1. Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи. Здоровая семья - это место проявления близости, любви, так же как и отрицательных эмоций. 2. Разделяется ответственность и обязанности между всеми ее членами. 3. Ее члены поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь). 4. Каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим. 5. Учат уважать других людей, их различия во вкусах; уважают вкусы, выбор друзей, времяпровождение подростка. 6. Ее члены обладают общей системой ценностей, знают свои права. 7. Существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни. 8. Коалиции между ее членами динамичны и изменчивы. Допускается смена одних внутрисемейных треугольников другими без возникновения при этом у членов семьи чувства ревности или ненадежности, что жизненно необходимо для установления личностно-социальных границ.

9. Ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.

10. Уделяется внимание духовной жизни. 11. Уделяется время развлечениям. 12. Поощряется совместный прием пищи. 13. Поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы). 14. Ее члены создают условия для своего личностного роста. 15. Ее члены не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.

Дисфункциональная семья - семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов.

Дисгармоничные (дисфункциональные) семьи - ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого "слабого" члена семьи (чаще - ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание (нервно-психическое расстройство). Он становится "носителем симптома", который позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных "застывших" ролевых взаимодействий между членами семьи, служит "коммуникативной метафорой" (шифром потребностей семейной системы), отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Если семья рассматривается как саморегулирующая система, а симптом как механизм регуляции, то в случае ликвидации симптома вся система окажется временно нерегулируемой. С системной точки зрения изменение является не единственным решением единственной проблемы, а дилеммой, требующей разрешения.

Принципиальный вопрос семейной психотерапии заключается не в том, как избавиться от симптома, а в том, что произойдет, если он исчезнет; дискуссия переносится с обсуждения проблемы, кто является носителем симптома, что его вызывает и как от него избавиться, на проблему, как без него будет функционировать семья и какую цену ей придется заплатить за его исчезновение.

Концепция гомеостаза должна учитываться при любом вмешательстве в семью. Полезно знать, до какой степени аспекты семейной жизни изменились и какие картины предыдущих семейных взаимоотношений поддерживаются, что влияет на развитие личности ребенка и что может возникнуть в результате последующей семейной реорганизации. Дисфункциональные семьи часто пытаются сохранять статус-кво, несмотря на попытки психотерапевта стимулировать изменения.

Системные нарушения могут проявляться в нескольких формах. "Нормативные временные сдвиги" или "горизонтальные (нормативные) стрессоры" отражают движение между стадиями жизненного цикла семьи. Они включают начало семейной жизни, рождение ребенка, смену профессии, уход детей из дома и др. Симптоматическое поведение возникает при "застревании", препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

"Системные сдвиги" включают менее выраженные изменения во внутреннем балансе взаимоотношений внутри системы. Они могут провоцироваться транзиторными стадиями или возникать независимо. Транзиторную стадию иллюстрирует факт решения домохозяйки вернуться на работу, когда дети выросли. Этот поступок может нарушить стабильность в супружеской подсистеме, приводя семью к кризису. Независимый сдвиг возможен и в случае смерти матери мужа, контролировавшей его, тогда супруг начнет эмоционально "выпадать" из брака, находя интересы во внебрачной среде.

"Системная травма" - непредсказуемые жизненные события, такие как смерть одного из членов семьи, физическая болезнь или внезапное завершение карьеры. Эффект подобных событий может быть разрушительным для семьи, несмотря на ее попытки к ним приспособиться.

Накопление генетических и дисфункциональных стереотипов взаимодействия из поколения в поколение (патологизирующее семейное наследование) относится к вертикальным стрессорам.

В отечественной литературе в семейной психотерапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис): 1) диагностический (семейный диагноз), 2) ликвидация семейного конфликта, 3) реконструктивный, 4) поддерживающий. Важно помнить, что этапность в проведении семейной психотерапии определяется конкретным дисфункциональным семейным контекстом и направлением психотерапии.

Материалы: http://xn--80aaivjfyj3e.com/psihoterapiya/otdelnyie-priznaki-garmonichnoy-110847.html

Читайте далее:→


шпаргалка Психология семьи

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 06.01.2013. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений. Семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия – объединять удовлетворение различных потребностей.
¦ Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.
¦ Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.
¦ Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.
¦ Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.
¦ Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.
¦ На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу». Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе. В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными. Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие. Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие. Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
Формы брака
Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.
Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:
1) моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);
2) полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).
Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:
а) пожизненную моногамию;
б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
в) парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу и т. д.

