Человек в повседневной жизни проявляет немалую активность, являясь созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности. Принцип единства деятельности и сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой познаваемой деятельности. Таким образом, получается, что структура и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

Физиологическая основа позволяет делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку часть движений мы приобретаем с рождения, а часть – при получении жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого возраста, поскольку человек, перед желанием что-либо сделать, продумывает действия, планирует и зачастую оперирует речевыми символами и образами. Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически заменяющимися и сосуществующими вместе видами деятельности. К ним относятся игра, труд и учение. Несомненно, они имеют различные конечные результаты (т.е. продукты данной деятельности), структуру и особенности мотивации. Игра помогает ребенку овладеть и понять взрослый мир, освоить объективный мир взрослых. Имитируя деятельность, ребенок сам становится субъектом деятельности. Главным достоинством является свобода и нерегламентированность, поскольку ребенок сам вправе решать когда и в какие игры ему играть. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Так, например, мотивом игры признано удовольствие, получаемое от процесса самой игры. В качестве мотива труда и учения признается чувство ответственности и долга, а также интерес занятия данным видом деятельности. Очень важно выработать в себе привычку трудиться.

Рассмотрим их более подробно данные виды деятельности:
  • Труд – является одним из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества. Она позволяет раскрыть сущностные человеческие силы, поскольку человек принимает непосредственное участие, вступая в производственные отношения. Такое проявление труда позволяет сформировать собственное отношение к трудовой деятельности и мотивам труда, раскрыть собственную личность в труде и т.д. Мотивы труда находятся в прямой зависимости от требуемых трудовых задач, реализация которых приводит к благополучию и удовлетворению собственных потребностей. Процесс реализации трудовой деятельности зависит от безграничного ряда факторов, влияющих на проявление желания трудиться и качественно работать.
  • Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности. Как вид деятельности, игра анализируется с целью изучения ее природы. Развитие детских игр способствует этапам развития всего человеческого общества. Проведение научного анализа показало, что игра позволяет ребенку получить отражение взрослого мира и следовать по пути познания окружающего нас мира. С возрастом игры меняются, из функциональных игр дети переходят к конструктивным, постепенно познавая все более сложные ступени своего развития. Сюжетно-ролевая коллективная игра позволяет значительно расширить круг общения каждого ребенка, принимающего непосредственное участие в игре.
  • Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете. Он помогает сформировать личность ребенка, его волевые черты характера, направленность, способности и т.д. Особо важным этапом в жизни каждого из нас является поступление в школу, которое меняет взгляды на жизнь, сверстников. У школьников меняется режим дня, появляется множество обязанностей, которые необходимо выполнять вовремя. В последствии учение готовит нас к профессиональной трудовой деятельности для удовлетворения наших духовных и материальных потребностей.

Материалы: http://www.edu-psycho.ru/ponyatie-i-struktura-deyatelnosti-v-psihologii.html

Читайте далее:→

Человеческая деятельность имеет социальный характер. Она не только обеспечивает приспособление человека к условиям жизни, но и активизирует ее в соответствии со своими потребностями, возникших и развившихся исторически. Деятельность человека происходит сознательно и целенаправленно. Личность как субъект деятельности взаимодействует с средой, ставит перед собой определенную цель, мотивирует ее, подбирает средства для ее осуществления и т. В процессе деятельности личность обнаруживает физическую и умственную активность, планирует и реализует свои замыслы, достигая поставленной цели.

Деятельность породила человека, выделив ее из природной среды. Человеческая психика, ее сознательный уровень развивается и проявляется в деятельности. Из-за деятельности человек является частью исторически сложившейся культуры, цивилизационного процесса. Социальная среда, его потребности, интересы в нем обусловливают социальную направленность деятельности.

