Тест умственного развития младших подростков (ТУРП) предназначен для диагностики умственного развития учащихся III—V классов общеобразовательной школы и является одним из нормативных тестов, разработанных в лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО. Автор теста — Л. И. Теплова [72].

Этот способ диагностики умственного развития конструировался в соответствии с принципами, сформулированными в рамках концепции социально-психологического норматива [26]. Он диагностирует умственное развитие, главной детерминантой которого в школьном возрасте является содержание обучения, и направлен на прогнозирование учебной деятельности. Поэтому в его содержание входят те научные понятия и логико-функциональные умственные действия, которые учащийся использует в практической (учебной) деятельности.

Научные понятия, включенные в задания теста, заимствованы из школьных программ и являются базовыми для начальной и актуальными в основной школе, что позволяет «состыковать» два образовательно-возрастных периода. Для оценки влияния на умственное развитие учащихся внешкольных факторов в тесте использованы те понятия, с которыми младшие подростки часто встречаются в средствах массовой информации, ориентированных на этот возраст, и в рекомендуемой внеклассной литературе.

Для выполнения заданий теста школьнику предлагается осуществить некоторые мыслительные действия с отобранными понятиями. Круг этих действий был определен в результате анализа требований, предъявляемых к учащимся III—V классов и отраженных в государственных стандартах, а также анализа учебной деятельности младших подростков на уроках. В тест включены такие мыслительные действия, как аналогии, классификации, обобщения.

В учебной деятельности младший подросток сталкивается с задачами, успешное решение которых требует применения более сложных умственных действий и учета нескольких условий задачи в рамках одной специфической области. В связи с этим в методику включены задания, которые актуализируют сочетание нескольких мыслительных операций и имеют сложную структуру. Эти задания вошли в отдельные «специализированные» субтесты, один из которых построен на математическом материале, другой — на языковом.

Содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, владение которыми также определяет ее успешность. В математике — это образы геометрических тел, образы-символы, графические образы; в русском языке — это схемы слов, предложений, словосочетаний; в природоведении — схематическое изображение местности (план), образы структуры почв, природных зон и т. д. В связи с этим в содержание теста включены задания невербального характера, что позволило максимально полно реализовать принцип его содержательной релевантности.

Социально-психологический норматив, полученный на основе теоретического и эмпирического анализа, условно представлен в ТУРП в совокупности всех его заданий. Поэтому, оценивая меру успешности испытуемого, необходимо сопоставлять его показатель с максимально возможным в этом тесте, определяемым полным и правильным выполнением всех его заданий.

ТУРП может быть использован для контроля за эффективностью школьного обучения, для оценки эффективности разных систем обучения и методов преподавания, для выявления особенностей умственного развития, ведущих к неуспешному обучению, для определения характера коррекционной работы с учащимися.

Содержание теста включает 102 задания, которые распределены по группам (субтестам). В него входят шесть субтестов: «Осведомленность», «Классификации», «Аналогии», «Предложения», «Продолжи ряд» и «Обобщения».

В субтестах «Классификации», «Аналогии», «Обобщения» представлены понятия из трех предметных областей — русского языка и литературы, природоведения и математики. Задания субтеста «Предложения» представляют область знаний из русского языка и литературы, а задания субтеста «Продолжи ряд» — математики.

Ниже приводятся примеры заданий субтестов, входящих в тест ТУРП.
1. «Осведомленность». Исследуется запас относительно простых сведений и знаний. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение из пяти приведенных слов.
Одинаковыми по смыслу являются слова «родина» и.
а) государство; б) страна; в) отчизна; г) республика; д) местность.

2. «Классификации». Выявляются навыки определения общих черт, абстрагирования. В заданиях предлагаются пять слов (математических выражений, чисел, фигур), из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Его и следует найти.
а) х + 3 = 7; б) х + 7 = 14; в) 12 - х - 8; г) х - 3 = 1; д) х - 4 = 0.

3. «Аналогии». Определяются комбинаторные умения. В заданиях предлагаются три слова или рисунка. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего — знак вопроса. К нему надо подобрать такой ответ из числа приведенных, чтобы была такая же связь, как между первым и вторым.
Сила. слабость = сложение.
а) пример; б) математика; в) вычитание; г) минус; д) сумма.

4. «Предложения». Оценивается понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами. В предложения, имеющие пропуски, испытуемый должен вставить недостающие слова.
На сцену артист и запел нашу любимую.