      Представление о браке в разных культурах

БРАК В ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца. Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием в Коране: «Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них» (4,38). Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно.
      Признаки семьи

1. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество.
2. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества.
3. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья – относительно самостоятельный социальный институт, который, отражая «в миниатюре все противоречия общества», наделен собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, и внутренними источниками развития.
4. Семья как социальный институт занимает подчиненное положение среди крупных социальных общностей.
5. Семья – историческое, динамическое общественное явление.


4. Переменные семьи.
- среда расселения и ближайшее социальное окружение;
- состав и родственная структура семьи;
- жилище и внутренняя обстановка;
- индивидуальные характеристики членов семьи;
- происхождение, социальное перемещение, миграция;
- ролевое поведение;
- воспитание, образцы поведения;
- предшествующий брачный опыт супруг;
- объём и структура семейного взаимодействия;
- структура родственной связи;
- успешность брачно-семейных отношений;
- модели проверки до и после разводной ситуации.

      Социальные и педагогические функции семьи
Функции семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция - социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества; передача опыта, знания, умений, навыков. Центральным моментов в рамках воспитательной функции является функция формирования личности или личностного роста.
- хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная - предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
- коммуникативная - функция удовлетворения потребности в общении
- функция первичного социального контроля
- рекреативная - функция восстановления сил
- сексуально-эротическая
      Правовые основы семейного воспитания
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.
Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка. В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.
В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов.
Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.
Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.
В Российской Федерации правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании». Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (ст. 38). Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей – это моральный долг родителей. К родителям, не выполняющим свой долг по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав.
Разрешить сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ, который определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры выплаты алиментов на содержание детей и др.
    7. Характеристика гармоничной семьи
Гармоничные семьи - это, по определению С.А. Кулакова, гибкие "экосистемы", которые адекватно реагируют на изменение внешних условий. В них имеют место ясные границы между всеми членами, возможно притяжение между родителями, супружеская и детская подсистемы имеют четкие границы. Родители не могут защищать и руководить без контроля. С.А. Кулаков приводит следующие признаки гармоничной семьи:
Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи.
В гармоничной семье разделяется ответственность и обязанности между всеми ее членами.
Члены гармоничной семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).
В гармоничной семье каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
В гармоничной семье учат уважать других людей, их различия во вкусах, уважают вкусы, выбор друзей, время провождение подростка.
В гармоничной семье ее члены обладают общей системой ценностей, знают свои права.
В гармоничной семье существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни.
В гармоничной семье коалиции между ее членами динамичны и изменчивы.
В гармоничной семье ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.
В гармоничной семье уделяется внимание духовной жизни.
В гармоничной семье уделяется время развлечениям.
В гармоничной семье поощряется совместный прием пищи.
В гармоничной семье поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).
В гармоничной семье ее члены создают условия для своего личностного роста.
В гармоничной семье ее члены не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.
      Характеристика дисгармоничной семьи
Признаки дисгармоничной семьи
С.А. Кулаков определяет дисгармоничные семьи как ригидные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системам вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого "слабого" члена семьи (чаще - ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание (нервно-психическое расстройство). Он становится "носителем симптома", который позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотношения между членами семьи.
Дисгармоничные семьи, в которых есть "носитель дезадаптивного поведения" могут проявляться несколькими способами:
- они игнорируют проблему на системном уровне, отказываются разделять ответственность за симптом;
- закрытые внешние границы дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, и тем самым блокируют рост и развитие самой семейной системы. Диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс "хронической беспомощности" у всех членов семьи;
- блокирование негативных интеракций между членами семьи в дисгармоничных семьях создает ситуацию перенапряжения, носитель симптома непроизвольно " оттягивает" энергию на себя.
Нарушения поведения - верный маркер семейной дисфункции.
Девиантное поведение помогает сохранять семейный гомеостаз ("позитивная трактовка симптома"), иногда служит способом примирить разводящихся родителей. Ребенок с нарушением поведения, особенно подросток, подкрепляет родительскую потребность в контроле. Нередко кризис, создаваемый ребенком - единственный способ испытать эмоции в семье.
    9. Типологии современной семьи
Различают следующие типы семей:
1) По семейному стажу выделяют:
- семью молодоженов;
- молодую семью;
- семью, ждущую ребенка;
- семью среднего супружеского возраста.
2) По количеству детей выделяют:
- однодетную семью;
- малодетную семью (2 или 3 ребенка);
- многодетную семью (5 и более детей).
3) По составу:
- неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате развода, либо при рождении ребенка у одинокой матери;
- простая нуклеарная. Ее образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников;
- сложная семья (расширенная). Если под одной крышей проживают три поколения: пара родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, речь идет о сложной семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.
4) По однородности социального состава . Различают социально-гомогенные и социально-гетерогениые. Социально-гомогенными являются такие семьи, в которых оба супруга имеют одинаковое образование, профессию. Социально гетерогенными называют семьи, в которых у родителей не одинаковое образование. Самый трудоемкий для социальной работы тип семьи - семья маргинальиая. Генезис семей такого типа может быть связан с самыми различными причинами - болезнями, многодетностью, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д. но общим для них является резкое снижение возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей имеет люмпенцированный характер. Их отличают крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие пригодного для жизни жилья. Их так же называют социально неблагополучные семьи, дети из таких семей часто составляют основной контингент запущенных подростков, каждый член такой семьи имеет отклоняющиеся повеление.
Другой тип семьи - семья кризисная, находящаяся ниже черта бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с физическим выживанием, супружескими отношениями и воспитанием, детей. Такие семьи нуждаются в безусловной помощи, но сложность в том, чтобы правильно определить оптимальные формы ее оказания. Говоря о нравственном выживании (сохранении семьи, теплых отношений, между супругами, родителями и детьми), то, видимо, приходиться надеяться можно на средства массовой информации, в основном на телевидение, радио, книги, т.к. индивидуальная помощь - психотерапия, семейные консультации и т.п. - платная, таким семьям не по карману.
    Психологический климат семьи

