Аналогично понятию «интеллект», личность является метанаучной категорией. Следствие лабораторной редукции – понятие «личностная черта», широко используемое в диагностике.

Черта – описательная переменная, фиксирующая интегральную, диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровня регуляции. А.А.Бодалев и В.В.Столин выделяют три компонента черт: конституциональные, индивидные, личностные.

Согласно классификации А.Г.Шмелева (А.Г.Шмелев, 2002), можно выделить три уровня черт: 1) Базовый макроуровень – глобальные, кросс-ситуационные формально-дианамические черты-свойства.

2) Мезоуровень – относительно обобщенные черты-навыки, относящиеся к широким классам ситуаций.

3) Микроуровень – локальные ситуационные черты-стратегии, задающие определенные сценарии поведения для конкретных ситуаций.

Существуют различные классификации методик диагностики личности.

I. По предмету диагностики И.Н.Носс выделяет:

1.Личностные и специальные опросники

1.1. Характерологические и клинические опросники .

MMPI, 16PF, опросник Шмишека, ПДО (Е.А.Личко), опросник самоотношения (В.В.Столин).

1.2. Мотивационные опросники .

Опросник потребности в достижении (Ю.М.Орлов), Методика диагностики ценностных ориентаций (М.Рокич), Мотивационный личностный опросник (В.Кулагин).

1.3. Эмоционально-волевые опросники.

Шкала проявления тревожности (MAS) (Ж.Тейлор).

Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин)

1.4. Коммуникативные опросники .

КОС (В.В.Синявский, В.А.Федорошин)

Методика социально-психологической аттестации коллектива (Р.С.Немов).

Методика диагностики межличностных отношений (Лири).

3. Актуальные и ретроспективные интервью.

4. Биографические методики.

5.Описание собственного поведения в определенных ситуациях.

6.Герменевтические методики (клиническая беседа, физиогномическое наблюдение).

II. По способу конструирования .

1.По релевантности содержания (содержательные методики).

К данной группе относится первый личностный опросник – «Бланк личностных сведений» Вудвордса. Представляющий собой скорее стандартизованное психиатрическое интервью, в котором вопросы сформулированы в соответствии с симптомами. Современный вариант содержательных методик – Контрольный перечень симптомов – 90.

2. Эмпирические методики (привязка к эмпирическому критерию).

Метод заключается в отборе пунктов опросника, соответствующих некоторому эмпирическому критерию (критерию, наблюдаемому в поведении). Связь с критерием устанавливается на основе корреляционного анализа или методом контрастных групп.

Так, в MMPI утверждения, предложенные экспертами, предъявлялись как здоровым, так и больным людям. В итоговом варианте опросника оставлены только те пункты теста, которые достоверно дифференцировали эти две группы между собой. Утверждения объединялись в шкалы в соответствии с клинической группой, по которой шкалы валидизировались. То есть, в качестве критерия был использован соответствующий психиатрический диагноз.

3. Факторные методики (факторный анализ).

Факторный анализ используется для сокращения числа категорий, необходимых для объяснения поведенческих феноменов. Существуют два варианта проведения факторного анализа при разработке опросников. Возможен расчет корреляций между пунктами разных опросников (тест темперамента Гилфорда-Циммермана). Но более распространена «лексическая» традиция, начатая Р.Кеттеллом. В данном случае процедуре факторного анализа подвергается тезаурус личностных черт, в результате чего возможно выделить базовые, «подлинно первичные» черты личности.

В настоящее время общепринятой в факторном подходе к разработке опросников является Пятифакторная модель диагностики личности («Большая пятерка»). Авторы модели – П.Коста и Р.МакКрей. «Большая пятерка» представляет собой теоретическую рамку для изучения черт личности. Выявленные 5 факторов устойчиво выделяются в различных группах при исследовании лексики личностных черт и структуре опросников:

Нейротизм (эмоциональная устойчивость)

Открытость опыту (Интеллектуальная свобода)

Уживчивость (Согласие, дружелюбие)

Разработка опросника на основании теорий личности комплексно включает в себя следующие этапы: 1. теоретический (формулировка пунктов в соответствии с теорией личности); 2. внутренняя согласованность (корреляция «пункт-шкала»); 3. внешний критериальный.

В качестве примера можно рассматривать Список личных предпочтений Эдвардса (основан на системе явных потребностей Мюррея), а также Форму для исследования личности Д.Н.Джексона (теория Г.Мюррея).