5. «Продолжи ряд». Оцениваются умения находить правила, по которым построены ряды чисел, числовых выражений, фигур и понятий. Испытуемый должен продолжить ряд с учетом заложенного в нем правила.
х: 2 = 5 х: 2 = 4 х: 2 = 3.

6. «Обобщения». Оцениваются умения выносить суждения, обобщать. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.
Береза — клен.
Методика имеет две параллельные формы (А и Б). «Чистое» время выполнения всей методики — 27 мин. Работа над тестом, включающая заполнение бланка, чтение инструкций, разбор примеров, занимает примерно урок. Тест может применяться как индивидуально, так и при групповом обследовании.
Коэффициенты соответствия параллельных форм А и Б для разных возрастных групп — от 0,84 до 0,87; коэффициенты гомогенности — 0,99; ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тестированием равен 6 месяцам) — 0,93 (форма А) и 0,96 (форма Б).

Коэффициенты теоретической валидности по сопоставлению с Групповым интеллектуальным тестом Дж. Ваны (ГИТ) для младших подростков для разных форм и возрастов находятся в интервалах от 0,68 до 0,90. Коэффициенты прагматической валидности теста, определяемой путем сопоставления результатов выполнения заданий теста с показателями школьной успеваемости, — 0,61 (III классы) и 0,59 (V классы). Все показатели значимы при р < 0,01.

Полученные показатели валидности и надежности теста позволяют считать его объективным инструментом психологической диагностики, направленным на оценку умственного развития учащихся III—V классов общеобразовательной школы.

Руководство по проведению тестирования

Тестирование целесообразно проводить двум взрослым: психологу и помощнику. Психолог объясняет цель тестирования, зачитывает инструкции, разбирает примеры выполнения заданий и следит за временем тестирования. Помощник наблюдает за ходом работы испытуемых, предупреждая нарушение ими инструкций.

Перед началом тестирования учащимся нужно раздать тестовые тетради так, чтобы у соседей по парте были разные формы (А и Б). Каждый школьник должен иметь карандаш или ручку. Учитывая возраст испытуемых (9-12 лет), не рекомендуется использовать бланки для ответов, учащиеся должны записывать ответы непосредственно в тестовые тетради.

Психолог рассказывает о цели работы и обращается к учащимся с такими словами:
«Ребята, сейчас вы будете решать задания, которые не совсем похожи на те, которые вы обычно выполняете в школе. Вы должны постараться выполнять их быстро и правильно. Не огорчайтесь, если вы не успеваете решить все задания. Старайтесь не отвлекаться, работайте добросовестно, и тогда ваш результат будет хорошим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед каждым набором есть инструкция, объясняющая, как надо делать задания. Сначала вы будете читать инструкцию самостоятельно, "про себя", а потом мы вместе с вами прочтем ее. Тот, кто не поймет, как делать, должен сказать об этом до того, как мы начнем выполнять задания. Во время выполнения заданий спрашивать нельзя. Задания следует выполнять по порядку, но если не получается какое-то из них, его можно пропустить и решать следующее. Работу начинать и заканчивать нужно по моей команде. Вы получили тетради с заданиями, не листайте их. На первой странице вверху напишите дату и номер урока. Затем свою фамилию и имя, дату рождения, номер школы и класс. Кто все сделал, положите ручки на стол».

После того как все заполнили первую страницу, психолог просит учащихся перевернуть ее и прочитать на следующей странице инструкцию к субтесту 1 «про себя». Затем эту же инструкцию читает вслух психолог. Далее он разбирает примеры выполнения заданий субтеста 1, которые могут быть предварительно записаны на доске.

Психолог спрашивает испытуемых, всем ли понятно, как нужно выполнять задания. Если возникают вопросы, то психолог вновь читает инструкцию, ничего не добавляя к ней.

Психолог напоминает, что задания можно начинать выполнять только после слова «начали», а заканчивать следует после слова «стоп». Команда «Стоп» означает, что ученики должны положить ручки на парты. Затем психолог говорит: «Внимание! Возьмите ручки или карандаши. Приготовились. Начали».

