Элементы игровой деятельности на уроке будут интересны не только первоклассникам, но и старшим учащимся. Выполнение графических диктантов по клеточкам для 3-4 класса поможет учителю разнообразить учебный процесс и поиграть с ребятами. Для детей младшего школьного возраста эти занятия будут увлекательными и полезными.

Польза графических диктантов для детей младшего школьного возраста

Ведущим видом деятельности младшего школьника становится учение. Однако игра по-прежнему занимает большое место в его жизни. Получать и закреплять новые знания ребенку гораздо легче, когда педагог на уроке выделяет время для игровых моментов. Одной из таких игр на уроке математики могут быть рисунки по клеточкам.

Первокласснику рисование простых картинок по клеткам в тетради оказывает огромную помощь в адаптации к школе и помогает начать учебный процесс успешно. Однако к более сложным схемам дети готовы переходить постепенно.

В 3 классе рисунки уже могут быть намного сложнее. Для учащихся 4 класса следует выбирать еще более трудные варианты .

В таком возрасте ученик уже должен хорошо ориентироваться на тетрадном листе, знать понятия «право-лево», «верх-низ», понимать, что такое точка, клетка, угол, стороны. Он уже достаточно владеет карандашом, для того чтобы проводить ровные линии.

Польза графических диктантов для детей младшего школьного возраста

Сейчас графические диктанты будут помогать педагогу учить ребят внимательно слушать, что говорит учитель, с точностью следовать предлагаемой им инструкции. При этом ребенок учится работать аккуратно и внимательно. Развивается воображение, мелкая моторика пальцев рук, мышление, память. Пользу от выполнения таких заданий в 3-4 классе можно будет увидеть и в более старшем возрасте, когда на разных уроках будут учить различные сложные темы, ученику будет необходимо быстро конспектировать, хорошо писать диктанты. Ребенок будет постепенно готовиться к постоянно увеличивающейся нагрузке.

Загадки, чистоговорки, скороговорки, которые можно включить в занятие, беседы и познавательные рассказы об изображенных предметах помогают расширять кругозор учащегося, развивают речь, увеличивают словарный запас.

Польза графических диктантов для детей младшего школьного возраста

В третьем и четвертом классе расширяются возможности для проведения занятий. В этом возрасте вполне можно использовать самые разные виды рисунков по клеточкам.

К ним можно отнести:

  • Проведение линий по клеткам под диктовку учителя;
  • Самостоятельное следование по предложенной на листе инструкции;
  • Симметричное дорисовывание;
  • Раскрашивание определенного количества клеток в заданном направлении указанным цветом. В этом случае в тетрадках детей появляются настоящие цветные картины.

Принципом выполнения работы во всем этом разнообразии является отсчитывание необходимого количества клеток в указанном направлении. Это определяется учеником самостоятельно, глядя на предложенную инструкцию либо под диктовку учителя.

Под диктовку учителя и самостоятельное следование по инструкции

Как правило, у учеников все необходимое всегда имеется под рукой. Это листы в клеточку, простой и цветные карандаши, ластик. Учителю остается лишь подготовить для себя образец выполнения задания и, при необходимости, листы с инструкциями для детей.

Польза графических диктантов для детей младшего школьного возраста

Третьеклассники и четвероклассники уже с успехом справляются с простыми рисунками. Они практически не допускают ошибок, стараются работать аккуратно.

Материалы: http://www.o-krohe.ru/graficheskie-diktanty/3-4-klass/

Читайте далее →

К сожалению, не всегда учение — праздник. Как утомительно, однообразно и скучно детям писать палочки, кружочки и другие элементы букв! А ведь разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, — моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать. Существует тесная связь между психологическим развитием ребенка и состоянием моторики, а именно: недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное воздействие на общее развитие ребенка, овладение учебной программой. Совершенно очевидно, что у младших школьников нужно регулярно развивать тонкую моторику пальцев и кистей рук.

Разработанные нами графические диктанты, различные по сложности, развивают мелкие мышцы руки, слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию, они собраны в единую систему и представляют определенные тематические группы: сказочные герои, животные, птицы, рыбы, транспорт, игрушки, растения, предметы домашнего обихода. Каждому диктанту соответствует специально подобранная загадка.

Эти диктанты можно проводить фронтально или индивидуально на уроке русского языка (тренировка мелких мышц, возможности словарной работы), природоведения (знакомство с окружающим миром), математики (вычисление площади фигур) или на развивающем занятии в школе, в детском саду. Отнимают они 2–З минуты, но польза от них большая: формируются умения детей действовать по правилу, организованно, самостоятельно, а развитие мелких мышц руки (двигательной сферы) оказывает благоприятное влияние на общее развитие ребенка.

Дети с интересом занимаются подобным видом диктанта. Когда рука ребенка немного окрепнет, то графические рисунки в их исполнении становятся точнее, ровнее и аккуратнее, и это приносит детям большое удовлетворение.

В настоящее время существует немалое количество методик, которые ставят своей целью развитие мелкой моторики руки. Но практически все они имеют давнюю историю. Методика “Графический диктант” была предложена в свое время Д.Б. Элькониным, но мало кто помнит, что прообраз этих диктантов был введен К.Д. Ушинским. В “Азбуке” Ушинского сначала помещались рисунки для изображения их детьми (переноса) на квадратной клетке. Все это делалось с целью подготовки глазомера ребенка и развития мелкой моторики руки.