III. По числу измеряемых качеств .

IV. По диагностической направленности .

1. Опросники личностных черт (например, 16 PF) – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые особенности поведения выступают в качестве исходного материала для их построения.

Теории черт – черты не связаны между собой. Поиск обобщенных черт (факторы 2-го порядка) приводит к пониманию детерминации психической жизни со стороны материального субстрата. Результат представлен в виде профиля личности или дискограммы.

2. Типологические опросники (например, ПДО, Майерс-Бриггс) – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт. Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным типом личности).

Теории типов – черты рассматриваются во взаимосвязи. Прогноз по одной черте зависит от значения по другой черте. Носитель «усредненного профиля черт» рассматривается как представитель «типа». На каждый тип существуют готовые рекомендации.

3. Опросники интересов (например, Бланк профессиональных интересов Э.Стронга; обозрение профессиональных интересов Г.Кюдера) – диагностика интересов индивидуума, как правило, в разных областях труда, а также к образовательным программам, что также связано с выбором профессии. Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Опросники интересов предполагают подробное знакомство с результатами теста, что способствует расширению сферы возможных профессиональных интересов.

4. Опросники мотивов (например, Список личностных предпочтений А.Эдвардса) – группа опросников, направленных на диагностику мотивационно-потребностной сферы личности. В отечественной психологии – мотив – осознанная потребность, предмет потребности, собственно потребность.

5. Опросники ценностей (например, методика Ценностных ориентаций Рокича, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) – группа опросников, предназначенная для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности. «Ценности» рассматриваются как качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными. Ценностные ориентации указывают на значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношения человека к ценностям различного порядка (уровня).

6. Опросники установок (например, шкала Терстоуна) – группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки индивида в одномерном континууме установок. Под установкой понимают направленность индивида реагировать определенным образом на определенный класс стимулов.

V.По структуре тестовых данных

(Технологическая классификация А.Г.Шмелева).

1.Объектная структура данных. заимствованная у естественных наук.

Предполагается двумерная матрица данных. Человек рассматривается как объект – носитель набора одномерных свойств. Основная задача – поиск базового набора свойств, который мог бы предсказать поведение индивида. Индивидуальные оценки сравниваются со средними значениями в популяции. К данной группе относятся все традиционные психометрические методики.

2. Субъектная структура данных .

Предполагается трехмерная матрица тестовых данных. Каждый человек понимается как субъект, обладающий внутренним субъективным (двумерным) пространством. Система субъективных значений индивида – семантическое пространство – представляет собой модель индивидуального сознания. К данной группе относятся психосемантические методы исследования личности.

Материалы: http://megapredmet.ru/1-20761.html

Читайте далее:→

Тема 17. Критерии выделения различных типов личности и методы их диагностики

  1. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности [Текст] / Т. Адорно. –М. 2001. – С. 265-311.

  2. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М. Черо, 1997.

  3. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб. Питер, 2001. – С. 155-173.

  4. Менджерицкая, Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия [Текст] / Ю.А. Менджерицкая: Дисс… канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1998. – 289 с.

  5. Москаленко, В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости [Текст] / В.Д. Москаленко. – М. Психотерапия, 2006. – С. 47-50.

  6. Норвуд, Р. Надо ли быть рабой любви? [Текст] / Р. Норвуд. – М. Мирт, 1994.

  7. Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом [Текст] / Дж. Рейнуотер. – М. 1992. – 240с.

  8. Рюмшина, Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов на Дону, изд-во Ростовского университета, 1997, – 48 с.

  9. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст] / К. Хорни. – М. Прогресс - Универс, 1993. – С. 24-32, 37, 52, 131-132, 201, 263.

  10. Шкурко, Т.А. Контролирующая личность как объект социально-психологического исследования [Текст] / Т.А. Шкурко // Северо-Кавказский психологический вестник. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. – С. 90-99.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Конформизм личности

Задание №1. Определение степени конформности личности (по 16-факторному опроснику Кеттела). Обсуждение полученных результатов.

Задание №2. «Сила социального давления». Это задание предназначено для того, чтобы помочь студентам глубже осознать, какую власть над людьми имеют социальные требования. Инструкция к заданию: «Выберите какую-нибудь неявную социальную норму, касающуюся обычного повседневного поведения. Затем выберите поведенческий акт, который каким-либо образом нарушает эту норму или отклоняется от нее. Вам нужно повторить его много раз и в различных ситуациях. Оцените реакции людей и ваши собственные чувства. При выполнении упражнения не совершайте поступков, которые могли бы причинить вред другим людям или вам самим». Обсуждение результатов выполнения задания.