По окончании отведенного для выполнения первого субтеста времени психолог говорит: «Стоп». Дождавшись, когда ученики положат ручки или карандаши на парту, психолог говорит: «Переверните страницу и внимательно читайте следующую инструкцию — к субтесту 2». После этого повторяется та же процедура, что и с первым субтестом. Время выполнения субтестов: осведомленность — 4 мин.; классификации — 4 мин.; аналогии — 5 мин.; предложения — 5 мин.; продолжи ряд — 5 мин.; обобщения — 4 мин.

Обработка результатов тестирования

Количественный анализ результатов тестирования
1. Индивидуальные показатели по пяти субтестам (1-5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл.

2. В субтесте «Обобщения» за правильный, точный и полный ответ присваивается 2 балла, за неполный или за недостаточно точный — 1 балл, за неправильный ответ, в котором отсутствует обобщение, — О баллов (правильные ответы приведены в специальной таблице и передаются психологу вместе с тестовыми материалами). Максимальное количество баллов по субтесту «Обобщения» — 28.

3. В субтесте «Предложения» правильными считаются ответы, приведенные в специальной таблице к этому субтесту, или любые другие слова, уместные с грамматической и смысловой точки зрения в данном предложении.

4. Максимальное количество баллов, которое хможет получить испытуемый, правильно выполнив все задания теста, составляет 116 баллов (100 %-ное выполнение). Это есть норматив умственного развития учащихся III—V классов, с которым сравнивается индивидуальный показатель по тесту. Для этого общий балл по тесту представляется в процентах по отношению к нормативному показателю. Например, испытуемый А. получил 58 баллов. Тогда уровень его умственного развития можно оценить как на 50 % соответствующий нормативному (58/116x 100=50 %).

5. Для сравнительных оценок индивидуальных результатов можно использовать шкалу, приведенную ниже.
Высокое умственное развитие: у третьеклассников — более 70 %; у пятиклассников — более 80 %.
Низкое умственное развитие:
у третьеклассников — менее 30 %; у пятиклассников — менее 40 %.

6. Для анализа групповых данных используется прием, предложенный авторами ШТУР. Все испытуемые по результатам тестирования подразделяются на 5 подгрупп:
• 1-я подгруппа — наиболее успешные, они составляют 10 % всех испытуемых;
• 2-я подгруппа — близкие к успешным — 20 % всех испытуемых;
• 3-я подгруппа — средние по успешности — 40 %;
• 4-я подгруппа — мало успешные — 20 %;
• 5-я подгруппа — наименее успешные — 10 %.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Затем строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, а по оси ординат — процент выполненных ими заданий.

Например, по результатам теста наиболее успешная подгруппа выполнила в среднем 78 % заданий теста, вторая — 60 %, третья (средняя по успешности) — 46 %, четвертая — 35 % и наименее успешная подгруппа — 25 %.

Такой же анализ можно сделать по результатам каждого субтеста. В этом случае по оси абсцисс будут также располагаться номера подгрупп, а по оси ординат — средний процент выполненных заданий отдельного субтеста.

Качественный анализ результатов тестирования
Качественный анализ проводится по нескольким направлениям:
1) выясняется, понятия какой предметной области усвоены испытуемыми лучше, а какой — хуже;
2) рассматривается, какие логические операции освоены более успешно, а какие — менее;
3) выявляются типичные ошибки испытуемых.
Для первого направления анализа в таблице на первой странице методики психолог указывает не только количество (и процент) правильно выполненных заданий субтеста в целом, но и по предметным областям.

Суммировав баллы, полученные испытуемым за выполнение заданий в субтестах «Классификации», «Аналогии» и «Обобщения», относящихся к каждой из трех предметных областей в отдельности, представим их в процентах. Для этого разделим суммы баллов, полученные испытуемым за задания из каждой предметной области, на максимальное количество баллов, которые можно получить за задания соответствующей области. Так как субтест «Предложения» относится к сфере «русский язык», а субтест «Продолжи ряд» — к математике, показатели их выполнения суммируются с показателями по соответствующим предметным областям, полученными при обработке субтестов 2, 3 и 6.

Принадлежность заданий теста к разным областям знаний отражена в специальных таблицах. Они передаются психологу вместе с тестовыми материалами. Из этих таблиц видно, что общее количество заданий по природоведению равно 18, по математике — 30, по русскому языку и литературе — 34.

