Половое воспитание

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Это достаточно широкое направление, куда включается вопросы стиля одежды и манер поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться.

Сексуальное воспитание - немного уже, это собственно отношение к своему телу, сексуальности и сексуальным отношениям. А сексуальное просвещение - это часть сексуального воспитания, передача необходимых знаний в этой области.

Задача полового воспитания - из мальчика воспитать мужчину. а девочке благополучно вырасти в счастливую и успешную женщину. Конкретнее, это задача, чтобы мальчики осознавали себя мальчиками, а девочки - девочками, чтобы у них была правильная половая ориентация и чтобы они во взаимоотношениях мужчина - женщина адекватно себя вели.

На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали ещё более противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.

Половое воспитание дошкольников

Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с обще физическим. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся "тайной" их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, "как я тебя родила в роддоме" или "ты вырос у меня в животике". В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более "осведомленных" старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия.

Половое воспитание подростков

Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности.

Основные задачи полового воспитания – неотъемлемая часть общего воспитательного процесса и осуществляются в различных видах общения и совместной деятельности. Поведение человека зависит от конкретной жизненной ситуации. И в этой связи следует изучать и пропагандировать гибкие психологические механизмы, управляющие поведением человека, которые при непосредственных контактах с противоположным полом не причиняли бы излишних страданий, а были бы понятны и естественны.

Обратимся к работе В.В. Кагана, где сформулированы основные направления полового воспитания:

- половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола.

- сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания.

- подготовка к сознательному и ответственному супружеству.

- подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок.

- формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.

- профилактика нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка.

- предупреждение растления и совращения детей и подростков.

Основные принципы полового воспитания приведены в работе Ю.М. Орлова:

- принцип целеустремленности (соотнесение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития детей).

- самовоспитание (половое воспитание во многом зависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого ребенку, подростку надо ясно представлять себе цели и хотеть достичь их).

- принцип «не навреди».

- принцип «не стыди».

- принцип опоры на положительное, в том числе на положительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых. Психологическая основа этого принципа - положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности.

- принцип индивидуального подхода.

- принцип невозбуждения полового влечения (в основе этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания). В пользу этого тезиса свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом - скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Принцип невозбуждения полового влечения связан с требованием сублимации.

- принцип единства обучения и воспитания.

- принцип системности, последовательности, комплексности.

Сексуальное образование подростков

Периодизация возрастов отводит большой промежуток времени подростковому возрасту: с 9-10 до 20 лет. Причём на возраст 12-15 лет приходится собственно период полового созревания, а на 16-24 года – становление сексуальности. Международные эксперты на совещании ВОЗ в 1974 г. определили подростковый возраст как период, в течение которого:

1) протекает половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;

2) психологические процессы, свойственные детям, сменяются поведением, характерным для взрослых;

3) происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной независимости.

Во многих странах сексуальное образование дополняет и/или корректирует семейное воспитание. Правильно было бы начинать образование с дошкольного возраста, но и подростковый период для этого не потерян. Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создает очень сильную мотивацию к обучению. Ни в какой другой период жизни человек не стремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте.

И.С. Кон в своей работе выделил два направления сексуального образования:

- избегать в сексуальном образовании уклона в «гинекологизацию» проблемы (т.е. не концентрировать внимание на контрацепции, беременности, родах, болезнях - это удел врачей). Сексуальное просвещение - это подраздел, составная часть и сексуального образования, и воспитания. Можно сказать, что сексуальное просвещение - это информирование по вопросам пола, отличающееся от сексуального образования и воспитания объемом информации, задачами и длительностью. Главной целью сексуального просвещения является сохранение репродуктивного здоровья и достижение некоторой свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.

В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:

− были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;

− о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;

− знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

− знали, что дружба – это многогранное проявление отношений;

− понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

− умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;

− знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;

− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;

− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);

− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;

− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;

− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).