Тема 2. Подчинение и самоопределение личности

Факторы подчинения личности. Влияние формальных авторитетов. Экспериментирование с подчинением и самоопределением в тренинговых ситуациях. Студенты участвуют в тренинговом упражнении «Противостояние руководителя и группы». Это упражнение разработано на основе социально-психологических экспериментов, проведенных У. Беннисом, Г. Шепардом (1956) и Стенли Милграмом (1965, 1974), а также одного из упражнений из программы танцевально-экспрессивного тренинга (Т.А. Шкурко, 2005). Использование этого упражнения требует достаточной психологической подготовки ведущего: как личной, так и профессиональной. Он должен быть в состоянии справиться с сильными отрицательными эмоциями, которые возникают у участников во время выполнения этого упражнения, в том числе и по отношению к нему. Также он должен суметь правильно использовать полученный в ходе проведения упражнения материал – в целях осознания и развития участниками структуры межличностных отношений в группе.

Описание проведения упражнения: Ведущий рассказывает участникам, что у каждого из них есть свое личное пространство, в котором движение других людей ограничено. Это то пространство вокруг человека, которое он считает свои и при вторжении в которое он чувствует дискомфорт. Участники расходятся на максимально большое расстояние друг от друга и начинают медленно приближаться друг к другу, осознавая возникающие чувства и исследуя свое личное пространство.

По периметру комнаты, в которой проводятся занятия, ставятся стулья спинками к участникам таким образом, что они очерчивают собой круг, за которым находятся члены группы. Ведущий находится за кругом. Участники экспериментируют со свободным течением движений – они двигаются спонтанно, свободно передвигаясь в пространстве, взаимодействуя с другими участниками. Постепенно круг, очерченный стульями, сужается. Ведущий, медленно передвигаясь по внешнему кругу, немного сдвигает стулья вперед к участникам, побуждая их сближаться. Наконец, участники зажаты совсем в тесный кружок, а ведущий все продолжает уменьшать пространство. Улыбки на лицах участников исчезают, они перестают понимать ведущего, ведь им уже практически невозможно двигаться. Ведущий просит еще ужаться, возможно избавившись от кого-то из участников группы (выставив их за круг). Теоретически, упражнение может продолжаться до тех пор, пока в центре круга не останется один человек. В большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого-то из участников, или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. Идеальным, искомым вариантом развития событий является тот, когда группа отказывается выполнять упражнение, вступая в конфронтацию с ведущим. Таким образом, участники группы берут ответственность за происходящее на себя, приобретая большую групповую автономность, осознавая себя как членов чего-то большего, чем просто сумма людей, осознавая себя как членов группы.

Обсуждение упражнения: При обсуждении важно дать участникам выразить свои чувства, свое видение происходящего, объяснить себе и другим то, что произошло. Для того, чтобы запустить процесс свободного выражения чувств, ведущий сам может рассказать о своих затруднениях, о своем смятении в ситуации, когда он вынужден был «давить» группу, чтобы она осознала свою целостность. После обмена чувствами и обсуждения того, что произошло, для ослабления отрицательных эмоций участников группы и повышения групповой самооценки ведущий может рассказать об экспериментах С. Милграма. При проведении этих экспериментов испытуемый бил током возрастающей интенсивности второго участника эксперимента (помощника экспериментатора), наказывая за ошибки при решении интеллектуальных задач. Чтобы вынудить испытуемого продолжать (дойти до максимальной силы тока, которая может принести вред второму участнику эксперимента, но на самом деле удары не производились, а помощник экспериментатора имитировал сердечное недомогание при каждом возрастающем ударе), экспериментатор использовал ряд фраз, самая сильная с точки зрения давления на испытуемого была такая: «У вас нет другого выбора; вы должны продолжать». И при этом около 65% всех испытуемых дошли до конца! То есть только 35% испытуемых отказались от участия в эксперименте.

Тема 3. Самоэффективность личности

Факторы самоэффективности личности. Высокая и низкая самоэффективность. Метод диагностики самоэффективности личности (шкала общей самоэффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема). Кросс-культурные исследования самоэффективности. Самодиагностика студентами самоэффективности. Обсуждение результатов.

«балтийская педагогическая академия» Секция интенсивных методов обучения научное издание
Доктор психологических наук, профессор И. П. Волков; доктор педагогических наук, профессор Ю. А. Гагин; доктор психологических наук.

Материалы: http://lib.znate.ru/docs/index-229671.html?page=14