Продолжив обработку результатов испытуемого К. Р. представленных в табл. 1, получим следующие показатели:
природоведение — 3+4+6=13 — 72 %;
математика — 2+4+4 (субтест «Продолжи ряд»)+1 = 11 — 37 %; русский язык — 5+3+4 (субтест «Предложения»)+4=16 — 47%.

Из приведенных результатов выполнения теста испытуемым К. Р. следует, что ученик более уверенно ориентируется в круге понятий из природоведения, наименее уверенно — из математики. Более успешно освоено умственное действие классификация, наименее — обобщение. Индивидуальная структура умственного развития испытуемого К. Р. графически выглядит так, как это представлено на рис. 3.
Для определения характера коррекционной работы очень важно выяснить, какие типичные ошибки допускает учащийся.

Качественный анализ выполнения заданий каждого субтеста необходимо выполнять исходя из его содержания.

Субтест «Осведомленность» направлен на выявление информированности учащихся, определяемой внешкольными воздействиями. В 15 заданиях этого субтеста использованы понятия научно-культурного характера, в 5 — общественно-политические. Таким образом, при анализе данных можно рассмотреть, понятия из какой сферы знаний усвоены испытуемым успешнее, а в каких понятиях он ориентируется плохо. Появление ошибок при выполнении этого субтеста может быть вызвано следующими причинами:
1) испытуемые не различают смысловых оттенков понятий;
2) неверно сформировано представление о некоторых из них;
3) испытуемые не знают понятия;
4) испытуемые не могут удержаться в рамках условий задачи и «соскальзывают» на ассоциативные связи (например, в заданиях типа «Противоположными по смыслу являются слова "обыкновенный" и. » испытуемый может искать не противоположное слово, а слово, близкое по смыслу).

В субтест «Классификации» вошли:
1. Задания с конкретными понятиями.
2. Задания абстрактного характера.
Среди них можно выделить:
а) задания, где объектом классификации являются пословицы и метафоры;
б) задания, где объединять нужно по признаку, относящемуся не к содержанию отдельного понятия, а к характеру логических связей между парами понятий;
в) задания, где оперировать необходимо абстрактными понятиями.
3. Смешанные задания, где в качестве объектов классификации выступили уравнения или математические выражения.

Качественный анализ субтеста «Классификации» направлен на выяснение того, с каким содержанием испытуемые успешнее выполняют операцию классификации, какое содержание вызывает трудности.
Типы логических связей, использованные в субтесте «Аналогии», следующие (в специальной таблице, которая прилагается к тестовым материалам, показана их соотнесенность с номерами заданий):
• функциональные;
• род-вид;
• часть-целое;
• противоположность;
• порядок следования;
• математические отношения;
• причинно-следственные;
• рядоположенности.

Анализируя выполнение этого субтеста, следует обратить внимание на то, какие типы логических связей сформированы у испытуемых, а какие — нет. Можно также установить характер ошибок, основными причинами которых бывают либо выбор слов по ассоциации, без логической основы, либо подмена одного логического отношения другим.

Субтест «Предложения» состоит из шести простых распространенных, семи сложноподчиненных, трех сложносочиненных предложений (в специальной таблице, которая прилагается к тестовым материалам, показано, к каким номерам заданий они относятся).

При анализе результатов выполнения этого субтеста необходимо обратить внимание на то, с какими предложениями учащийся уже умеет работать, а какие предложения еще вызывают трудности. Наиболее сложными для учащихся III—V классов являются сложноподчиненные предложения, так как в них отражаются более сложные причинные, временные, условные и другие связи и отношения.

Субтест «Продолжи ряд» состоит из 12 заданий, для решения которых необходимо найти алгоритм построения ряда, а затем данный ряд продолжить, приложив данное правило. Часть заданий представляет собой один числовой ряд или ряд математических выражений; большинство же заданий построено по принципу «двойного ряда». Первый ряд — стимульный, второй ряд открывает ключ к построению стимульного ряда, его и нужно продолжить. В субтесте выявляются сформированность навыков счета, умения решать уравнение, знание значения понятий «прямоугольник», «многоугольник», «единицы времени», «массы», «длины», умение находить в простейших фигурах их площадь и периметр, сформированность умения решать математические выражения с несколькими действиями. Качественный анализ решения испытуемыми этого субтеста нужно осуществлять, учитывая все вышесказанное.

