Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Каждый родитель знает и понимает, какое значение имеет образование для ребёнка.

Когда ребёнку исполняется семь лет, родитель выбирает школу, учителя и очень надеется, что его сын или дочь будет хорошо учиться в школе и добьётся в жизни больших успехов, чем сами родители.

Но школа не волшебный замок, учитель не маг, суровая действительность ставит всё на свои места. Потому что успешная учёба- это: а) крепкое здоровее;

б) определённая подготовленность к школе;

в) хорошая крепкая семья, как надёжный тыл. Всё это в единстве, в сочетании друг с другом.

Отлично учиться в школе нелегко. Это ежедневный, кропотливый труд умственной деятельности. В школе идёт учебный процесс по способностям. Нельзя от ребёнка требовать невозможного.

Важное место в организации учебного труда детей играет семья, микроклимат семьи, здоровый дух семьи.

Если в семье есть взаимопонимание, взаимоуважение друг другу, такт и терпение, чтобы понять друг друга, то ребёнок растёт спокойным, уравновешенным, без психикофизиологических отклонений. Не зря говорят: » На то и клад, коли в семье лад». Родительский труд - очень тяжёлый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одолении неумений. Она требует постоянного самосовершенствования от родителей.

На успешное обучение в школе влияет и общий порядок в семье. Родители обязаны организовать дома учебный труд детей. У ученика должен быть режим дня. Родители должны следить за его выполнением. Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. Особенно это важно сегодня, когда телевизионный эфир заполнен передачами развлекательного характера. В некоторых семьях нынче - весь вечер телевизионный. Всей семьёй у телевизора. Выполнению домашних заданий не придают большого значения, выполняют их параллельно. В такой обстановке ребёнок не может сосредоточиться, понять учебную задачу.

Родитель должен хорошо знать своего ребёнка, его внутренний мир. Родителям следует помнить, что от природы у детей внимание неустойчивое, а устойчивое - воспитывается, формируется. В этом немаловажна роль родителей. Нужно за детьми контролировать.

Каждый ребёнок индивидуален. В учебном процессе это особенно заметно. Один схватывает быстро и успевает также быстро забывать, другой улавливает этот же материал медленно, но надолго. Всё это связано с типами высшей нервной деятельности человека. Тем не менее, каждый родитель, как и учитель, должен найти подход к своему ребёнку: не проявлять нетерпение, раздражаться, кричать, называть тупицей. Надо быть терпеливым и слушателями и воспитателями. Ежедневно общайтесь с детьми и беседуйте о школе, об уроках, чтобы быть в курсе всех событий и дел вашего ребёнка.

Залог успешного обучения в школе - воспитание самостоятельности, организованности. Начинать надо с малых лет с мелочей. Умение следить за своей одеждой, обувью. Держать рабочий порядок в своём углу, в комнате, в портфеле, не забывать ничего. Ребёнок, привыкший к чёткому распорядку дня, бывает организованным в учебной деятельности и хорошо успевает.

Я сформулировала несколько правил для родителей.

Что вы можете сделать для достижения успехов в школе

Правило 1. Если вы высоко цените образование, то, скорее всего, такое же отношение будет и у ваших детей.

Правило 2. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было все необходимое дм учебных занятий - достаточно бумаги, карандашей, а также собственный уголок школьника. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок. Сначала его организуют родители, потом они делают это вместе с ребенком, а затем ребенок научится наводить порядок сам.

Правило 3. Если ваш ребенок уравновешен, то ему, вероятно, будет легче учиться в школе.

Правило 4. Не опаздывать в школу.

Правило 5. В присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

Правило 6. Следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа. Ученик должен научиться рационально относиться к собственному времени. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Можно задать вопросы: «Интересно, а сколько минут тебе потребуется на этот пример? А на письмо букв? Давай запомним и сравним время, потраченное на выполнение домашних заданий сегодня и завтра». Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

Правило 7. Каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова. Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 8. Родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.

Правило 9 .Сотрудничайте с педагогом ради наилучших достижений вашего ребенка.
Если вы считаете, что учитель недооценивает ребенка, обсудите с ним, что вас беспокоит.
Если вы сами станете учить ребенка в противовес тому, чему его учат в школе, это может ему только повредить.

Правило 10 .Демонстрируйте родительскую заинтересованность в делах вашего ребенка.
Водите его в музеи и в исторические места, чтобы расширить его интересы.
Но не переусердствуйте: руководствуйтесь именно интересами ребенка, а не своим стремлением быть хорошими родителями.

Правило 11 .Вознаграждайте хорошую учебу одобрением, а порой и подарком, но только когда ребенок заслужил это своим усилием. Награда без причины бесполезна.