Подростки 14-16 лет должны знать:

− биологические аспекты репродукции;

− о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;

− знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;

− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

− знать основы брачного законодательства;

− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

Конечно, эти задачи сексуального воспитания могут и должны уточняться, дополняться. В образовании молодых людей должны быть сбалансированы положительные стороны совместной жизни и сексуальных отношений, а также риск и проблемы, связанные с ними. При этом нельзя допускать у подростков возникновения страха перед первым сексуальным опытом. Молодые люди должны иметь право на ошибки. Несмотря на хорошее сексуальное образование, всегда будет существовать угроза нежелательной беременности и заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Говоря только о негативных моментах сексуальных отношений, взрослые не могут способствовать улучшению сексуального здоровья будущих поколений. Единственный выход – это дать грамотную информацию, уравновешивающую удовольствие и риск. При этом форма и язык её представления должен быть на том уровне, который воспринимает подросток.

Особенности сексуального поведения подростков

В течение последнего столетия половая зрелость и сексуальная активность отмечаются во все более раннем возрасте. Об этом свидетельствуют многие труды выдающихся психологов, социологов, сексологов. В работе П.С. Варшавского подробно рассмотрены особенности сексуального поведения подростков. Обзор исследований, проведенных во многих странах мира и посвященных изучению поведения юношей и девушек, показал, что пропорция молодежи, которая становится сексуально активной, увеличивалась в течение последних трех десятилетий. Кроме того, средний возраст первого сексуального контакта снизился при, этом примерно половина подростков из данной категории испытывает чувство вины и страха за последствия. Имеются данные о том, что ранний сексуальный дебют сопровождается увеличенным числом сексуальных партнеров и, как следствие, возрастает риск приобретения ЗППП. Незрелые в половом отношении подростки и их ранняя сексуальная практика находят выражение в мастурбации (в возрасте 13 лет приближается к 55% в обоих полах, а в 15-летнем возрасте составляет более 80%).

Развитие сексуальной активности с высокой степенью риска для репродуктивного здоровья подростков имеет различную природу. Были изучены и подтверждены значимые факторы, такие как биология, стадии развития и демографический фон, включая социально-экономическую группу факторов, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой информации. Очевидно, что наиболее значимым для формирования сексуального поведения является роль сверстника. Низкий социально-экономический статус определяет более высокий уровень подростковой беременности. Религиозность также становится все более важным положительным фактором. Подростки, которые соблюдают религиозные правила, независимо от вероисповедания начинают сексуальное общение в более позднем возрасте, чем нерелигиозные сверстники. Гармоничное взаимоотношение «мать-дочь» также оказывает положительное влияние на репродуктивное здоровье подростков.

Подростковость - время сексуального экспериментирования с различными формами сексуального поведения. Для подростка с нетрадиционной ориентацией столкновение между эротическими фантазиями и поведением, с одной стороны, и ожиданием гетеросексуальной культуры с другой, служит источником беспокойства, вины и боли. Подростки, которые испытывают нетрадиционные чувства, вынуждены терпеть насмешки со стороны сверстников и часто бывают отвергнутыми ими. Поведение таких подростков нередко носит саморазрушительный характер. Они в два-три раза чаще, чем их сверстники, предпринимают попытки самоубийств.

Сексуальное развитие имеет разные основы, которые включают много вопросов, но я остановилась только на некоторых из них.

Сексуальное образование в школах

Сексуальное образование должно быть частью школьного учебного плана и должно начинаться как можно раньше. Основная цель такого образования – научить молодых людей быть ответственными за свое сексуальное поведение.

Несмотря на то, что подростки указывают на своих сверстников и средства массовой информации как важные источники сексуальной информации, родители, их опыт остаются важным фактором для формирования репродуктивного здоровья детей. Большинство родителей хотели бы быть педагогами для своих детей, однако они чувствуют себя неподготовленными по различным причинам: недостаток информации, дискомфорт в обсуждении сексуальных проблем, что нередко заканчивается конфликтами. Тем не менее, информация относительно чувства собственного достоинства, восприятия своего тела, ролей пола и межперсональных отношений могут и должны быть переданы через семейные установки. С другой стороны, поведение многих родителей, не желающих обсуждать со своими детьми вопросы сексуального поведения и его последствий, так же как и многие школьные образовательные программы здоровья, имеющие различное качество, привели к тому, что телевидение стало ведущим источником сексуального образования.