Для качественного анализа результатов выполнения субтеста «Обобщения» необходимо установить причины неверных ответов. Наиболее частыми ошибками могут быть:
• использование не обобщающего понятия, а слова, обозначающего действие или функцию;
• использование широких родовых понятий или категорий без указания на видовое отличие.

Данные, полученные в результате подробного количественного и качественного анализа теста, обладают большой информативностью для школьного психолога. На основе результатов выполнения ТУРП возможно создание коррекционной программы, а также формулирование определенных рекомендаций для учителя по организации более эффективной работы с учащимися.

Материалы: http://psyera.ru/test-umstvennogo-razvitiya-mladshih-podrostkov-turp_8858.htm

Читайте далее:→

Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Руководство по проведению теста.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

Время проведения субтестов.

Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами:

"Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.

Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!".

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста, далее спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание и не создавать у них чувства напряженности).

По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом "стоп", предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.

Обработка результатов тестирования.

Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.

1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субтеста 5) - балл по тесту и субтесту - выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;

2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценивать 2 баллами.

Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.

При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.

Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в таблицах.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению этого субтеста;

3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных результатов ШТУРа. (Психологическая коррекция умственного развития учащихся /Под ред. К.М.Гуревича, И.В.Дубровиной. - М, 1990. - С. 33-35; 115-117);

4) если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического.

Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:

- первая - наиболее успешные - 10%;

- вторая - близкие к успешным - 20%;

- третья - средние по успешности - 40%;

- четвертая - малоуспешные - 20%; 1

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат - процент выполненных каждой из них заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.

Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов;

5) установлено, что с возрастом от 6 к 8-му классу увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими учащимися одной и той же выборки, лучшая часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психологами: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов их умственного развития;

6) при анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного развития типа "лучше", "хуже", "выше", "ниже", основанные на подсчете баллов, полученных им при выполнении теста, и в сравнении с группой (или нормой) мало что дают для понимания своеобразия умственного развития. Однако в качестве первого шага для получения самого общего впечатления об ученике можно рекомендовать подсчитать его общий балл. При этом следует иметь в виду, что общие баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника ниже 40, восьми- девятиклассника ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умственном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75 у шестиклассника, 90-у семиклассника и 100 - у восьмиклассника.

Ясно, что общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого субтеста. Поэтому следующий этап анализа - выяснение количества баллов, полученных учащимися по каждому субтесту.

Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит дополнительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.

1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;

2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.

По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития;

3) анализ качественной стороны субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим направлениям:

- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

- выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих заложенных в тест: вид - род, часть -целое, причина - следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения;.

- выявление типичных ошибок при установлении логических связей;

характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.

Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;

4) анализ качественной стороны субтеста 4 "Классификации" проводится по следующим направлениям:

- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

- выявление типа заданий - с конкретными или абстрактными понятиями, который провоцирует большое количество ошибок;

5) анализ качественной стороны субтеста 5 "Обобщения" проводится по следующим направлениям:

- определение характера типичных обобщений - по конкретному, видовому, категориальным признакам;

- выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;

6) индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что и групповой: - на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития - осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления - представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:

- по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;

- каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;

7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам. ;

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой и др. приведены основные принципы построения коррекционной программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б.

Описание и примеры набора заданий № 1А.

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Пример: одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и.

а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.

Правильным ответом будет "жизнеописание". Поэтому оно должно быть подчеркнуто.

Следующий пример: противоположным к слову "отрицательный" будет слово.

а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.

В этом случае правильным ответом является слово "положительный". Оно и подчеркнуто.

1. Начальные буквы имени и отчества называются. а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Гуманный - это. а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на природу и общество есть. а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Одинаковыми по смыслу являются слова "демократия" и. а) анархия;

б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется. а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада -это. а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

7. Начитанность, глубокие и широкие познания - это. а)интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.

8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это. а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.

9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности называется. а) революцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.

10. Противоположностью понятия "лицемерный" будет. а)искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.

11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о. а)компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.

12. Этика - это учение о. а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе;

13. Противоположностью понятия "идентичный" будет. а)тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.

14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах -это. а) закон; б) эмиграция; в) воззрение; г) действие; д) эмансипация.

15. Оппозиция - это. а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.

16. Цивилизация - это. а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова "приоритет" и. а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

18. Коалиция - это. а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова "альтруизм" и. а)человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм;

20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является. а)демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом;

Описание и примеры набора заданий 2А.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово - синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать модно только одно слово.

