!

- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята.

Дети: - Здравствуйте!
2. Беседа о зиме.
(Дети сидят на полу полукругом) .
Воспитатель. - Умеете загадки разгадывать?
Дети. - Да!
Загадка: - Забелели все дорожки,
Разукрасились окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Кто знает, кто скажет, когда это бывает?

Дети: - Зимой.
Воспитатель. - Какого цвета зимой больше?
Дети. - Белого.
Воспитатель. - Почему?
Дети. - Потому что много снега.
Воспитатель. - А какие вы знаете «снежные» слова, давайте поиграем!
Игра «Доскажи словечко»
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю …
(снег ).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые …
(снежинки ).
На посёлке, на лужок
Выпал беленький
… (снежок ).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее
… (снегопад ).
Все бегут наперегонки,
Все хотят играть в
… (снежки ).
Что за снежная фигурка,
Это девочка -
…(Снегурка ).
Словно в белый пуховик
Нарядился
… (Снеговик ).
3. Беседа о Снеговике.
Воспитатель: - Ребята, а кто такой Снеговик?
Дети. - Снеговика лепят из снега. Катают три разных по размеру снежных шара. Самый большой – нижний, чуть меньше – средний, самый маленький – верхний. Нос – морковка и т.д.
Воспитатель. - Почему его так называют: «Сне- го- вик»?
Дети. - Потому что лепят из снега.
Воспитатель. - Какого цвета снег? Если Снеговика потрогать, то он какой?
Дети. - Холодный, потому что снег холодный.
Воспитатель. - Давайте вспомним, как мы лепили Снеговика.
Речедвигательная гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок…»
(стоя в кругу):
- Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком
И станет ком Снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла…!

(Дети садятся на стульчики полукругом) .
Воспитатель. - Ой, ребята, кто-то идет к нам.
(Слышен стук у двери) .
4. Вдруг в группу входит Дедушка Ау, везёт на саночках Снеговика и мешочек со снегом. Здоровается, знакомится и рассказывает свою весеннюю историю с грустью:
Дедушка Ау :
-Здравствуйте, ребята! Я – Дедушка Ау! Живу в лесу, помогаю птицам, зверушкам, деревьям и растениям. Однажды я встретил в лесу Снеговика, его зовут Снежок. Он плакал, потому что заблудился и потерял своих снежных братьев. Мне его стало жалко, и я его привез сюда к вам. Вы случайно не видели его снеговиков? (Заглядывает за шкаф и т.д. ).
Дети. - Нет.
Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, куда подевались его снеговики?
Дети. - Ушли, а его одного оставили. Снежок отстал от них. Растаяли.
Дедушка Ау. - Помогите, пожалуйста, разгадать загадку природы и узнать, куда ушли Снеговики.
Воспитатель. - Ребята, как же найти снеговиков? Может по следам их найдём? А снеговики носят обувь? А какие следы у снеговиков?
Дети. - Круглые. Вода. Круглая лужа.
5. Игра «Чьи следы?»
(Дети ищут следы, подмечают следы животных, птиц, людей, но от Снеговика следов не находят, а обращают внимание на мешок.)
Воспитатель. - Пойдемте, поищем следы снеговиков.
- Ой, ребята, что это?
Дети. - Следы.
Воспитатель. - Чьи это следы?
Дети. - Это след птицы, это след медведя и т.д.
Воспитатель. - А еще чьи следы можно встретить?
Дети. - Белки, лисицы и т.д.
Воспитатель. - Ой, что за мешок? Откуда он здесь взялся?
Дедушка Ау. - А это я вам принес. Угадайте, что в нем?
Дети. - Давайте, потрогаем. ( Дети ощупывают мешок и определяют, что там что- то холодное, твердое и т.д. )
Воспитатель. - Может, нам покажешь, что в мешке?
Дедушка Ау. - Давайте, развяжу мешок.
Дети. - Ой, так это же снег!
Воспитатель. - Ребята, где Дедушка Ау взял снег?
Дети. - В лесу.
Воспитатель. - А почему у нас на улице уже нет снега?
Дети. - Наступила весна, потеплело. Солнце ярче светит и греет. Снег растаял на улице. Дворники расчистили дорожки, трактора счищали снег на дорогах, поэтому снег на улицах быстрее растаял.
Воспитатель. - А почему у Дедушки Ау в лесу до сих пор снег не растаял?
Дети. - Потому что в лесу много деревьев и солнечным лучам трудно пробиться сквозь ветви деревьев.
6. Рассматривание снега, наблюдение за его свойствами.
Воспитатель. - Какой снег?
Дети. - Холодный, мокрый, белый.
Воспитатель. - Чем пахнет снег?
Дети. - Снежинками, без запаха. Ничем.
Воспитатель. - Что можно из него слепить?
Дети. - Комочки, снежки, горку.
Воспитатель. - Давайте, слепим снежные пирожки для Снеговика. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.
(Дедушка Ау помогает, раздает детям снег из мешка и вместе с детьми и воспитателем лепят «пирожки »).
Речедвигательная гимнастика «Я пеку, пеку, пеку…»:
Я пеку, пеку, пеку,
Пирожок Снеговику.
Пирожочек я слеплю
И в тарелку положу!