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.


12. Характеристика добрачного и предбрачного периода, их функции

Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:
    научиться устанавливать близкие интимные отношения;
    научиться ритуалу ухаживания, т. е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;
    освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;
    определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим для них является какой-либо иной способ проживания жизни.
Функции предбарчного периода:
- накопление совместных переживаний и впечатлений;
- узнавание друг друга, уточнение/проверка принятого решения;
- знакомство с родителями;
- проверка сексуальной совместимости;
Проектирование семейной жизни.

13. Добрачные факторы риска.
- отсутствие братьев и сестер у мужа и жены;
- неустойчивость отношений до брака;
- отрицательное отношение родителей к браку;
- слишком короткий или слишком длительный период знакомства;
- неоптимальные мотивы вступления в брак (все кроме любви);
- добрачная беременность;
- наличие друзей противоположного пола;
+ наличие высшего образования у мажа;
+ сходные черты характера;
+ наличие ролевых ожиданий;
+ наличие общих друзей;
+ согласие родителей.


      Модели выбора супруга
Существуют различные теории выбора брачного партнера. Психоаналитическая теория. Дети испытывают влечение к родителю противоположного пола (эдипов комплекс). Бессознательно и М и Ж могут переносить любовь испытываемую к родителю на своих супругов.
Теория комплиментарных потребностей. Привлекательным для М и Ж оказывается партнер, обладающий чертами, которых у них нет.
Теория «стимул – ценность – роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:
• на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);
• брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров.
Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) – ценность (сходство взглядов) – роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям)
Теория «Фильтров» (взаимозаполнение). Выбор партнера происходит после последоветельного прохождения нескольких фильтров предпологаемым кандидатом. Фильтры: местожительство, гомогамия (из ряда партнеров выбирают 1го схожим по ряду признаков), ценностно – ориентировочное единство, потребностно – мотивационный принцип совпадение базовых потребностей.

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность)
В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:
• установление взаимосвязи (критерий – легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);
• самораскрытие – возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;
• формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);
• реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)
Представители ролевой теории (Парсонс Т. Бейлз Р. Харбер Б. Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

      Мотивация на брак. Причины вступления в брак.
Конструктивные: любовь, создание семьи ради семьи.
Неконструктивные: по расчету, возраст, на зло, совет родителей, боязнь одиночества, освобождение от комплекса неполноценности, интимная удача.
3 группы мотивов брака:
1. Мотивация на сам брак.
2. Определенный брак (иностранец, бизнесмен)
3. Мотивация на определенного человека.

Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано, можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.
Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь.
Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ.
Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.
Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.
Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.
Мотив «месть» означает, что один из партнеров был отвергнут и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.
Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.
Выделяются также различные состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь. Любовь – это дружба, нежность, узнавание внутренних достоинств, принятие и понимание индивидуальности партнера, детерминант личностного роста. Э. Фромм рассматривал любовь как умение, чувство и волевой акт. «Любви надо учиться, постепенно овладевать ее теорией и практикой». Зрелая любовь является одной из наиболее важных человеческих эмоций, означая единение при индивидуальных поступках. Любовь – это активная сила, характеризующаяся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием другого человека. Эротическая любовь, для того чтобы быть действительно любовью, должна основываться на следующей предпосылке: надо любить исходя из своей сущности и переживать исходя из сущности другого. Любовь прежде всего должна быть волевым актом. Любовь – не только чувство, это и решение, и суд, и обет.
Влюбленность характеризуется концентрацией внимания на внешних данных партнера (влюбиться в глаза), его общественном положении и т.д.
В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу.
Здесь уместно упомянуть о так называемых ловушках любви. Ловушки любви – это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.
Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.

Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.
Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония – основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.
Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь.
Подведем итоги. Формирование супружеской пары – сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь.


    16. Типы семейных союзов
По мнению польских специалистов (Я. Щепаньский и др.), можно выделить следующие пять типов семейных союзов:
1.РОМАНТИКИ. Супруги в такой семье убеждены, что они всегда должны быть вместе и что конфликты - признак угасания любви. К сожалению, будущее таких супругов обычно не сулит ничего хорошего. Впереди их ждут либо бесконечные ссоры, либо развод.
2.ДУБ И ПЛЮЩ. В этой семье один супруг выступает в роли дуба-опоры для другого и владыки над ним, а другой становится плющом, обвивающимся вокруг дуба и перекладывающим на его плечи всю тяжесть решения (между прочим, "дубом" может быть жена, а "плющом" муж). Такие семьи живут хорошо, если подобное распределение ролей произошло по обоюдному согласию, но чаще всего в них нет счастья. Его заменяет ответственность, но нет тепла, доброй взаимопомощи.
3.БОРЦЫ. Стоит отшуметь свадьбе, как начинается яростная борьба за главенство, право диктовать другому свою волю. Все становится поводом для конфликтов, сопровождающихся попытками сопротивления другой стороны. В этой борьбе нет ни правил, ни элементарной заботы о сохранении чувств. Бывает, что такие семьи живут долго, но почти всегда несчастливо.
4.НЕЗАВИСИМЫЕ. Каждый из супругов в такой паре бережет свое право на личную свободу. Порой они даже живут порознь, встречаясь время от времени, и каждый любит говорить о своей прогрессивности, отсутствии предрассудков и т.п. Однако это союз без истинной любви, которой либо просто не было, либо она моментально зачахла. Ссор и конфликтов в такой паре может и не быть, но брак этот обычно недолговечен.
5.СОРАТНИКИ. Главное в такой семье - стремление помогать друг другу в развитии и совершенствовании личности. Супруги любят друг друга без претензий на монополию - и хотя, может быть, несколько спокойно, но долговечно. Ссоры в такой семье обычно бывают не источником обид, а двигателем прогресса семейных отношений.
Разумеется, вышеперечисленные типы семей - это сухая теория, в отличие от которой вечно зеленеющее древо жизни куда богаче, и потому реальные семьи могут объединять в себе черты нескольких семейных союзов.
    17. Характеристика молодой семьи, её трудности
Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги.
Кроме того, необходимо проанализировать трудности, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени - молодая семья с новорожденным.
Психологическая суть брака - подтверждение отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги. Такое согласование не всегда протекает легко. Иногда к нему не готовы будущие супруги, иногда их ближайшее окружение может не одобрять или сопротивляться браку. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера решена, у пары могут возникнуть серьезные трудности.
Одна из характерных в этой ситуации трудностей - несогласие родителей. Его причины не всегда осознаются, но часто имеют реальную основу. Большинство родителей желают, чтобы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, по их мнению, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Такое поведение родителей соответствует одной из общественных функций семьи - контролю за поведением детей. Но точно оценить обоснованность решения детей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возможны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в процессе обсуждения перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат заключить брак, а родители вместо обсуждения выражают слабо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношения молодоженов и близких им людей.
А если молодая пара эмоционально или материально очень зависима от родителей, нелегко урегулировать сложные, иногда конфликтные отношения.
Психологическая зависимость молодых людей от родителей проявляется в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений, попытками, демонстрируя лояльность к генетической семье, создавать свою, независимую от нее. Эту зависимость детей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое толкает их постоянно контролировать детей и сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы сопротивления, а потому еще эмоциональнее) их самостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, в частности, свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельными в других.
Данное противоречие отчетливо проявляется в отношении молодежи и молодых супругов к материальной помощи со стороны родителей,
По данным одного из опросов абитуриентов, около 30% юношей и 45% девушек придерживаются мнения, что молодым супругам совсем не нужна помощь старшего поколения в решении вопросов общения в молодой семье. Но за такую же полную материальную независимость молодой семьи от родителей высказалось только 10% опрошенных.
Таким образом, начальная, имеющаяся до заключения брака установка предполагает и помощь, и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Понятно, что реализация подобной установки проблематична.