Пример: век: а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ: "столетие". Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример: прогноз - а) погода; б) донесение;

в)предсказание; г) причина. Здесь правильным ответом будет слово "предсказание". Оно и подчеркнуто.

Набор заданий № 2 А.

1. Прогрессивный - а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г)отсталый.

2. Аннулирование - а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.

3. Идеал - а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.

4. Аргумент - а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.

5. Миф - а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука,

6. Аморальный - а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.

7. Анализ - а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.

8. Эталон - а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.

9. Сферический - а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.

10. Социальный - а) принятый; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.

11. Гравитация - а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.

12. Сентиментальный - а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) странный.

13. Экспорт - а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.

14. Эффективный - а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) особый.

15. Мораль - а) этика; б) развитие; в) способности; г) право.

16. Модифицировать - а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.

17. Радикальный - а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.

18. Негативный - а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.

19. Субъективный - а) практический; б) общественный; в) личный; г) скрытый.

20. Аграрный - а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.

Описание к примеру набора заданий № 3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Пример: песня: композитор = самолет.

а) аэропорт; б) полет; в)конструктор; г) горючее; д) истребитель.

Правильный ответ: "конструктор". Поэтому это слово подчеркнуто Следующий пример: добро: зло = день.

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г)среда; д)сутки.

Здесь правильным ответом будет слово "ночь", поэтому оно подчеркнуто.

Набор заданий № ЗА.

1. Глагол: спрягать = существительное. а) изменять; б) образовывать; в)употреблять; г) склонять; д) писать.

2. Холодно. горячо = движение. а) инерция; б) покой; в) молекула; г)взаимодействие.

3. Колумб: путешественник = землетрясение. а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.

4. Слагаемое. сумма = множители.

а) разность; б) делитель; в)произведение; г) умножение; д) число.

5. Рабовладельцы. буржуазия = рабы.

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.

6. Папоротник. спора = сосна.

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д)ель.

7. Стихотворение. поэзия == рассказ ;.

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

8. Горы. высота - климат. а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.

9. Растение. стебель = клетка. а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.

10. Богатство. бедность = крепостная зависимость. а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.

11. Старт. финиш = пролог. а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

12. Молния. свет = явление тяготения.

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.

13. Первобытно-общинный строй. рабовладельческий строй == рабовладельческий строй.

а) социализм; б) капитализм; в)рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.

14. Роман. глава = стихотворение. а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.

15. Тепло. жизнедеятельность = кислород. а) газ; б) растение; г)развитие; д) дыхание.

16. Фигура. треугольник = состояние вещества. а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.

17. Роза. цветок = капиталист. а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс; д) фабрика.

18. Понижение атмосферного давления. осадки = антициклон.

а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.

19. Прямоугольник. плоскость = куб. а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.

20. Война. смерть = частная собственность. а) феодалы; б) капитализм; в)неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.

21. Числительное. количество = глагол. а) идти; д) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.

22. Север. юг = осадки. а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д)климат.

23. Диаметр. радиус == окружность.

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

24. Эпителий: ткань = аорта.

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

25. Молоток. забивать == генератор.

а) соединить; б) производить; в)включать; г) изменять; д) нагревать.

Описание и примеры набора заданий4. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример: а) тарелка, б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, четвертое и пяток слова обозначают посуду, а третье слово -мебель. Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример: а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Четыре слова обозначают состояние движения, а слово "сидеть" - покоя. Поэтому подчеркнутое слово "сидеть".

Набор заданий № 4А

1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.

2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.

3. а) барометр, б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.

4. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.

5. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.

6. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) размножение.

7. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.

8. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.

9. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.

10. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.

11. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.

12. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.

13. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.

14. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.

15. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.

16. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.

17. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.

18. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.

19. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.

20. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

Описание к примеру набора заданий № 5

Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Пример: ель - сосна. Правильным ответом будет: "хвойные деревья". Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример: дождь - град. Правильным ответом будет:

"осадки". Это слово и следует написать.

Набор заданий № 5А

2. Ботаника - зоология.

3. Феодализм - капитализм.

4. Сказка - былина.

5. Газ - жидкость.

6. Сердце - артерия.

7. Копенгаген - Манагуа.

8. Атом - молекула.

Материалы: http://azps.ru/tests/tests3_stur.html