Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п. то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

-Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

-Чистота, простота, красота.

-Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Мощным средством эстетического воспитания является природа .

Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

Материалы: http://www.studfiles.ru/preview/1868190/page:3/

Читайте далее →

Эстетическим воспитанием детей и развитием вкуса важно начать заниматься как можно раньше - с помощью детских игрушек и занятий творчеством. Какие возрастные особенности надо учитывать при знакомстве крохи с миром Искусства, расскажет искусствовед Елена Шумкова.

Давным-давно Вольтер заметил: «Вкус – это чутье различать свойства пищи. Но во всех известных нам языках это понятие породило метафору: словом вкус обозначена чувствительность к прекрасному и уродливому». Как же развивать такую чувствительность у ребенка и когда начинать?

Многие психологи считают, что вкус у человека начинает формироваться еще до рождения и советуют будущим мамам любоваться красотами природы, картинами, слушать классическую музыку. Кстати, испокон веков у разных народов существовали поверья, что беременная должна видеть вокруг себя только красивое. И это легко объяснимо: созерцание красоты дает ощущение гармонии, блаженного покоя, необходимого для формирования здоровой психики будущего малыша. Но желаемое и действительность суть вещи разные. Не удалось «до», значит после рождения нужно окружить малыша красотой. Интерьер квартиры (детской комнаты, в частности) – отдельная тема, здесь лишь заметим: ребенка не должны окружать как чрезмерная пестрота, так и тусклая стерильность.

На первом году жизни эстетические ощущения малыш открывает для себя прежде всего через игрушки. С самого начала они должны быть красивыми, яркими, контрастными по цветам. Например, желтое и красное, зеленое и оранжевое, белое и синее помогут крохе сконцентрировать внимание, активизируют работу зрительных анализаторов в восприятии цвета. Важно, чтобы игрушки были разной фактуры (шелк, мех, пластмасса, дерево) – у малыша мир на кончиках пальцев: сенсорные ощущения стимулируют работу мозга, мелкую моторику – развиваются чувственные ощущения. С 8–9 месяцев пора покупать ребенку пирамидки и деревянные кубики, играя с которыми, он постепенно начинает осваивать пространство: объем, высоту, длину.

Ближе к двум годам с малышом можно начать заниматься в студии раннего развития. Профессионалы владеют разными методиками, и такие занятия пробуждают у малыша интерес к искусству. Ребенок начинает понимать, что такое краски, карандаши, цвета, тона. Пусть даже порой путаясь в их названиях, подсознательно он запоминает гармоничные или контрастные сочетания, вникает в зрительные образы, начинает фантазировать. Кстати, очень полезно в этом возрасте вместе с малышом делать аппликации. Сначала кроха просто наклеивает на лист бумаги яркие кружочки, треугольнички, а чуть позже может перейти к несложным композициям из конусов, кубов и т. п. Все это развивает пространственное мышление, воприятие пропорций, соотношение размеров, сочетания цветов. А с этого и начинается постижение тайн художественного вкуса.

В разных городах есть уникальные музеи (например, Музей мыши в Мышкине), где собраны произведения, знакомство с которыми поможет малышу приоткрыть дверь в мир прекрасного.

После трех лет пора знакомить малыша с Большим Искусством – он вполне готов, чтобы отправиться с вами в музей или картинную галерею. Предвижу возражения: «Нет-нет, это не для моего! Чинно ходить по музейным залам он не способен, все равно ничего не поймет, да и скучно ему будет». Конечно, скучно, если нестись галопом по Европам. Экспозиция – не карусель, когда окружающее сливается в единое цветовое пятно. Лучше всего, если первое посещение картинной галереи станет свиданием с одной картиной. И пусть оно будет продолжаться 10–15 минут, зато каких!
Вообще настрой ребенка – главный критерий выбора взрослых. Один малыш с восторгом воспримет васнецовских героев сказок, и не в большой галерее, а, например, в Доме-музее В.М. Васнецова – деревянной избушке, явившейся, словно из сказки. А другому, возможно, гораздо ближе окажется супрематизм и в тех же, к примеру, «Атлетах» К. Малевича, он почувствует особый ритм, контраст цветовых сочетаний, игру геометрических форм и безграничную свободу воображения.
Так что тема первого свидания с искусством – непредсказуема. Конечно, взрослым не просто сделать для своего малыша визит в картинную галерею ярким и запоминающимся. Готов к этому не каждый. Значит, нужны усилия: воспитание чувствительности к прекрасному – трудная работа. В любом произведении – свой код, который расшифровывается через переживаемое, именно оно и вызывает определенное состояние, настроение, порождающие мысли и ассоциации. Эмоциональный отклик в душе ребенка – это как посеянное семечко, из которого со временем может вырасти мощное и красивое дерево любви и интереса к прекрасному. Поэтому, собираясь с ребенком в галерею, на выставку или в музей, почитайте о художнике, о картине, которую вы хотите показать, истории ее создания, придумайте интригу рассказа.
Не забывайте и об архитектуре. Бывая с ребенком в разных городах, непременно обращайте внимание на самые разные сооружения. Малышу не стоит объяснять, классика это или барокко, готика или ампир – просто обратите его внимание на различные формы, детали. Ребенок почувствует и запомнит разницу образов – колонны особняков Растрелли, модерн Шехтеля или кружева деревянного русского зодчества – это первое знакомство с миром пространства и времени.

