November 26, 2012

Экзистенциальная философия как новое направление возникла в 20 веке. Ее идеологами стали Карл Ясперс, Ролло Мэй, Жан-Поль Сартр.

Данное направление отрицало философию рационализма и утверждало, что человеческое существование является иррациональным. Его представители считали, что человек может осознать свое единство с миром, или экзистенцию, в некой «пограничной ситуации», например, при смертельной угрозе. Данное переживание представляет собой ценность, так как позволяет человеку перейти на иной уровень осознанности бытия.

Из экзистенциализма родилась новая психологическая школа, основанная на гуманистическом подходе. Благодаря этому направлению в психологии получило распространение такое понятие, как экзистенциальный кризис, возникающий в тот момент, когда человек впервые задумывается о том, зачем он существует в этом мире.

Экзистенциальная психология видит человека как случайное существо в мире материальном. Подспудно осознавая это, любой из нас начинает задаваться вопросом о том, каково его место здесь, в чем предназначение, в силах ли он справиться с испытаниями, уготованными на его долю.

Экзистенциальный кризис может возникнуть в юности, в момент созревания личности, а также и в зрелом возрасте, когда человек оценивает свою прожитую жизнь. Это может быть мучительное эмоциональное переживание, особенно если нет возможности найти ответы на мучающие вопросы.

Преодолеть экзистенциальный кризис можно несколькими путями. Большинство людей решают, что не стоит задаваться подобными вопросами, так как различные дела требуют внимания и участия.

Некоторые находят выход, осознав, что имеет значение лишь настоящий момент, и важно прожить его полноценно, чтобы потом, приближаясь к смерти, не жалеть об упущенных мгновениях.

Так или иначе, но экзистенциальный кризис всегда имеет итог в виде выбора. Человек принимает решение следовать определенному направлению и находит опору для своей дальнейшей жизни. В результате он обретает относительную внутреннюю гармонию до следующего момента переосмысления ценностей.

Неотъемлемой частью кризиса является экзистенциальное одиночество. Проживание его также может быть болезненным. Однажды к человеку приходит понимание того, что он одинок перед лицом смерти. Рано или поздно он уйдет в небытие совершенно один, оставив в этом мире все привязанности и материальные блага.

Подобное переживание побуждает человека задаваться вопросами о сущности мироздания. Есть ли где-то творец этого мира или все, что с нами происходит, является случайностью, и наши жизни подобны существованию микроорганизмов в сравнении с величием Вселенной?

Экзистенциальное одиночество может остро чувствоваться после утраты в период переживания горя или после тяжелой психологической травмы. Также подобные мысли возникают у человека, находящегося на пороге смерти. Чувство одиночество может быть настолько сильным, что человек вытесняет его. И тогда для успешного преодоления тяжелого, часто депрессивного, состояния ему необходимо научиться осознавать и принимать свое одиночество.

Истинное освобождение возможно только в том случае, если человек сможет преодолеть рамки своей личности и начать открываться людям, стремиться к ним и станет искренним в проявлении своих чувств. Так может быть успешно преодолен экзистенциальный кризис.

Одной из несомненных заслуг психологии экзистенциализма является тот факт, что представители этого направления видели человека как существо развивающееся, стремящееся преодолеть привычные рамки бытия и границы личности. Это расширило понимание человека, сделало возможными новые подходы в психотерапии, которая стала успешнее справляться с депрессивными состояниями и переживанием отделенности человека от мира, свойственного западной культуре. Человек рассматривается как хозяин своей жизни, отвечающий за себя, стремящийся стать самим собой.

Одним из важнейших понятий экзистенциализма является экзистенциальный страх. Это не боязнь, которая толкает человека на создание искусственных ограничений. Напротив, проживание страха потрясает человека до самых основ, открывая перед ним неведомые ранее истины.

Он необходим, так как способен освободить человека от размеренного и бездумного существования, от бытовых проблем. Экзистенциальный кризис чаще всего сопровождается проживанием подобного страха.

Страх может придти внезапно, и поначалу человек не отдает себе отчета в его причине. Но постепенно, вглядываясь в себя, он начинает задумываться о смысле происходящего с ним и понимает, что большинство его жизненных ценностей и ориентиров ошибочны. Это приводит к очередному изменению мировоззрения и, как следствие, к возникновению нового направления жизни и преодолению кризиса.

Экзистенциальный кризис

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Экзистенциальный кризис

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Экзистенциальный кризис

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Экзистенциальный кризис

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Экзистенциальный кризис

15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети.

Экзистенциальный кризис

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Материалы: http://fb.ru/article/44066/ekzistentsialnyiy-krizis

Читайте далее →

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что такое воскресный невроз, как важно чувствовать свою индивидуальность и почему нет судьбы кроме той, что мы творим сами.

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

Материалы: http://theoryandpractice.ru/posts/8037-ekzistenzia