Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в школьном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.

На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Я считаю, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления у школьников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

1. Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

2. Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

3. Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:

1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей.

Материалы: http://studbooks.net/755924/pedagogika/teoriya_ekologicheskogo_vospitaniya

Читайте далее →

1. Экологические проблемы и существующие подходы к экологическому образованию и воспитанию

2. Сущность экологического образования и воспитания, их основные цели.

3. Активизация деятельности учащихся по изучению и охране природы.

4. Уровни формирования экологических отношений.

5. Этапы экологического образования и воспитания.

Все вы достаточно часто слышали такие выражения, как «экологические проблемы», экологический кризис» и т.д. Впервые экологические проблемы были обозначены в печати в 70-80 годы. В 1981 году американский исследователь Аурелио Печеи в своем обращении «100 страниц для будущего» попытался определить причины, ведущие к обострению экологических проблем.

2. Международная напряженность.

3. Кризисные явления в экономике .

4. Издержки научно-технического развития (забота о прибыли и отсутствии всякой экономической защиты).

По мнению Аурелио Печчеи «истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого».

Т.е. человек – единственный вид в биосфере. который определяет его судьбу в исторически малом отрезке времени. Однако длительное время люди не признавали и не сознавали этого, часто рассуждая «на наш век хватит», «это все несерьезно», «авось, обойдется» и т.д. В результате кризис нарастал, возникала угроза жизненным интересам человека, его здоровью, жизни.

Постепенно обозначились две причины возникновения кризиса:

1. Кризис начинается тогда, когда индивидуум (или общество) признать наличие кризиса не хочет, но скрыть его не может.

2. Разобщенность общественных сил и институтов, которые могут найти выход из кризиса.

Все это поставило свои задачи и заставило искать пути их осуществления. Каковы же эти задачи?

1. Совершенствование, а порой изменение человеческого мышления в оценке природы.

2. Формирование экологического мировоззрения ибо оно объединяет людей одинаковых убеждений, указывает ориентиры безопасности, обогащает индивидуальность.

Что касается путей, то они были очевидны – экологическое образование и воспитание.

II. Экологическое образование – система социальных норм и правил, знаний и умений, институтов и обществ, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере.

Экологическое образование характеризуется:

- Историчностью – продолжает то, что инстинктивно закреплено и культурно продолжено;

- Адаптивностью – поддерживает адаптацию общества к природе;

Экологическое воспитание – формирование ответственного отношения школьников к человеку как природному существу, к природе как среде его обитания, к деятельности по ее охране.

В процессе экологического воспитания важно учитывать 3 основных компонента:

1. Интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого порядка);

2. Личностный (мотивация, отношения и оценки);

3. Внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в деятельности по охране природной среды).

Экологическое образование неразрывно связано с экологическим воспитанием. Оно во многом определяет успех последнего. Целью экологического образования, как и экологического воспитания является формирование ответственного отношения к природной среде на основе подлинных и глубоких знаний о ней.

В цели экологического воспитания входит также формирование:

1. Потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

2. Установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

3. Убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

4. Потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний.

III. Одним из важнейших условий формирования экологической ответственности школьников является их деятельность, связанная с познанием и заботой о сохранении природы.

Деятельность – естественная основа формирования и проявления потребностей, отношений, умений, убеждений личности.

Разные виды деятельности, выполняя разные функции в экологическом образовании и воспитании, дополняют друг друга. Познавательная (учебная) деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, овладению умениями оценки состояния природы и предвидения последствий человеческой деятельности.

Игровая деятельность формирует опыт принятия экологически целесообразных решений и развивает представления школьников об отношении к природе людей разных профессий.

Трудовая деятельность способствует приобретению опыта ухода за природными объектами, формирует реальный вклад в изучение и охрану местных объектов природы.

Сочетание различных видов деятельности позволяет школьникам увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми общаться со специалистами различных областей природопользования.

В процессе всех видов деятельности возникают различные отношения, которые тоже нуждаются в формировании. Существует несколько уровней формирования экологических отношений, каждый из которых имеет свое содержание.

Осознание единства человека с живой природой. Формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интересы к познанию природы.

Уровень формирования и постановки экологических проблем как следствия реальных противоречий между обществом и природой. На этом уровне исследуется деятельность человека как экологического фактора.

Направлен на осознание исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассмотрение поиска путей их решения.

На этом уровне должна быть усвоена идея управления живой природой кА ведущая концепция социальной экологии. На этом уровне осуществляются такие меры по охране живой природы, как создание заповедных и иных охраняемых территорий, центров выживания и т.д.

Обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде.

Процесс экологического образования и воспитания проходит несколько этапов.

Этапы экологического образования и воспитания:

I. – усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (на уровне фактов, представлений, идей, законов), а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера.

II. – оперирование накопленными знаниями, умениями, навыками в учебных и игровых ситуациях: на семинарах, диспутах, конференциях, сюжетно-ролевых играх, экскурсиях.

На этом этапе осуществляется:

1. Выдвижение экологических проблем, гипотез, накопление опыта оценок экологических ситуаций и принятия решений.

2. Выполнение интеллектуальных, практических операций в реальной действительности.

III. – применение экологических знаний, умений, навыков, развитие эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке прироохранительных проектов, в организационной работе, в процессе отдыха в природном окружении.

Эти этапы условны и могут осуществляться и в иной последовательности.

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М. МГУ, 1990, гл. 4

2. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. – М. 1984.

3. Экологическое образование школьников. / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравчиной. – М. 1983.

4. Яблонов А.В. Остроумов С.А. Уровни охраны живой природы. – М. 1985.

95.67.245.189 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Материалы: http://studopedia.ru/4_36095_tema--ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie.html