В этой связи должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «миф совершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьми вполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) и специально подготовленные педагоги.

Подростки предлагают свой собственный список желаемых характеристик для преподавателя такого рода программ. Этим характеристикам соответствует человек, заслуживающий доверия, хорошо осведомленный, умеющий слушать, заботливый, честный, спокойный, дружественный, открытый и обладающий чувством юмора.

Подростковый врач должен хорошо знать общие медицинские проблемы подросткового возраста, детскую гинекологию, а также поведенческие и психологические проблемы, периоды физического роста и познавательного развития, включая ЗППП. Большинство опрошенных учителей указывают на необходимость своего собственного образования по этим вопросам и недостаточное обеспечение образовательными материалами. Врачи могут помогать преподавателям, улучшая их знания и разрабатывая учебные планы одновременно контролируя соблюдение грамотности изложения материала. Следует отметить, что последние тенденции в сексуальном образовании связаны с необходимостью рассматривать репродуктивное здоровье подростков в тесном сотрудничестве с семьей, школой и общественными организациями здравоохранения.

Не имеется никаких данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительно сексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочке начала сексуальной активности, увеличению использования контрацепции и снижению риска опасного сексуального поведения. Сексуальные программы образования, сосредоточенные на воздержании, более проблематичны, потому что они основаны на чувствах страха и позора. Такие программы неспособны научить подростка принимать самостоятельные ответственные решения или обеспечить достаточной информацией по вопросам планирования семьи, могут, наоборот, увеличить подростковую беременность.

Несмотря на имеющиеся положительные результаты проведенных программ сексуального образования, остается еще существенная доля подростков, которые продолжают иметь незащищенные половые контакты, способствуя, тем самым, сохранению риска ВИЧ-инфекции, в том числе ЗППП и нежелательных беременностей.

Заключение

Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек - к менструациям. Период полового созревания связан также с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы.

Однако, необходимость полового воспитания, в век прогресса и активного развития бесспорна.

Список литературы

1. Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни//«Вопросы психологии».- 2001. - №4. – М. Наука

2. Белов В.В. Подросток – сверстник. – СПб. Питер

3. Варшавский П.С. Молодёжь. – Ростов-на-Дону: Феникс

4. Грушенко П.Р. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин //«Социс».- 2002. -№11. – М. Наука

5. Гудкович Л.Н. Половое влечение. – М. Просвещение

6. Гурко Т.А. Девочка-мать. М. Омега-Л

7. Иванов Е.И. Внебрачное материнство в России. – М. Республика

8. Каган В.В. Что мы знаем о половом воспитании? – М. Просвещение

9. Масоликова Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // «Психологическая наука и образование». - 2000. - №4. – М. Московский городской психолого-педагогический институт

10. Кон И.С. Введение в сексологию. – СПб. Питер

11. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – М. Мир

12. Марков В.В. Основы ЗОЖ. – М. Наука

13. Орлов Ю.М. Половое воспитание, как звено становления личности. – М. Просвещение

14. Санюкевич Л. И. Половое воспитание детей и подростков,— Мн. Нар. асвета, 1979.—48 с. — (Родителям о детях).

15. Соловцова Е.А. Представления подростков о половой жизни//«Народное образование». - 2001. - №5. – М. Красная звезда

16. Хрипкова А. Г. Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М. 1985.

Половое воспитание

Люди с пороками стремятся всех сделать порочными. Курильщики предлагают некурящим покурить, алкоголики – выпить, наркоманы – попробовать кайф. А сексуальные маньяки навязывают порнографию. Секс регулируется внутренними гормонами и дополнительной стимуляции не требует. Вопреки расхожему мнению о так называемой мужской силе искусственное сексуальное стимулирование нарушает внутренние процессы, приводит к излишеству, вредит организму. Резкие перепады давления при сексе разрушают наиболее чувствительные клетки мозга не без последствий. Вырабатывается наркотическая привычка к сексу. В тяжёлых случаях почти вся жизнь человека посвящается обслуживанию своего полового органа. Со стороны смотреть – незавидная судьба. Подумать только, какой орган управляет человеком. А этим хвастаются. С развитием сексуальной революции процесс нарастает. Излишество стимулирует измены. Разрушаются семейные связи, происходит искажение отношений между мужчинами и женщинами,