Материальная и эмоциональная зависимость многих молодых семей указывает на необходимость достижения самостоятельности, ответственности, автономии, т. е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологическая зрелость достигается труднее, чем материальная. Молодожены часто не имеют достаточного опыта применения совместных решений. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных семейных вопросов нередко выясняется, что для принятия решений молодым супругам хватало и информации, и ясного понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как не стремились к взаимопониманию, пробовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое представление о семье, нежелание отказаться от некоторых привилегий или интересов.
Начало семейной жизни, «медовый месяц» - особенно приятный, по общему представлению, этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т. д. Понятно, что эти задачи не всегда решаются гладко. Это обнаруживается в том факте, что около 2% распадающихся браков существовали менее года'. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разводов - новая, отрицательная информация о супруге.
Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина — с недостаточным знанием будущего супруга и/или его семьи. Данная причина обуславливает заметную часть трудностей, возникающих в первые месяцы семейной жизни.
Во многих семьях в первый год после заключения брака рождается ребенок. Его рождение изменяет роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к выросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т. д. Если все эти и другие не перечисленные задачи приходится решать быстро, а к ним еще прибавляются нерешенные проблемы из ранее бывших этапов развития семьи, то сама ситуация, требующая быстрого изменения семейных отношений, становится стрессором.
Указанный семейный конфликт иллюстрирует одну из типичных схем кризиса молодой семьи. Такому кризису свойственно отсутствие одного разрушающего семью фактора. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлетворенность интимными отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу.
Следует указать, что похожие кризисы в некоторой части молодых семей как бы запланированы. По данным уже упомянутых опросов, 21% будущих молодоженов и 19,6% молодых супругов среди мотивов, побудивших их заключить брак, указали на беременность. Очевидно, что добрачная беременность не является безусловной причиной будущего семейного кризиса. Чаще всего она только подталкивает к юридическому подтверждению постоянной интимной и психологической связи. Но она может подтолкнуть к этому и те пары, которые недостаточно подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей. Кроме того, такие пары нередко не подготовлены к браку. Психологически наиболее проблемной становится ситуация беременности после кратковременного знакомства.
Неблагоприятные тенденции развития супружеских отношений и их предпосылки в каких-то случаях разрушают семью, в других способствуют большой дифференциации отцовских и материнских обязанностей.
До рождения ребенка оба супруга имеют похожие возможности работать, учиться, общаться с близкими и друзьями. После рождения ребенка даже очень помогающий отец и далее работает, встречается с друзьями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможности общения и сотрудничества и сужает уже имевшиеся. Вот это создает предпосылки как для благоприятного, так и для неблагоприятного развития семьи. Реализация этих предпосылок зависит от многих факторов, среди которых особенно влиятельным становится имеющийся опыт общения супругов. Если они научились учитывать интересы друг друга, понимать чувства, совместно решали возникавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи. Супруги и дальше делятся своими переживаниями и таким образом расширяют интересы друг друга, сообщают один другому эмоциональную и деловую информацию о довольно различных сферах деятельности. В таком случае разделение ролей супругов не ослабевает, а усиливает общность семьи.
Обобщая описанные тенденции, можно выделить некоторые более общие моменты. Наиболее важный из них — это положительное отношение молодых супругов друг к другу. Многие из них интересуются чувствами друг друга, понимают, что есть перспектива совершенствовать свои отношения. На этом благоприятном фоне даже значительные разногласия обычно проявляются только в какой-то одной сфере жизнедеятельности семьи, затрагивают только одну из ее функций. Поэтому молодожены, которые конфликтуют, например, из-за быта, могут быть удовлетворены общим досугом, интимными отношениями и т. д. Это обстоятельство заметно отличает молодые семьи от совместно живущих длительное время семей, в которых конфликт чаще всего распространяется на многие или все сферы семейной жизни. Получив возможность «паузы» в конфликте, молодые семьи нередко самостоятельно находят приемлемые для себя решения, сохраняют и улучшают семейные отношения.
      Характеристика зрелой семьи, её основные функции и задачи
Для семьи гораздо труднее, чем для отдельного индивида, определить границы
«зрелости». Зрелость семьи определяют по разным критериям. Социологи в
качестве критерия зрелости часто выбирают длительность существования семьи –
как правило, не менее 7–10 лет.
В некоторых психотерапевтических периодизациях зрелое супружество также
определяется по длительности совместной жизни. В него включается период с 6-
го по 14-й год либо с 10-го по 25-й год супружеской жизни. Возраст супругов –
от 30 до 45–50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают
стабильное общественное положение и в основном избавлены от необходимости
серьезных материальных трат, направленных на обеспечение жизнедеятельности
семьи. Отношения и быт устоялись.
Зрелая стадия семейной жизни также, как и зрелый возраст индивида, - одна из
самых продолжительных в жизненном цикле. Она длится с момента, когда первый
ребенок становится относительно самостоятельным и поступает в школу, до
момента, когда выросшие дети начинают покидать семью. Это период жизни
семьи, когда правила и структура уже сформированы и ничего существенно нового,
из-за чего они должны были бы измениться, не происходит.
Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период,
связаны с воспитанием детей. Поэтому некоторые исследователи делят эту стадию
жизненного цикла на две подстадии: «семья с ребенком-школьником» и «семья
подростка», выделяя для каждой из них свои собственные задачи развития
.
Для семьи школьника они следующие:
• перераспределение обязанностей;
• проявление участия при наличии проблем с учебой;
• распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних
заданий.
Для семьи подростка:
• перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
• изменение типа родительского поведения и ролей;
• подготовка к уходу подростка из дома.
Однако следует отметить, что, кроме задач развития, связанных с детьми, перед
семьей в этот период стоят и другие, не менее важные задачи. Они связаны с
перестройкой отношений между супругами и с изменением взаимодействия с
прародителями.
Необходимость перестройки взаимоотношений между супругами в данном периоде
вызывается, скорее всего, не изменениями структуры семьи, а тем, что супруги
вступают в зрелый возраст и проходят через первый возрастной кризис зрелости,
который приходится на возраст около 30 лет. Этот фактор можно рассматривать
как внешний по отношению к семье, тем не менее, его влияние на семейное
благополучие очевидно. Кроме того, длительность супружеских отношений
приводит к тому, что они приобретают налет обыденности – период
«романтической» любви уже миновал.
Изменение взаимодействия с прародителями также вызывается внесемейными
факторами, а именно, их нарастающим физическим ослаблением в связи со
старением.
      Характеристика семьи в старости