Пять советов не только о моде

  • С первых дней Глаз, фиксирующий немыслимые сочетания (голубая коляска, зеленый плед в оранжевых попугаях, бордовый комбинезон) привыкает к цветовому хаосу и это, хотим мы или нет, отпечатывается в мозгу ребенка на всю жизнь. Не забывайте: хороший вкус надо прививать с пеленок – это как дважды два.
  • Детали – не пустяки Научите ребенка обращать внимание на «мелочи», например, подбирать сочетания «майка и носки», «шапочка (шарф) и обувь» и т. п.
  • Свободу выбору! Не будьте диктатором – дайте крохе возможность подбирать для себя одежду как можно раньше. Например, положите перед ним два комплекта: пусть сам комбинирует, подбирая то, что ему хочется надеть.
  • Создать образ Тренируйте вкус ребенка в играх: девчонки с увлечением моделируют гардероб для нарисованной куклы или Барби, для мальчиков можно использовать игры с одеванием любимых героев сказок, спортсменов и т. п.
  • Правила для денди Постарайтесь внушить ребенку как можно раньше: одежда смотрится так, как надо, только на тех, кто не горбится, свободно держится и умеет заботиться о ее чистоте.

Помогите ребенку освоить новую технику: очень интересный эффект дает разбрызгивание краски на лист бумаги зубной щеткой, нанесение широких мазков губкой или наклеивание некоторых элементов из манки и т. п.

И все-таки, самые впечатляющие уроки эстетики для малышей – это общение с живой природой. Великий русский педагог К. Д. Ушинский заметил, что прекрасный ландшафт влияет на эстетическое чувство ребенка гораздо сильнее, чем педагогика. Живописная поляна, играющий всеми оттенками красок осенний лес, цветущий сад, суровые силуэты гор, пенящиеся волны бескрайнего моря, золотой закат солнца… Совершенство форм, волшебная гармония, магический ритм – человеку трудно соперничать с Природой даже в самых гениальных своих произведениях. Детские глаза фиксируют и запоминают ее божественную красоту, такие впечатления оседают в подсознании на всю жизнь. Природа воздействует на чувствительность малыша, обостряет наблюдательность, развивает аналитическое мышление, способность к синтезу, воображение, образность. Переполненный впечатлениями ребенок часто стремится выразить их через рисунок, лепку и т. д. Поддержать и развить эту его тягу к самовыражению, к своей интерпретации прекрасного – важный момент в формировании художественного вкуса.
Малыш, вернувшись с прогулки, в ажиотаже что-то рисует? Прекрасно! Но пусть в такой момент у него под рукой окажется все, что может ему пригодиться. А это значит, не только карандаши или акварель, но и гуашь, цветные или восковые мелки, бумага для аппликаций, ножницы, клей и всякое прочее. Фантазия и еще раз фантазия – вот так и взращивается хороший вкус!
Кстати, не забывайте и о поделках. Можно, например, отправиться с ребенком в лес на охоту за корягами. Воображение подскажет, как «расколдовать» каждую: одна, возможно, превратится в крокодила, а другая – в любимого щенка. Мини-копией альпийского ландшафта может стать сооруженный из гальки и ракушек крохотный альпинарий с карликовыми растениями. Словом, возможностей много, и пусть не сразу все получается так, как хотелось бы.
Мастерство – дело наживное, и чаще всего оно приходит, как и новая, открытая именно вами вместе ребенком новая эксклюзивная техника, во время поиска, экспериментов, совместной работы.

  • Автор: Елена Шумкова
  • Фото: Glow Images

Теги:

Материалы: http://krokha2.develop.crmedia.ru/family/child_psihology/3790-esteticheskoe-vospitanie-i-razvitie-vkusa-u-detei.html