23 октября 2016

Материалы: http://www.psychologos.ru/articles/view/polovoe-vospitanie

Читайте далее →

Половое воспитание

Наверное, вы уже не раз задумывались, как будете подготавливать своего ребенка к взрослой жизни, а возможно вы изводите себя вопросом, как подготовить к его к взрослым отношениям. А, может, только что ваша кроха спросила: «Мамочка, а откуда берутся дети?» и вы замерли в растерянности, не зная как ему ответить на такой непростой вопрос, как правильно повести себя. Так каким же должно быть половое воспитание детей, и в каком возрасте оно должно начинаться?

Надеюсь, никого не потребуется убеждать, что половое воспитание должно осуществляться в семье детей. Но как это делать? Ведь возможных вариантов, как разъяснить ребенку те или другие вопросы множество, а вот избрать нужно один, да и какой из них действительно правильный?

Если родители знают принципы полового воспитания, то прекрасно смогут и самостоятельно находить выходы в сложных педагогических ситуациях. Ведь от того, как понятно и доходчиво родители сумеют объяснить дочери или сыну различные жизненные явления, касающиеся взаимоотношений полов, будет зависеть многое: формирование половых установок, понимание своих обязанностей, понимание необходимости управления собой, своим поведением и желаниями. По сути, от способности родителей дать ребенку сексуальное воспитание будет зависеть его счастье в дальнейшей личной жизни.

Половое воспитаниеУделяете ли вы свое внимание воспитанию взаимоотношений между полами? Какие задачи ставите перед собой, давая ребенку половое воспитание? Какую цель преследуете, воспитывая дочь или сына? Единственно верным вопросом на эти ответы служит такой: половое воспитание детей жизненно необходимо для их полноценного развития и счастья. И кто же, кроме любящих родителей, сможет лучше справиться с этой сложной задачей? Уж точно не улица, и дворовая шпана!

Каждый из родителей, вероятно, хочет, чтобы дочурка выросла мягкой, чуткой, заботливой женщиной, любящей своих деток. Чтобы сын стал настоящей опорой для матери и отца, для собственной семьи, вырос мужественным, целеустремленным, сильным. Все это и есть половое воспитание, а точнее результаты его правильности.

Усвоение ребенком собственной половой роли, его характер, развитие его сексуальности зависит во многом именно от семьи, которая способна максимально гармонично совместить социальные и биологические начала личности будущих мужчины или женщины.

Когда родители начинают думать о том, как складываются у их ребенка взаимоотношения с противоположным полом? Зачастую это происходит, когда детки уже становятся подростками. И это самая распространенная ошибка.

Получается, что дошкольный и школьный младший возраст, которые наиболее благоприятны для развития навыков общения мальчиков и девочек, по большей части, остаются вне нашего внимания. Мало того, есть даже мнение, что родителям не следует специально привлекать внимание детей дошкольного возраста к вопросам полового воспитания. Этот, мол, период полового развития является асексуальным - когда половые гормоны на поведение и развитие организма ребенка не влияют. Однако, половое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы всех моральных установок в отношениях полов, психологических особенностей будущих мужчины и женщины, создает важные предпосылки для адекватной идентификации половой роли ребенка.

Повседневная подготовка будущих женщины и мужчины к выполнению своих ролей в супружестве, отцовстве и материнстве, успешность освоения которых, определяет во многом личное счастье человека – вот главная цель, которую преследует половое воспитание детей дошкольного возраста.

Умение человека отвечать принятым в обществе образцам полового поведения, способность создавать стабильные взаимоотношения, благоприятные отношения с родными и близкими – все это ни коем образом не является врожденными способностями человека.

Половое воспитаниеКому из взрослых не доводилось стесняться «неудобных» вопросов и «бесцеремонных рассуждений» собственных деток? «Не видела я что-то, чтобы дети валялись на капустных грядках», - замечает четырехлетняя Маришка на сообщение мамы о месте своего рождения. Пятилетний Данилка на вопрос папы, почему он прекратил дружить с Людой, совершенно серьезно дает ответ: «Она целуется хуже, чем Маша».