(Дети кладут «пирожки» в тарелочки.)
Воспитатель. - Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега?
Дети. - Да!
Воспитатель. - Почему?
Дети. - Снег липкий, потому что подтаял.
Воспитатель. - Какой формы «пирожки»? На что похожи?
Дети. - Круглые, похожи на шарики.
Воспитатель. - Что стало с нашими руками?
Дети. - Замерзли, стали холодными, мокрыми.
Воспитатель. - Почему руки замерзли?
Дети. - Потому что снег холодный.
Воспитатель. - Почему руки мокрые?
Дети. - Снег растаял от теплых ладошек. Превратились в капли воды.
Воспитатель. - Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки ). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные?
( Дети трогают ладони друг у друга, прикладывают ладони к своим щекам.)
Воспитатель. - Что нужно сделать, чтобы согреть руки?
Дети. - Погреть их.
Воспитатель. - 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать.
Дедушка Ау. - Давайте, вместе погреемся!
7. Речедвигательная гимнастика «Погреемся»:
- Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ!
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Руки вверх мы поднимаем:
Выше, выше, выше.

Дедушка Ау. - Ну, что, согрелись!?
Дети. - Да!
8. Беседа о том, почему «снежные пирожки» начали таять.
Воспитатель. - Ребята, что происходит с нашими «пирожками»?
Дети. - «Пирожки» тают.
Воспитатель. - Во что превращается снег?
Дети. - Снег превращается в воду.
Воспитатель. - Почему «пирожки» тают?
Дети. - В группе тепло.
Воспитатель. - А где ещё быстро может растаять снег?
Дети. - На батарее, на печке, на солнце, в комнате.
Воспитатель. - Правда, ребята, от любого тепла тает снег. Я начинаю догадываться, куда подевались остальные снеговики. А вы догадались, ребята?
Дети. - Снеговики становились все меньше и меньше и растаяли.
Дедушка Ау. - А у меня в лесу снег растает?
Дети. - Конечно, растает.
Воспитатель. - Да, Дедушка Ау, снег все равно растает, только чуть позже, ведь на дворе какое время года, ребята?
Дети. - Весна.
Воспитатель. - Давайте, ребята, вспомним, что бывает весной.
- 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать!
Чистоговорки:
Ра-ра-ра – весенняя пора.
Ри-ри-ри – улетели снегири.
Ры-ры-ры – ручейки бегут с горы.
Ло-ло-ло – греет солнышко тепло.
Ла-ла-ла – в ручье лодочка плыла.
Ель-ель-ель – с крыш закапала капель.

Дедушка Ау. - Спасибо, ребята. Я все понял. Все снеговики никуда не ушли, они просто растаяли. Но вы не расстраивайтесь, это не плохо. Ведь они превращаются в воду, а вода кому нужна ребята?
Дети. - Вода нужна растениям, животным, птицам и человеку.
Воспитатель. - Не стоит, ребята, грустить, ведь следующей зимой мы обязательно слепим снеговиков. А что же делать со Снежком?
Дети. - Он все равно растает, превратится в воду.
Воспитатель. - А как можно спасти Снежка?
Дети. - Поставить в морозильник. Отправить на Север.
Дедушка Ау. - Я не могу больше здесь задерживаться. Меня ждут в лесу дела. До свидания, ребята!
Дети. - До свидания, Дедушка Ау!
Воспитатель: - Давайте, проводим Дедушку Ау. А Снежка мы отнесем на кухню и поставим в морозильник.
(Выход детей из группы со Снеговиком.)

Рекомендуем посмотреть:

Материалы: http://ped-kopilka.ru/blogs/gyuzel-nurimanovna-galjamutdinova/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-poznavatelno-isledovatelskomu-vidu-dejatelnosti-v-srednei-grupe-po-teme-kuda-ushli-snegoviki.html