Шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч) не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка», «хыхка». Это разные варианты неправильного произнесения звука Ш.

Для того, чтобы правильно произнести звук Ш, язык должен занять определенное положение в ротовой полости. Он непременно широкий, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Важно, чтобы язык был абсолютно симметричен, в противном случае может получиться боковое произношение шипящих.

Звуки речи усваиваются ребенком в определенной последовательности. Причем первыми ребенок начинает произносить не те звуки, которые он чаще слышит, а те, которые ему легче произнести. Подъем кончика языка вверх становится возможным для ребенка в возрасте около трех лет. Поэтому шипящие звуки появляются в речи в 3-4 года.

Прежде чем пытаться самостоятельно научить шипеть своего ребенка, мы рекомендуем пройти логопедическое обследование у специалиста. Возможно, укороченная подъязычная уздечка не позволяет языку подниматься вверх. Тонус мышц языка может быть причиной бокового произношения. С такими особенностями органов артикуляции может справиться только специалист.

Если органы артикуляции вашего малыша в порядке, предлагаем вам следующий план действий. Последовательность работы строго определена. Не стоит спешить переходить от одного пункта к следующему.

1. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1)

Самая важная и длительная работа. Рекомендуем очень тщательно и основательно подойти именно к этому этапу работы, т. к. от качества выполнения этого периода будет зависеть дальнейшая работа.

Прежде всего необходимо подготовить органы артикуляции к правильному произношению. В этом вам поможет специально подобранный комплекс артикуляционной гимнастики. В ходе выполнения артикуляционных упражнений малыш должен научиться делать язык широким, поднимать его вверх, выдувать воздух посередине языка, удерживая при этом вытянутыми губы. Все упражнения следует выполнять без принуждения, в игровой форме, весело и интересно. Дети учатся только по подражанию. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, сами перед зеркалом разучите все необходимые упражнения. Упражнения разучиваются постепенно, добавляя новые. Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно, используя любые режимные моменты (умываемся, чистим зубы, одеваемся, гуляем, играем). Важно добиться четкого и правильного выполнения. Маленький ребенок достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, поэтому лучше выполнять упражнения по 2-3, но чаще в течение дня. Главное, поддерживать интерес и не переутомлять малыша. Гимнастику можно выполнять под музыку, либо сопровождая упражнения стихотворными текстами. После того, как упражнения будут с легкостью выполнятся, можно приступать ко второму шагу.

2. Вызыванию звука Ш.

Обращаем ваше внимание на соблюдение «тайны» звука. Не говорите какой звук вы собираетесь вызывать. Мы не будем учиться говорить звук Ш, мы будем учиться шипеть как змея.