Ваши ответы на эти непростые вопросы малышей, и гораздо более сложные проблемы, появляющиеся с возрастом, определяют во многом отношение дочери или сына к интимной жизни в будущем. Поэтому именно сейчас половое воспитание детей дошкольного возраста важно, как никогда, а еще более важна его правильность.

Мальчик - младший школьник, вместе с мамой ожидая очереди к доктору, с любопытством рассматривает, как рядом молодая мамочка пеленает крошечную доченьку, сменив ей подгузник. Перехватив взгляд сынишки в направлении гениталий девочки, мама спохватывается и раздраженно замечает: «Куда ты смотришь? Сейчас же, отойди от нее!». А вот другая ситуация: «Давай-ка, на маленькую девочку посмотрим. Видишь, какие у нее нежные пяточки, какие маленькие пальчики. Какая она беспомощная еще (видишь, мокренькая лежит). Когда ты был таким маленьким, ты тоже был симпатичным малышом». Две такие разные материнские тактики, такое несхожее половое воспитание мальчиков, бесспорно, и плоды принесет совершенно разные, и в первом случае – далеко не положительные.

Нравится вам это или нет, а оградить ребенка от сексуального воспитания невозможно. Если вы не сделаете половое воспитание детей дошкольного возраста своей прерогативой, то ребенок сам научится всему, только вот каким образом, и с какими последствиями – большой вопрос. Если родители в полной мере не удовлетворят познавательные интересы ребенка, дефицит семейной информации непременно пополнится уличной.

Половое воспитаниеГлавное, что требуется от родителей в случае появления «неудобных» вопросов или ситуаций – это естественность поведения, готовность исчерпывающе на все ответить, умение объяснить все без страха и стыда.

  • Главные ошибки полового воспитания

Какие эмоции у вас вызывают «неудобные» детские вопросы? Что в этот момент на вашем лице? Выразительное разочарование, растерянность, и стеснение? Не допускайте этого! Детки – весьма хорошие психологи, им обязательно передастся родительская неуверенность в себе и ощущение стыдливости матери или отца. Дети не видят совершенно никакой связи между эротикой и рождением деток, это мы, взрослые, невольно привносим в невинный познавательный детский интерес наш эротический взрослый опыт. Малыши еще не видеть отличия в вопросах: «Как отличить несъедобные грибы от съедобных?» и «Как отличить девочек от мальчиков?», а вот различие реакций, которые дают папы и мамы на эти вопросы замечают мгновенно. Вследствие этого детки начинают выделять отдельный особенный круг вопросов, касающихся, по их мнению, чего-то грязного и неприличного.

Грубые ошибки идут в основном от низкой половой культуры родителей: «Ты посмотри. Ты уже интересуешься этим? Ой, быстро растешь, далеко пойдешь!», или «Хи-хи, иди лучше у мамы (бабушки) спроси». В особенности часто допускают ошибки мамы и папы при общем просмотре фильмов и телевизионных передач, где имеются эротические сцены. Пытаясь закрыть ребенку глаза, отвлечь его, выгнать из комнаты или посмеиваться, наблюдая за удивлением ребенка от увиденного, вы только усугубляете проблему. Половое воспитание детей дошкольного возраста от этого только пострадает. Малыш может решить, что в любви, ласках женщины и мужчины есть что-то неприличное. В лучшем случае он просто не станет задавать интересующие его вопросы вам, а найдет их в кругу сверстников, украдкой. В худшем, ваша реакция может повлиять на его психологическое сексуальное воспитание, отторжение от личных взаимоотношений с противоположным полом, или даже появление интимных предпочтений в отношении своего пола.

  • Как правильно отвечать на «неудобные» вопросы?

Вне зависимости от возраста ребенка, четыре, семь или пятнадцать ему лет, ваши ответы должны быть правдивыми по содержанию, объективными и научными.

Психологический дискомфорт у родителей вызывают нередко названия половых органов. Общение детей и родителей, как правило, в семье ведется детским языком. Но когда ребенок подрастает, детский язык зачастую вытесняется терминами, бытующими в уличном употреблении. Принятые в семье, ласкательные названия, ребенка уже не устраивают. Поэтому происходит стремительная ассимиляция уличных, «взрослых» терминов. Поэтому уже в младшем школьном возрасте стоит познакомить ребенка с научными медицинскими названиями мужских и женских гениталий – пусть он учит улицу, а не улица его.