Супружество пожилого возраста характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Снижается производительность труда и увеличивается число проблем, связанных со здоровьем. На данной стадии жизненного цикла семьи одним из самых важных событий может стать выход супругов на пенсию. Кроме того, что профессия и круг связанных с ней обязанностей оказывали существенное влияние на содержание личностной идентичности, работа служила также и прекрасным способом структурирования времени. Она также определяла и основной круг общения.
Теперь количество времени, проводимого супругами вместе, увеличивается в некоторых случаях до 24 часов в сутки. В связи с этим, выход на пенсию может потребовать значительной перестройки личности, взаимоотношений и стиля жизни супругов.
После выхода супругов на пенсию семья и связи с родственниками приобретают для них еще большее значение. Пары, которые дожили до этой стадии супружества, вырастили и «отпустили» детей, говорят, что испытывают сильное чувство удовлетворения браком. Брак в это время стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какие сложились в течение долгой совместной жизни. При этом супруги в большей степени, чем раньше, склонны оказывать эмоциональную поддержку друг другу. Традиционные половые роли оказываются не так важны.
Течение этой стадии может осложняться болезнями супругов в связи с их преклонным возрастом. Как правило, вся тяжесть ухода за больным при этом ложится на плечи супруга, который сам может иметь проблемы со здоровьем. Жены чаще жалуются на стресс, связанный с уходом за больным супругом, чем мужья, хотя разница эта невелика. Мужчины, которые с возрастом больше ориентируются на семью, обеспечивают такой уход охотнее, чем жены, которые и так всю жизнь провели в заботах о семье. Жены могут начать болеть после того, как мужья выходят на пенсию. Посвятивший свою жизнь карьере, муж начинает чувствовать себя ненужным после того, как отходит от дел. Чтобы избавить его от этих тягостных переживаний, жена заболевает и тем самым обеспечивает ему возможность приносить пользу, заботясь о ней, и вновь обрести чувство собственной нужности.
и т.д.

Материалы: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-108970