Предлагаем вам несколько способов вызывания звука Ш.
1. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя руку. Она будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть), вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш-…. При этом стоит обратить внимание ребёнка на то, что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если малыш затрудняется вытянуть губы, помогите ему — нажмите большим и средним пальцами на его щеки в районе коренных зубов, язык изнутри плотнее прижмется к коренным зубам, а губы выступят вперед «рупором». Обучаем змею разговаривать — используем карточки с символами или буквами гласных звуков (ШШШ - ША, ШШШ - ШЭ, ШШШ - ШО, ШШШ -ШУ).
2. Просим ребенка сделать из языка «чашечку». Прислоняем «край чашечки» - широкий кончик языка, к остриям верхних зубов. В чашечке очень горячий чай, надо подуть на край чашечки, чтобы остудить чай. Выдох надо ощущать на подставленной ко рту ладони. Будет слышен неясный свистящий звук. Теперь чашечку нужно аккуратно занести в рот, так, чтобы не расплескать чай. «Край чашечки» скользит от остриев верхних зубов по внутренней стороне резцов, потом по нёбу до альвеол. Все это время не перестаем дуть «на край чашечки». Свистящий звук перейдет в шипящий. Когда услышите звук Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея». В дальнейшем пусть ребенок сразу приставляет «край чашечки» к альвеолам и «шипит». «Шипение ложится» на ладонь, оно «горячее». Округляем и вытягиваем губы — выйдет полноценный Ш. Учим змею разговаривать слогами.
3. Если у ребенка есть правильный звук С, просим его «посвистеть как комар». Губы находятся в улыбке, видны верхние и нижние резцы. Не прерывая свиста, язык ребенка перемещается от внутренней поверхности нижних резцов к внутренней поверхности верхних резцов, и дальше к альвеолам. Комар должен ползти, непрерывно ощупывая дорогу хоботком, чтобы не сбиться с пути, ведь во рту темно. Комар должен превратиться в другое существо, предлагаем вместе выяснить, в кого он превратится. Сначала послышится нечеткий шипящий звук. Когда язык достигнет альвеол, получится почти полноценный звук Ш. Комар превратился в змею и шипит. Остается только округлить и вытянуть вперед губы (самостоятельно или с помощью пальцев). Обучаем змею разговаривать.
4. Ребенок приставляет широкий кончик языка к внешней поверхности альвеол и длительно тянет звук Т. За ним идет шипящий звук. Пусть ребенок этим звуком целится себе в ладонь. Пока ребенок тянет звук Т и следующий за ним шипящий, рот приоткрытю. Просим поставить верхние резцы на нижние. Возникнет почти полноценный Ш. Шипение должно ложиться на ладонь широкой горячей струей. Затем нужно сразу шипеть как змея без опорного звука Т. Губы находятся в широкой улыбке, открывающей верхние и нижние резцы. Пока ребенок «шипит», большим и средним пальцами нажмите на его щеки, тем самым выдвигая губы вперед «рупором». Звук Ш станет совсем точным. В дальнейшем ребенок научится сам выговаривать звук без вспомогательных средств. Обучаем «змею» разговаривать.
5. Если ваш ребенок правильно произносит звук Р, т. е. широкий язык находится за верхними зубами и вибрирует только кончик языка, можно использовать Р для вызывания звука Ш. Губы находятся в широкой улыбке, видны верхние и нижние резцы, ребенок тянет звук Р. Просим произнести этот же звук, но шепотом, чтобы язык прекратил свою вибрацию. Послышится звук Ш. Говорим ребенку, что так «шипит» змея. Округляем губы. Закрепляем звук в слогах.
Научившись произносить изолированный звук Ш, вспоминаем и ищем, что и кто еще умеет шипеть. Шипит проколотая шина, рассерженная кошка и гусь, шелестят листья деревьев на ветру, осенние опавшие листья под ногами, скребется мышь под полом.

3. Автоматизация звука в слогах и словах.

При автоматизации звука в словах следует исключать те слова, в которых встречаются звуки, которые не выговаривает ваш малыш. Т.е. если ребенок не говорит звук Р, мы не предлагаем ему слово ШАРИК.

= прямые слоги (ША, ШО, ШУ, ШЭ, ШИ, ШУ)
= в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ, ЭШЕ, ИШИ, УШУ)
= обратные слоги (АШ, ОШ, УШ, ЭШ, ИШ, УШ)

4. Автоматизации звука в предложениях, стихах и связной речи.

Данная работа осуществляется постепенно, по принци­пу: от простого к сложному.

5. Дифференциация звуков.

Данный этап работы необходим, если изначально ваш малыш заменял звук Ш на какой-то другой (как правило, это звук С - «сапка», «масина»).

Для автоматизации и дифференциации звуков вам помогут логопедические тетради (см. Приложение)
Приложение 1.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

1. Окошко.

Широко открыть рот, язык свободно лежит во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении на счет от 1 до 5. Закрыть рот, удерживать закрытым на счет от 1 до 5. Повтор 3-5 раз.

2. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Удержать под счет от 1 до 10.

3. Трубочка.

Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед. Удержать под счет от 1 до 10.

4. Хоботок (Бублик).

Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед и округлены. Верхние и нижние резцы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

5. Чередование «Улыбочки», «Трубочки», «Бублика» в разной последовательности. Удержание каждой артикуляционной позы 4-8 сек. до 5 повторов.

6. Накажем непослушный язычок + блинчик.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать расслабленный язык в спокойном положении под счёт от 1 до 10. Рот чуть приоткрыт. Губы не напряжены, не растягиваются в широкую улыбку. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Язык не высовывается далеко, он только накрывает нижнюю губу. Повтор 3-5 раз.

7.Блинчик + вкусное варенье.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Движением сверху вниз убрать язык за верхние зубы. Закрыть рот. Язык не сужается. Нижняя челюсть неподвижна. 5-10 повторов.

8. Качели.

Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широ­кий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.
Маленькие качели. Рот открыт, но язык двигает­ся внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается ко внутренней стороне верхних резцов, затем ко внутренней стороне нижних резцов. Повтор 5-10 раз.

9. Чашечка.

Рот широко открыть. Сделать «Блинчик», кончик языка и боковые края поднять вверх, придавая языку форму «Чашечки». Удержать под счет от 1 до 10. Завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

10. Маляр.