В чем же особенности методики “Графический диктант”? Данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и дает возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”, “диагональ”, правильно работать в тетради, сколько клеточек (строчек) отступить сверху, справа и т.д. В конечном счете это не только учит четко ориентироваться на пространстве бумаги, но и развивает мелкую моторику руки.

Особенность методики: изображение фигур под диктовку.

• совершенствовать системы: глаз — рука, ухо — рука;

• формировать графические навыки;

• развивать способности слухового и зрительного анализа;

• поддерживать необходимый темп деятельности;

• развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Работа выполняется фронтально (можно малой группой или индивидуально) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры учащимися идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление “влево” и “вправо” (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма.

Сейчас мы с вами будем учиться рисовать фигуру под диктовку. Надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведете линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начнем построение фигуры на слух.

Сопровождается показом каждого шага действия на доске или демонстрацией копии проведенного диктанта). Запишем сегодняшнее число, от числа отступите вниз 3 клеточки, с края тетради вправо 4 клетки, поставим точку. Две клеточки вниз, одну клеточку вправо, три клетки вниз, восемь клеток вправо, одна вверх, одна влево, три вверх, пять клеток влево, три вниз, одна влево, четыре вверх, две клетки влево. (Читается загадка. )

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (черепаха ).

Предлагаем следующие разработанные нами графические диктанты.

Запишем сегодняшнее число, от числа отступите вниз 2 клеточки, с края тетради вправо 6 клеток, поставим точку. Одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, четыре клетки вниз, одну клетку вправо, одна вниз, пять вправо, одну вверх, одну клетку вправо, четыре вверх, одна вправо, одну вверх, две клетки влево, одну вверх, две влево, одну вверх, одну вниз, две влево, одну вниз и две влево. (Читается загадка. )

Кашу варим в ней и суп.
Будут сыты все вокруг. (Кастрюля.)

Запишем сегодняшнее число, от числа отступите вниз 3 клеточки, с края тетради вправо 2 клетки, поставим точку. Три клеточки вниз, одну клеточку вправо, одну вверх, одну клетку вправо, три вниз, три вправо, две вверх, одну клетку вправо, три вниз, одну вправо, одну вверх, три клетки вправо, одну вниз, одну вправо, семь клеток вверх, одну влево, одну вверх, три влево, одну вниз, две влево, одну вниз, одну вправо, две вниз, две влево, две вниз, одну влево, три вверх, две влево, одну вверх и одну вправо. (Читается загадка .)

Пыль увижу — заворчу,
Заворчу и проглочу. (Пылесос.)

Запишем сегодняшнее число, от числа отступите вниз 3 клеточки, с края тетради вправо 2 клетки, поставим точку. Одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну вниз, одну клетку вправо, три вниз, одну вправо, одну вниз, одну клетку вправо, две вниз, одну влево, одну вниз, две клетки вправо, одну вверх, одну вправо, одну вверх, одну влево, одну вверх, одну вправо, одну вверх, две вправо, одну вверх, одну вправо, одну вверх, одну вправо, две вверх, одну влево, одну вверх, одну влево, одну вверх, одну влево, одну вниз, одну влево, одну вниз, одну влево, три вниз, одну влево, четыре вверх, одну вправо, две вверх, одну влево, одну вниз, одну влево, одну вверх, одну вправо, две вниз и две вправо. (Читается загадка. )

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка. (Петушок.)

Запишем сегодняшнее число, от числа отступите вниз 3 клеточки, с края тетради вправо 3 клетки, поставим точку. Две клеточки вниз, одну клеточку влево, три вниз, одну клетку вправо, две вверх, одну вправо, пять вниз, одну клетку вправо, одну вниз, две клетки вправо, одну вниз, одну влево, одну вниз, две вправо, две вверх, одну вправо, одну вниз, одну вправо, одну вверх, одну вправо, одну вверх, одну вправо, одну вверх, одну вправо, одну вверх, одну вправо, четыре вверх, две влево, одну вверх, три влево, одну вниз, одну влево, одну вниз, одну влево, одну вниз, две влево, четыре вверх и две вправо. (Читается загадка .)

Ходит, спесь надуваючи. (Индюк.)

Запишем сегодняшнее число, от числа отступите вниз 5 клеточек, с края тетради вправо 3 клетки, поставим точку. Одну вниз, одну клеточку влево, одну вниз, две клетки вправо, одну вниз, одну вправо, одну вниз, одну клетку вправо, одну вниз, одну клетку вправо, одну вниз, две вправо, одну вниз, одну влево, одну вниз, две вправо, две вверх, две вправо, одну вверх, две вправо, две вверх, одну вправо, шесть вверх, одну вправо, одну вверх, две влево, пять вниз, две влево, пять вверх, две влево, одну вниз, одну вправо, шесть вниз, одну вправо, одну вниз, две влево, две вверх, четыре вправо, одну вверх, одну влево, одну вверх и две вправо. (Читается загадка .)

Какая птица носит в хвосте
музыкальный инструмент? (Лирохвост.)

Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками. (Еж.)

Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Наш малыш –
Большой шалунишка.
Топает ножками,
Хлопает ладошками. (Карапуз.)

Светлана КУЛИЧЕВА,
педагог-психолог, МОУ “Лицей № 2”
Ирина НАЗМЕТДИНОВА,
доцент кафедры дошкольного
и начального образования
Астраханского института
повышения квалификации и переподготовки,
г. Астрахань

Материалы: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=201000515