Сказки об аистах, о покупке в магазине, появлении в капусте, и прочие варианты, безусловно, отвлекают ребенка от тайных для него аспектов бытия человека, и одновременно мешают развитию нормального полового сознания. Рано или поздно все вымышленное непременно столкнется с реальностью, уточнится и дополнится уличным «образованием». Вместе с этим может прийти разочарование, недоверие детей к родителям-обманщикам, или даже подозрительное брезгливое отношение к родным.

Половое воспитаниеПостарайтесь с раннего детства сформировать у дочери или сына представление о законе продолжения рода, которому в обязательном порядке подчиняется все, без исключения, живое на Земле. Если вам сложно правильно сформулировать тему, просто дайте ребенку прочитать познавательную книгу, благо сейчас найти такую для ребенка - не проблема.

Половое воспитание мальчиков и половое воспитание девочек в младшем возрасте отличается мало, потому что детей, как правило, интересует одно и то же. Ответы в обоих случаях должны быть доступными для понимания детьми, только так они не вызовут дополнительных вопросов. Вовсе не обязательно входить в детали, забегая вперед на три года в своих объяснениях, или превращать в доклад короткий ответ. Для примера, можно рассказать историю из практики одного известного детского психотерапевта Леви: в ответ на самый обычный вопрос для семилетнего сынишки: «Откуда берутся дети?», мамочка прочитала ему настоящую лекцию. При этом погасила свет, зажгла свечи и начала повесть в патетическом тоне о важности миссии мужчины и женщины. Такое изложение информации, в результате вызвало настоящий шок у мальчика, и необходимость помощи психиатра. Запомните: ребенку нужно давать только те ответы, которые его интересуют в конкретный момент, говоря исключительно о том, что он спрашивает. Лаконично, сжато и однозначно.

Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем несколько правильных ответов на самые распространенные детские вопросы, каждый из которых появится в своем возрасте:

  • 1. На вопрос сына «Почему я мальчик, а сестра - девочка?» можете ответить, что он родился точно таким, как папа, а сестренка - как мама.
  • 2. Адекватный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?» - «Детки появляются и живут у мамы в животике».
  • 3. «Как я выросла?» - «Ты выросла из крошечного зернышка, всегда бывшее у мамы в животе».
  • 4. «Как рождаются дети?» - «Детки рождаются из специального отверстия, становящегося большим при рождении ребенка».
  • 5. «Какая роль папы в рождении ребенка?» - «Семя из полового органа папы попадает в особенное, специальное место у мамы в животе».

Половое воспитаниеКогда ребенок вместо «Дай Диме» ли «Дай Кате», начинает говорить «Дай мне», то есть когда он впервые о самом себе скажет «я», это означает, что у ребенка уже есть глубокое понимание, что я - мальчик, а не девочка, и наоборот.

  • • До 1,5-2-летнего возраста ребенок способен запомнить и определить принадлежность к полу.
  • • В возрасте 4-6 лет ребенок усваивает внешнюю модель поведения собственного пола и пробует вести себя соответственно: «Эта девчачья куртка, - заявляет маме четырехлетний сынишка, - я не буду ее носить».

Развитие и половое воспитание детей дошкольного возраста позволяет воспринимать внешние отличия женщины и мужчины - в строении их половых органов, в характере игр, в одежде. В 4-5-летнем возрасте появляется стойкое представление о том, что «Я – девочка», или «Я – мальчик», осознанное понимание поведенческих норм, выбор соответствующих полу ролей в сюжетно-ролевых играх.

Если присутствует нормальное половое, сексуальное воспитание, то в 7-8 лет у ребенка появляется собственная линия поведения, соответствующая моральным и, физическим нормам и требованиям. Эта линия полового поведения проявляется при выборе игр для девочек или мальчиков, в характере общения с противоположным полом, в манере поведения ребенка.

Непосредственно усвоение ролевого поведения полов происходит, когда от простых детских подражательных игр, ребенок переходит к играм сюжетным, отображающим женские и мужские профессии, поступки, характеры, отношения.