Открыть рот, широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Язык- «кисточка» красит «потолок». Повтор 6-8 раз.

11. Больной пальчик.

Положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через ма­ленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повтор 3-5 раз.

12. Лошадка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась. Темп цоконья лошадки то замедляется, то ускоряется.

13. Грибок.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 10. Подъязычная уздечка языка — это «ножка» гриба, язык — его «шляпка». Боковые края языка плотно прижаты к нёбу, губы не натягиваются на зубы. Повтор 3-5 раз.

14. Гармошка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При открывании рта губы в улыбке и остаются неподвижными, язык не провисает. 5-10 повторов.

15. Фокус.

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму чашечки и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх. Воздушная струя при дуновении направляется вверх с языка. Повтор 4-5 раз.

Список рекомендуемой литературы:

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М. Т.Дмитриева, 2015. - 160 с.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. пособие для логопедов и родителей. Выпуск 7. Звуки Ш, Ж. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М. Гном, 2015.- 32 с.
Азова Е.А. Чернова О.О. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки Ш, Ж. М. ТЦ Сфера, 2010.- 32 с.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков. М. Гном, 2007.- 36 с.


Статью подготовила Степанова Елена Александровна учитель – логопед центра коррекции речи «Логопед и Я» г. Ульяновск

Материалы: http://logoped73.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D1%8C-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%C2%AB%D1%80%C2%BB.html

Читайте далее →

Нарушение шипящих звуков называют сигматизмом или парасигматизмом. В зависимости от особенностей произношения выделяются:

  1. Межзубное произношение. когда язык просовывается между зубами, а звук приобретает шепелявый оттенок.
  2. Носовой сигматизм. при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость и слышится звук, который похож на глубокий «Х».
  3. Боковой сигматизм. Может быть как односторонним, так и двусторонним. Звук приобретает хлюпающий оттенок.
  4. Призубный парасигматизм. Язык упирается в края верхних передних зубов. В результате звонкий «Ш» заменяется на «Т» (шапка-тапка, шубка-тубка).
  5. Губно-зубной парасигматизм. Звонкий «Ш» заменяется на «Ф» (шар-фар, шина-фина, душ-дуф). Часто бывает при неправильном прикусе.
  6. Свистящий парасигматизм. Во время него шипящий звук заменяется свистящим, то есть вместо «Ш» произносится «С». (шарф-сарф, шов-сов, машина-масина).

Сигматизм является дефектом произношения самого звука, а парасигматизм его заменой на другой звук.

Иногда дети полностью исключают звук из связной речи (шапка-апка, мышонок-мыонок). Иногда возникает проблема дифференциации звуков.

Ребенок не может правильно выделить нужный звук в речи, путает его с другим звуком, не распознает на слух.

Несмотря на то, что методика логопедического обследования достаточно емкая и часто требует помощи специалиста, проверить речь ребенка можно самостоятельно в домашних условиях. Какие задачи должны поставить перед собой родители?

Учимся правильно говорить слова на букву ШПроверка звукопроизношения включает в себя. изолированное произнесение, а так же в слогах, словах, фразах и предложениях.

Чтобы проверить произношение изолированного звука нужно попросить ребенка повторить разные звуки за вами.

Нужно знать. что нарушение шипящих может включать в себя не только дефект «Ш». Могут страдать другие шипящие: «Ж», «Щ», «Ч», «Ж».

Чтобы проверить произношение звука в слогах, нужно попросить малыша повторить за вами слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ, АША, ОШО, УШУ, АШ, УШ, ОШ и т.д. В слогах Ш должен находится в разной позиции. Такой подход сделает обследование более комплексным.

Затем приступаем к следующему этапу. Нужно проверить произношение звука в словах. В продаже есть много замечательных пособий, карточек, методичек, игр и альбомов, которые очень нравятся маленьким детям. Логопеды часто ими пользуются.

Вы можете приобрести (или скачать в интернете) замечательный альбом О.Б. Иншаковой или купить специальный набор карточек. В таком наборе будут карточки с изображением различных предметов или животных.

Если вы умеете рисовать или хорошо владеете компьютером, можно сделать карточки самим. Таким образом вы не заставите ребенка скучать. Подбирайте слова таким образом, чтобы звук занимал в них разную позицию.

