Теории внимания

Специфическое значение внимания как отношение человека к окружающей действительности сделало это понятие чрезвычайно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии-асоцианисты - вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации. Лишь в конце XIX - начале XX века понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно выступает как выражение активности сознания и служит коррективом для ассоциативной психологии, которая сводит сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом внимание выступает преимущественно как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, внешне формирует данный сознания материал.

Существующие теории и концепции внимания можно объединить в несколько групп.

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Сторонники этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. И. Герберт и У.Пмильтон, не объясняя "объем сознания", считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Достаточно хорошо известно выражение Дж.Миля "Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к нему внимательным - это одно и то же".

4. Внимание как результат апперцепции. Согласно этой теории внимание является результатом жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной теории считают внимание первичной и активной способностью, происхождение которой нельзя ОБЪЯСНИТЬ.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно этой теории, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления. Сторонники этой теории пытаются объяснить преобладание одного представления над другим тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является особая концентрация сознания.

8. Французский психолог Т.Рибо и российский психолог М.М.Ланге считаются основоположниками моторной теории внимания. Данная теория предоставляет чрезвычайно большое значение внешним проявлениям внимания, рассматривая движения как основу ее возникновения. Движение, как отмечали ученые, физиологически поддерживает и усиливает акт внимания, настраивая органы чувств на сосредоточение или отвлечения внимания. Произвольно регулируя движения, связанные с чем-то значимым, можно соответственно активизировать и направлять внимание. Если, подчеркивали сторонники этой теории, устранить движения, то от внимания ничего не останется, то есть невозможной станет сама внимание.

Т. Рибо считал, что внимание всегда связана с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесная связь существует между эмоциями и произвольным вниманием. Интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональным состоянием.

Т. Рибо доказывал, что внимание сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других невольных или произвольных реакций. При этом особая роль отводится движениям. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всего тела - лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями является необходимым условием поддержания внимания на данном уровне.

Движение физиологически поддерживает и усиливает состояние сосредоточенности. В частности для органов зрения и слуха внимание оказывается в сосредоточении и задержке движений. Усилия по сосредоточению внимания имеет физиологическое основание, которому, по мнению Т.Рибо, соответствует напряжение мышц. В то же время отвлечения внимания связаны с усталостью мышц. Таким образом, по мнению Т.Рибо, эффективность произвольного внимания связана со способностью управлять движениями. Поэтому эта теория получила название моторная теория внимания.

9. Рефлекторная теория внимания (И. М. Сеченов, Павлов, А.А.Ухтомский) связывает причины, вызывающие внимание и ее развитие, с влиянием среды. Предметы и явления окружающего мира, действуя через рецепторы на мозг человека, вызывают у нее ориентировочные рефлексы и приспособительные двигательные реакции, которые в процессе развития достигают тонких дифференциации и совершенства. Ориентировочные реакции изменяют течение мозговых процессов в коре больших полушарий головного мозга, создают оптимальный очаг возбуждения (по И.П.Павловым) или доминанту (по А.А.Ухтомский). В этих зонах легко образуются временные нервные связи, решаются новые проблемы. Возникновение доминанты вызывает торможение в соседних областях коры головного мозга, блокирует другие реакции организма, подчиняет себе побочные импульсы - раздражение, усиливая благодаря им внимание к основной деятельности. Другие действия в это время могут выполняться преимущественно в автоматизированном режиме, ограничиваясь менее активными участками коры головного мозга. Не подлежит сомнению тот факт, что рефлекторные установки играют существенную роль в начальных, примитивных формах поведения. Хорошо известно, что при воздействии на организм любого раздражителя последний, как правило, рефлекторно приспосабливается к лучшему его восприятия. Так, когда на периферическую часть сетчатки попадает световой раздражитель, глаз поворачивается в его сторону, так что он попадает в поле лучшего зрения. При воздействии на барабанную перепонку раздражителя, который идет со стороны, следует рефлекторный поворот в сторону источника звука. Таким образом, уже рефлекторные реакции организма создают благоприятные условия для выделения некоторых раздражителей. До сих рефлекторных установок и сводят рефлексологи внимание.

Понятно, что объяснение внимания без механизма установки и рефлекторных реакций невозможно, но есть ряд вопросов, которые действием только этих механизмов объяснить нельзя, поскольку довольно часто сами установки далеко не всегда являются рефлекторными.

Кроме указанных теорий, существуют и другие, не менее известные подходы к толкованию природы внимания. Так, Д .Узнадзе считал, что внимание непосредственно связана с установкой. Согласно этой теории, внимание - особое состояние настроенности, порожденный влиянием предыдущего опыта на следующие действия субъекта. По его мнению, установка является внутренним проявлением состояния внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ или впечатление и становится объектом внимания, а сам процесс называется объективацией.

Современный отечественный ученый П.Я. Гальперин предложил оригинальное толкование внимания. Основные положения его концепции можно свести к следующим тезисам.

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и является психологическим воздействием, направленным на содержание образа, мысли, другого феномена, существует в данный момент в психике человека.

2. По своей функции внимание является контролем за содержанием действий. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена собственно вниманием.

3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. "Каждая новая действие контроля превращается в умственную и сокращенную тогда и только тогда, когда она становится вниманием. Не каждый контроль является вниманием, но любое внимание является контроль" (П.Я. Гальперин). Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его совершенствованию.

5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания - непроизвольной и произвольной - являются результатом формирования новых умственных действий.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемая внимание, то есть такая форма контроля, выполняется по ранее намеченному плану или образцу.

7. Чтобы сформировать новое прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание, проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Несмотря на значительное количество существующих теорий, природа внимания все же остается значимой для психологии, и дискуссии по этому поводу ведутся до сих пор.

Материалы: http://studbooks.net/16206/psihologiya/teorii_vnimaniya

Читайте далее:→

2 Основные функции внимания………………………………………………………………. 4

3 Психологические теории внимания………………………………………………………….5

5 Теории поздней селекции……………………………………………………………………11

6 Теории гибкой и множественной селекции………………………………………………. 14

Список использованной литературы………………………………………………………….21

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. С точки зрения здравого смысла можно предположить, что явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию. Действительно, в опубликованных курсах и пособиях по общей психологии, как ранних, так и современных; психология внимания представлена в малом объеме, неравномерно и разрознено.

Одни теории формулируются в виде определенных моделей структуры системы; в других же акцент ставится не на блоках, а на процессах. Общим для тех и других теории остается положение о том, что возможности систем приема, переработки и использования информации ограничены.

Таким образом, целью данной работы является изучение различных теорий психологии внимания.

Исходя из исследования, были сформулированы следующие задачи:

- на основе анализа литературы выявить критерии различных подходов к пониманию проблемы внимания;

- проанализировать данные критерии в каждой из психологических теорий внимания;

- выявить особенности изученных теорий внимания.

1 Общее понятие о внимании

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т. п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.

2 Основные функции внимания

Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве и поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Я быстро переключаю внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышу мнение о себе. Но в то же время я упускаю нить прежнего разговора. Я настроилась на вторую группу отключилась от первой. Это пример воздействия особо актуальной информации, известный под названием «феномен вечеринки». Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что обо мне думают другие, определили изменение направления моего внимания.

Под направленностью следует понимать прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

3 Психологические теории внимания

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо.

Теория внимания Рибо

Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения".

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация").

Концепция П.Я. Гальперина

Материалы: http://works.doklad.ru/view/Lo_qtc54GeY.html