Установлено, что с 5-6 лет у мальчиков стабильно начинают преобладать ролевые игры в «войну», «пограничников», «пожарников», «космонавтов», «водителей», «летчиков», «разведчиков», в сопровождении форм общения, предметов, действий - все как в взрослой, настоящей, мужской жизни. Так и происходит осознание и половое воспитание мальчиков в этом возрасте. Ранее половое воспитание девочек происходит через игры в «дочки-матери», «в школу», «в больницу», «в повара».

Отличия здесь только в характерах игровых действий и предметах для игр. Мальчики больше двигаются, бегают, прячутся. Девочки моют, привязывают, причесывают, расставляют, собирают. Поступки девочек связаны напрямую с семьей, с женскими заботами по дому. Мальчики - более близки к воссозданию поведения настоящих мужчин, к мужским профессиям.

Присмотритесь к своим детям повнимательнее. У вас ничего не вызывает обеспокоенности?

Ведь ваши дети в точности проецируют именно ваше, родительское поведение, мальчики – копируют поведение и поступки папа, девочки – поведение мам, считая их примером для подражания, непреложной истиной.

Вместе с этим игра имитирует действия, которые будут в будущем использоваться в выполнении половой роли - мужчины-отца или женщины-матери. Правильно ли, вы родители, себя ведете, в том ли русле даете половое воспитание своим детям?

Половое воспитаниеРазобраться в том, как нужно, а как не следует вести себя девочке или мальчику, помогают дошкольнику сказки, рассказы, которые, как бы, «программируют» в детях определенный стиль поведения.

Дети стремятся наследовать ориентиры полового поведения настоящих героев, в воображении ребенка женственность и мужество воплощаются в конкретных поступках и действиях.

Семейные чтения позволяют малышу пока еще мысленно участвовать в жизни сказочных героев, становиться на сторону персонажей добрых, мужественных, учиться жалеть и защищать обиженных. Важно, чтобы взрослые, помогли им осознать лучше поведение героев, прокомментировать рисунки, обратить внимание на моральные качества действующих лиц, обсудить важность этого, побудить ребенка к размышлениям. К примеру: «Помнишь, почему сердце Кая в льдинку превратилось? Как Герде удалось растопить в сердце Кая лед? Как ты считаешь, если бы Герда не любила Кая и была злой девочкой, она бы смогла ему помочь?» и так далее.

Сколько бы сказок о нежности и смелости, доброте и чуткости, вы не прочли малышу, вы всегда остаетесь самым первым примером: для мальчика – папа, для девочки - мама. Ваши взаимоотношения между собой, роли в семье, манеры общения, поведения являются первой моделью полового поведения женщины или мужчины, которую познает малыш и стремится наследовать. Пока это еще игра, но ребенок, так или иначе, возьмет эту модель за образец и наверняка проведет в собственную взрослую жизнь.

Любознательные и наблюдательные малыши часто не понимают, о чем идет речь взрослых, но отлично улавливают интонации матери и отца. Поэтому, думайте, о чем говорите, и что делаете. Для наглядности пример из жизни. Пятилетний Коля – частый свидетель обсуждений личной жизни знакомых родителей – желая привлечь внимание, авторитетно заявил в присутствии гостей: «А я знаю, кто такая любовница. Она - как жена, только намного лучше». О состоянии родителей думаю говорить излишне – они были в шоке.

Не могут укрыться от любознательных глаз ребенка и конкретные стороны интимной близости родителей. Если вас вдруг застигли в момент сексуальной близости, ни в коем случае не паникуйте, не кричите на ребенка, выгоняя его за дверь, не отвечайте возмущенно на его любопытство: «Ты еще маленький!». Не стоит привлекать излишнего внимания к этому вопросу, во-первых, а во-вторых, пугать ребенка, чтобы он переживал, что папа с мамой делал что-то плохое.