Деятельность человека - это сознательная активность, которая проявляется в системе целесообразных действий, направленных на достижение поставленной цели. Собственно сознательный характер человеческой деятельности проявляется в ее планировании, предусмотренные результатов, регуляции действий, стремлении к ее совершенствованию, подборе лучших и эффективных средств, использования достижений науки и тому подобное.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это внутренняя и внешняя активность человека, которая направлена на личностные изменения, трансформация предметов и явлений в зависимости от потребностей человека, а также создание новых.

Деятельность является целенаправленным процессом взаимодействия человека с окружающим миром. В ней человек реализует свое отношение к миру, людей, предметов, явлений и к самой себе. В деятельности как бы "сливается" человеческая индивидуальность, ее сущность и объективный мир. Действенность механизма такого взаимодействия раскрывается в выявлении функционального ^ назначение каждого структурного элемента деятельности, которые в своей совокупности характеризуют деятельность как систему.

Традиционно выделяют два уровня психологической структуры деятельности: микроструктуру (рис.171) и макроструктуру. Микроструктура деятельности: мотив - цель - способ, средство - результат. "Зачем делать?", "Почему делать?", "Чем и как делать?", "Что удалось сделать?" - Вот психологическая микроструктура деятельности.

В макроструктуре ДЕЯТЕЛЬНОСТИ можно выделить 4 основных блока:

• побудительные-ценностный (мотивы, цели);

• прогнозно-проективный (прогнозирование, выбор, планирование);

• исполнительно-реализующий (способы, средства, результат);

• оценочно-сравнительный (анализ, выявление несогласованности в результатах и процессе их достижения).

Системообразующим фактором деятельности является мотив. При этом, как правило, деятельность полимотивирована, то есть ее побуждает многие мотивы, их иерархия. Ведущие мотивы в основном определяют направленность деятельности. Однако в определенных ситуациях на нее могут влиять мотивы, не имевшие первоначально побудительной силы.

Деятельность является совокупностью действий, каждое из которых имеет свою цель. Итак, цель является системообразующим фактором воздействия.

Действие является единицей анализа деятельности, так как содержит все ее признаки, а следовательно, содержит акт сознания - постановку и удержание цели, направленность поведения.

Деятельность является системным качеством совокупности действий. Анализ деятельности происходит через анализ ее действий.

Действуя, человек чувствует обратное воздействие со стороны предмета деятельности, ситуации, полученных результатов. Они имеют формирующий характер, развивая саму личность.

Эффективное использование современных сложных орудий труда требует овладения хорошими знаниями, навыками и умениями, согласования своих действий с действиями других людей, подчинение общем строя, преодоление значительного эмоционального напряжения, в том числе и негативных эмоций. Все эти свойства развиваются в процессе деятельности. А в то же время формируются такие сложные, социально значимые свойства, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, понимание общественных потребностей и интересов.

Цель - это то, чего хочет достичь человек, для чего она работает, преодолевая трудности и препятствия, чего хочет достичь в своей деятельности. Следовательно, без цели не может быть сознательной деятельности.

Деле человеческой деятельности порождаются общественной жизнью, условиями, в которых он живет, и зависят от ролей, которые выполняет человек, общественных поручений, от ее развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкие и отдаленные. Отдаленная цель реализуется в ряде близких, частных целей, которые шаг за шагом ведут к реализации отдаленной цели, которую выдвигают на дальнюю перспективу.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая побуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с ее органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, то есть направленность личности на определенные объекты с целью узнать их, овладеть ими.

Побуждениями к деятельности являются различные материальные потребности (в пище, одежде, жилье) и социокультурные (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близка (осуществить желаемое ближайшее время), удаленная (осуществление желаемого планируют на длительное время) и далека (осуществить желаемое за десятки лет). Различают мотивы также по уровню осознания. Бывают ярко и четко осознаваемые мотивы: обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и т. Но часто действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предвзятое отношение к определенным фактам жизни, людей и т. Однако независимо от степени осознания мотива деятельности он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются общественными условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности людей существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы побуждают каждого человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, при которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения и тому подобное.

Материалы: http://studbooks.net/1363/psihologiya/osnovy_psihologii_deyatelnosti