Примерный набор слов:

  • в начале слова: шаль, шахматы, шоколад, шляпа, шапка;
  • в начале слова в стечении согласных (когда после звука «Ш» произносится другой согласный, а не гласный): шлем, шнурок, шмель, штора, школа, шляпа;
  • в середине слова: каша, лошадка, мешок, мыши, кошелек, ошейник;
  • в конце слова: душ, мышь, ковш, малыш, ландыш, камыш, карандаш, тушь.

Можно предложить ребенку поиграть в игру «Назови ласково» (Кошка – кошечка, шапка – шапочка и т.д.). Примерные слова: штаны, лошадь, Паша, Наташа, малыш, солнце, хлеб, зима, камень, хозяйка.

Следующий этап — предложения и фразы. Предложения должны быть подобраны таким образом, чтобы они включали сразу несколько слов со звуком «Ш».

Можно предложить ребенку повторить легкие фразы, предложения или чистоговорки: Шила Шура шубку или У мышки ушки на макушке .

Словосочетания: воздушный шар, шелковые шорты, шаловливый мышонок, большой шалаш и другие.

Физиологические особенности строения органов речи. неправильный прикус, высокое небо, короткая уздечка языка, слишком крупный язык и т.д.

Учимся правильно говорить слова на букву ШДлительное использование соски . Это приводит к неправильному прикусу, который становится причиной неправильного произношения многих звуков. Особенно часто из-за этого страдают шипящие и свистящие звуки.

Некоторые родители любят «сюсюкаться» с малышом. В итоге ребенок слышит неправильную речь и начинает подражать старшим.

Нарушение речи у родителей. Если мама или бабушка говорят неправильно, то малыш может начать копировать их речь.

Слишком высокие требование взрослых. При этом родители не показывают малышу правильную артикуляцию, а настойчиво требуют повторять за ними (скажи «рыба»).

Отставание в развитии. Когда полноценно не сформированы память, мышление, внимание, страдает и речевое развитие.

Нарушение слуха или распознавание звуков на слух.

Стоит отметить, что нарушение речи может носить первичный характер и вторичный.

Первичное нарушение характеризуется тем, что речь страдает первостепенно. Дефект речи становится основным нарушением (при дислалии).

Если мы говорим о вторичном нарушении. тогда неправильная речь становится не самостоятельным дефектом, а следствием. Недоразвитие психических функций приводит к неправильному формированию речи (ОНР, ЗПР и т.д.).

Разминочные упражнения

Этот этап можно назвать подготовительным. На этом этапе следует провести специальные упражнения или артикуляционную гимнастику .

Она поможет малышу размять и усилить подвижность органов речи. Сюда относятся упражнения для губ, языка, дыхания.

Упражнения для тренировки дыхания

Игра «Футбол». Взрослый предлагает малышу поиграть в футбол необычным способом. Из подручных средств нужно сделать ворота на столе по центру (из кубиков или стаканчиков).

Одни ворота для ребенка, а другие для себя. Затем предложить ребенку сделать вместе шарики из ваты. Ватные мячики следует положить на край стола напротив ворот.

Малышу предлагается подуть на кусочек ваты так, так чтобы он полетел в ворота. Для того, чтобы сделать правильный выдох, нужно широко улыбнуться и положить язык на нижнюю губу и подуть.

Игра «Фокус». Взрослый кладет малышу на кончик носа кусочек ваты. Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть немного рот и широкий край языка положить на верхнюю губу. Боковые края языка должны быть прижаты, а по центру образуется «желобок».

Малышу следует подуть на ватку так, чтобы она поднялась вверх. Воздух при этом проходит по центру языка.

Упражнения для губ

Учимся правильно говорить слова на букву Ш«Хоботки слоников». Ребенок должен сделать поочередно широкую и узкую «трубочку» губами. Для этого губы должны находиться в положении произношения звука «О», а затем «У». Шевелить можно только губами, а звуки не произносятся вслух.

Чередование упражнения «Трубочка» и «Улыбка». Нужно следить, чтобы ребенок улыбался широко, а «трубочка» получалась узкая (как при звуке У).

«Удивление» (губы должны быть в положении звука «О»).

Упражнения для разминки языка

«Вишневое варенье». Широкими краями языка нужно облизывать нижнюю губу (в одну сторону, а затем в другую).

«Лошадка». Попросите ребенка «пощелкать» языком так, как едет лошадка.

«Чашечка». Рот приоткрыт. Широкий язык опустить на нижнюю губу, а затем приподнять его кончик и боковые края вверх. В средней части языка образуется углубление.

«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

Развитие фонематического восприятия

Очень часто дети не только испытывают трудности при произношении определенных звуков, но и не могут выделить (распознать) их в речи .