Если вас «застукали», спокойно встаньте и отведите ребенка в его комнату, как будто не произошло ничего экстраординарного. Если заметите, что ребенок обеспокоен увиденным, или задает вопросы о том, что вы с папой делали, скажите, что так мама с папой любят друг друга. Если вы заметили ребенка за «странными» играми с имитацией полового акта с куклами – не волнуйтесь, это нормально. Для деток подобные игровые действия не имеют никакого эротического характера, это всего лишь имитация взаимоотношений отца и матери, которые они подсмотрели, а может даже, и услышали от детей в детском саду или во дворе. Если вас беспокоит, что ребенок пробует играть подобным образом с соседским мальчиком или девочкой, тогда спокойно объясните малышам, что люди так любят друг друга, когда становятся взрослыми, женятся и рожают детей.

Половое воспитаниеРазмышляя о рождении, детки зачастую проявляют просто незаурядные философские способности. Родителям обязательно нужно следить за ростом половой осведомленности своего крохи, половое воспитание девочек, как и половое воспитание мальчиков, должно быть своевременным и адекватным возрасту.

Чтобы вы могли хотя бы немного подготовиться, и в первую очередь психологически, предлагаем вам ранжирование вопросов по возрастам, которое выявили детские психологи:

  • 1. Ребенок до 2-3 лет интересуется собственным телом, в том числе половыми органами. При этом выясняют признаки отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.
  • 2. У детей 3-4 лет - возникают вопросы, откуда дети берутся, где они раньше были, почему бывают такие огромные животы у женщин?
  • 3. Детям 5-6 лет – интересно, как дети попадают к матери в живот, каким образом выходят оттуда? Как они там растут?
  • 4. Младшего школьника в 6-8 лет, - волнует, какая роль папы в появлении ребенка в семье? Почему детки похожи на своих родителей или братьев/сестер? Могут ли у детей рождаться дети?

На этом, как правило, любопытство детей останавливается, в их возрасте этого достаточно. Ответы давать нужно сразу, коротко, четко, понятно и правду, но корректную (учитываем интеллектуальное развитие). В противном случае у ребенка появится масса дополнительных вопросов, и не у вас, так в другом месте он удовлетворит свое любопытство. Как именно это делать, мы уже упоминали выше, как и давали примеры ответов.

Правильное половое воспитание детей дошкольного возраста напрямую зависит от того насколько умело вы комментируете характер взаимоотношений и рождение детей. Известно, что детки, информированные родителями правдиво, вырабатывают в себе некий иммунитет от «грязи» и «дряни», которую нередко распространяют «более опытные» представители улицы.

Половое воспитаниеПолноценное половое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что дети к моменту поступления в школу знакомы с понятиями и названиями органов половой сферы. В частности психологи рекомендуют пояснить ребенку:

  • 1. Названия половых органов - вульва, влагалище, половые губы, клитор, яичники, матка, пенис, мошонка, яички, задний проход.
  • 2. Что зачатие происходит, когда семя мужчины соединяется с женской яйцеклеткой после полового акта.
  • 3. Что растет ребенок в животе в матке женщины.
  • 4. Что рождается ребенок через влагалище женщины.
  • 5. Основные сведения о ночных поллюциях и менструациях как о нормальных и здоровых процессах организма.
  • 6. Что нельзя поднимать на улице презервативы.

Стыдливость родителей в сексуальных вопросах - это опыт, который они принесли из собственного детства. Однако на самом деле, ничего плохого и постыдного в том, как именно рождаются дети у нас вами, нет. Пришло время и нам, взрослым, подрасти. Чтобы помочь нашим деткам, дать правильное, полноценное половое воспитание мы сами в сексуальном плане должны быть более зрелыми. Ведь от нас зависит счастье и будущее наших детей.

Кроме того, помните, что знание - сила, это лучшая защита от сексуального нападения, от сексуальных посягательств извращенцев и маньяков. Невинного, а по сути неосведомленного ребенка легко обмануть, сыграть на его любознательности.

В конечном итоге, мы знакомим деток не только с физиологией, мы знаком его понятиями нравственности и морали, половой гигиены, помогаем осознать понятия заботы и любви.

Еще немного о том, что такое половое воспитание детей дошкольного возраста:

Материалы: http://ladyvenus.ru/articles/domashnii-ochag-deti/psikhologiya-otnoshenii/polovoe-vospitanie-detei-printsipy-polovogo-vo