Потому что успешная учёба - это:

а) крепкое здоровее;

б) определённая подготовленность к школе;

в) хорошая крепкая семья, как надёжный тыл.

Материалы: http://21202s13.edusite.ru/maksimova/p41aa1.html

Читайте далее →

Консультация для родителей на тему:

«Поступление в школу – важное событие в жизни детей»

Поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребенка.

Все первоклассники в первые недели в школе (период адаптации) испытывают определенные трудности. И это понятно! С началом систематического обучения изменяется весь уклад жизни ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем информации, которую надо усвоить, изменяется отношение к ребенку со стороны окружающих – появляются такие требования, которых раньше не было.

Теперь ему необходимо каждый день приходить в класс (даже если хочется остаться дома), в течение 30 – 45 минут сидеть на уроке, быть внимательным, слушать учителя и выполнять его задания (писать палочка, когда хочется просто рисовать), дома надо обязательно выполнять домашнее задание.

А главное – школьник обязан хорошо учиться, именно этого от него ждут окружающие – учителя, родители, близкие. Специалисты отмечают, что в первые недели школьного обучения практически у всех первоклассников наблюдаются нарушения сна, аппетита,

повышенная раздражительность, снижение веса. Это закономерный результат привыкания (адаптации) ребенка к новой для него ситуации и новым нагрузкам. В норме, если ребенок до школы был достаточно подготовлен к систематическому обучению, имел высокий уровень школьной готовности, через 2,5 – 3 месяца негативные симптомы постепенно исчезают.

Школьная готовность: физическая, специальная

(педагогическая) и психологическая.

У ребенка начинается новый возрастной период, новый жизненный этап. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении, отношении с другими людьми, самоощущении. Ведущей деятельностью становится

Происходят изменения в социально-личностном развитии ребенка.

Школьник – это человек, имеющий неизмеримо высокий статус, чем дошкольник.

Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса, освоению новых социальных ролей, изменению семейного положения, приобретению авторитета. Появляются новые обязанности и новые права.

Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения, – даже при условии высокого общего интеллектуального развития он будет испытывать трудности в школе. Эти учащиеся отказываются выполнять малоинтересные для них, трудные задания, обижаются на действия педагога («Я поднимал руку, а она меня не спросила», «Она меня не любит», « Я больше не пойду в школу»). Интерес к учению у них быстро пропадает, формируется устойчивое негативное отношение к школе.

Как создать у ребенка положительную установку на учебу в

школе и направленности на обучение?

· Экскурсии с ребенком в школу.

· Рассказы о своих любимых учителях.

· Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

· Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

· Семейное чтение художественной литературы.

· Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

· Никогда не запугивайте детей школой.

Начинать лучше сейчас, а потом нужно будет затратить еще больше сил. Но даже если ребенок не хочет идти в школу, не надо винить его в этом. Лучше помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнить свою работу, что это обязанность

каждого современного человека. А интерес, дело наживное.

Психологическая готовность (это те УВК, которые связаны с особенностями учебной деятельности на 1ом этапе обучения, они нужны в начале обучения для успешной деятельности ребенка).

Психологическая готовность представляет собой сложное системное образование и охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную сферу, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки,

познавательные, психомоторные и интегральные способности.

Нужно стремиться развивать общую любознательность ребенка, не отмахиваться от его вопросов, больше разговаривать с ним и проводить время вместе. Но помните! Как только новое и интересное становится обязательным и обременяющим, оно не приносит должного результата.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нам нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Становясь первоклассником, малыш обретает не только красивый ранец и букет гладиолусов. Он примеряет на себя и новый статус, а на плечи ложится целый список новых обязанностей.
Готовность к обучению в школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.

Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу.

Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т. п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т. п.), должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его

действий и слов). Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает старшего дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.

Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать

предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес,

инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно (эмоционально-волевая готовность). Обладание этими умениями и обеспечит ребенку высокий уровень обучаемости.

Значимость компонентов психологической готовности к школе

1 место Мотивационная готовность

Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление

освоить роль школьника, принятие системы требований

2 место Интеллектуальная готовность

Наблюдательность, воображение, умение анализировать и

сравнивать, память, выполнение словесной инструкции.

3 место Эмоционально – волевая готовность

Умение управлять своим поведением, эмоциональная

устойчивость, произвольная регуляция внимания.

4 местоКоммуникативная готовность

Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства

дистанции, умение "влиться" в детский коллектив.

5 место Педагогическая готовность

Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая

Материалы: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/26/postuplenie-v-shkolu-vazhnoe-sobytie-v-zhizni-detey