В этом случае рекомендуются специальные упражнения, которые помогут развивать фонематическое восприятие.

Игра «Поймай бабочку». Это упражнение можно использовать на этапе проверки фонематического восприятия и для его развития тоже.

Взрослый предлагает поймать бабочку ладошками, которую зовут «Ш». Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши тогда, когда услышит нужный звук.

Если у ребенка нарушены другие звуки, не рекомендуется давать их в этом упражнении. Если малыш испытывает сложности при различении шипящих звуков (например, путает «Ш» и «Ж»), можно предложить поиграть таким образом, чтобы он хлопал на звук «Ш», а на «Ж» поднимал руки вверх.

Упражнение на определение позиции звука в слове

Оно подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Нужно произнести слова и попросить определить, где находится звук «Ш» (в начале, середине или конце слова).

Слова могут быть такими: шапка, кошка, пушка, малыш, крепыш, шуруп, шорты, шпага.

Упражнения на постановку звука Ш

Учимся правильно говорить слова на букву ШЧтобы добиться произношения изолированного звука, можно при помощи шпателя или простой ложки поставить язык в правильное положение .

Если ребенок хорошо произносит «С», попросить произнести его этот звук долго (с-с-с-с-с) или слог «СА», а в это время приподнять кончик языка с помощью ложки за верхние зубы, на альвеолы («С» превратится в «Ш»).

В этот момент постарайтесь переключить все внимание ребенка на то, как он произносит звук. Он должен понять и запомнить правильное положение органов артикуляции.

Многие логопеды пробуют ставить звук «Ш» от «Р». Когда ребенок произносит длительный «Р», нужно остановить вибрацию кончика языка с помощью ложки или шпателя. Звук «Р» лучше произносить шепотом.

Постановка звуков осуществляется поэтапно. Как правило, вначале отрабатывается звук в слогах, а затем в словах, фразах и предложениях. Этот процесс называется автоматизацией звука.

Для того, чтобы отработать звук в слогах. ребенку предлагается повторить: ША – ША – ША, ШО – ШО – ШО, ШЕ – ШЕ – ШЕ, ШУ – ШУ – ШУ; АША – ОШО – УШУ и т.д.

После того, когда в слогах звук хорошо отработан, можно приступать к автоматизации в словах. Сначала подбираются слова, где Ш стоит в начале слова:

После этого подбираются слова, где звук занимает позицию в середине и конце слов.

На следующем этапе отрабатывается произношение в предложениях. Можно разучить с ребенком чистоговорки или короткие четверостишия, попросить повторить фразы или составить рассказ из набора слов: Как страшно мышке жить в норушке или Шила кукушка кукушонку капюшон. Как кукушонок в нем смешон .

Чтобы составить рассказ, нужно дать ребенку ряд опорных слов: матрешка, шар, шерты, шкаф, шапка, Наташа, Паша. Дайте название вашему рассказу (как мишка гостил в детском садике, как праздновали день рождения Мишка и Наташка).

Малыш должен составить рассказ опираясь на предложенные слова.

В продаже есть много интересных логопедических пособий. В них приведены разные интересные игры, наборы слогов, слов, предложений, стихов, которые можно использовать для домашних занятий с ребенком.

Старайтесь больше фантазировать, преподнести задания интересно.

Учимся правильно говорить слова на букву ШВ норме, у ребенка к 4-5 годам должна сформироваться правильная речь .

Если вы заметили, что ребенок неправильно говорит, нужно попробовать исправить это самостоятельно. Если нет положительного результата, стоит обратиться к специалисту.

Многие родители обращаются к логопеду с просьбой дать рекомендации. Логопед может провести комплексное обследование речи. выявить вид нарушений и дать рекомендации родителям по исправлению этих нарушений.

Логопед может показать, как правильно работать с малышом. подобрать хорошие упражнения для домашних занятий.

Когда речевое нарушение выступает в роли вторичного нарушения, помощь специалиста обязательна.

Если вы стали замечать, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников, нет фразовой речи после трех лет, поведение малыша отличается от других, обязательно обратитесь к специалисту для проведения обследования .

Чтобы ребенок развивался правильно и своевременно, взрослые должны уделять ему много внимания и заниматься с ним.

Если вы заметили, что у малыша нарушено звукопроизношение, нужно постараться исправить это.

Неправильная речь будет мешать общению со сверстниками, успешному обучению и может привести к возникновению сопутствующих дефектов.

Материалы: http://mamaliza.com/kak-nauchit/bukve-sh.html