Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [5].

Психологический словарь дает следующее определение термина «тревожность» [18; с. 423].

1. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

2. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Тревожность - это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни [5; с. 12].

Но в чем же состоит специфика терминов тревога и страх, и как они связаны с тревожностью?

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [18; с. 424].

В литературе часто смешиваются понятия тревога и тревожность, но они абсолютно неидентичные. Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Поведенческие признаки тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, и др. Иногда тревога очень полезна, она помогает мобилизировать потенциальные возможности. В связи с этим различают мобилизирующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека) тревогу.

Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует разграничивать термины «тревожность» и «страх» [21; с. 86]. Э. Изард трактует понятие «страх», как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию [7; с. 17]. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой является страх. Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения [3].

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности, но также этот компонент присутствует и в тревожности. Ф.Б. Березин отметил, что тревожность - это эмоциональное состояние, закономерно сменяющееся по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревожности.

Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями [22; с. 48].

Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, а тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Страх можно рассмотреть как выражение тревоги в конкретной форме [22; с. 49].

В немецком языке слово, означающее страх (Angst) происходит от латинского слова angustus, что означает - «тесно». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера [3; с. 13].

Страх и тревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни, и тревога - в виде тревожности. Если страх и от части тревога скорее ситуационно, чем личностно, обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, скорее личностно мотивированны и более устойчивы [1].

Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и другие [9].

Существуют различные формы тревожности и его результаты: агрессивность, расстройство аппетита, нарушение сна, речи, коммуникативных способностей, нервность, а также вызванные им функциональные расстройства деятельности внутренних органов [22].

Лютова Е.К. описала в своей книге, что Е.Ю. Брель проводила исследования, направленные на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Она выяснила, что такие факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальное положение и жилищные условия, оказывают существенное влияние на формирование тревожности [9; с. 43].

Психологическими причинами тревожности могут являться: во-первых, безусловные предпосылки (природные) - свойства нервной и эндокринной систем, слабость нервных процессов, свойства темперамента и др.; во-вторых, обусловленные предпосылки - многократное повторение определенных ситуаций. В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояния тревоги; внутренние - психологические и психофизиологические причины [1].

Итак, причинами появления тревожности можно считать:

ь индивидуальные особенности человека: внутренний конфликт между двумя противоречащими друг другу стремлениями, неадекватное развитие самооценки, чрезмерная ответственность к учебе;

ь особенности адаптации в социуме: неблагополучием ребёнка в социуме, конфликты [5; с. 98].

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в:

ь усилении сердцебиения;

ь учащении дыхания;

ь увеличении минутного объема циркуляции крови;

ь возрастании общей возбудимости;

ь снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

ь чувство неопределенности;

ь чувство грозящей опасности, неудачи;

ь невозможность принять решения и др. [21; с. 12].

Ученые, изучавшие природу тревожности, придерживаются нескольких точек зрения, которые описала в своей книге Е.К. Лютова. Зарубежные теории: Д. Сели писал, что инстинктивный страх замещается страхом «по опыту» (социальным), то есть у ребенка не хватает индивидуального опыта для взаимодействия с окружающей средой и поэтому у него появляются социальные страхи. Психоаналитический подход, 3. Фрейд полагал, что страх - это аффект, который происходит с человеком вследствие неудовлетворения каких-то потребностей, и от него не избавится, просто удовлетворив её. Соответственно любой страх является страхом внешней ситуации опасности, которая содержит травматический фактор. А. Фрейд считает, что в 6-7 лет тревожность начинает проявляться большей частью в чувстве вины. Г.С. Салливен считает, что тревога рождается из межличностных отношений. Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом взаимоотношений ребенка с миром, то есть у ребенка появляется способность к самоконтролю [21].

В психоаналитическом подходе одним из характерных признаков является тенденция авторов выяснить «психологическую пользу» детского страха, его естественность для психики. В отечественной психологии авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха и тревожности.

В.В. Суворова считает, что тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, имеющих значение индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект [21].

А.М. Прихожан считает, что тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [21].

В.И. Гарбузов отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти [21].

А.И. Захаров говорит о страхе быть не тем, не соответствовать предъявляемым ребенку требованиям, фантастические страхи темных сил, магических существ, драконов, пришельцев, роботов и прочих фигур, которые могут появляться в их сновидениях - это все социальная природа тревожности [21].

Таким образом, существуют разные подходы к пониманию природы тревожности. В психоаналитическом подходе (З. Фрейд, А. Фрейд) тревожность определяется состоянием внутренней удовлетворенности человека в наиболее важных для жизнедеятельности потребностях. Согласно социальному подходу (Д. Сели, Г.С. Салливен, А.И. Захаров), тревожность определяется социальным положением ребенка и его взаимоотношениями с внешним миром.

Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожность обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии, и невозможностью идентифицировать источник опасности [1].

Подводя итог рассмотрению тревожности как психологического феномена, мы можем сформулировать ряд выводов.

1. До сих пор в использовании понятий тревожность, тревога и страх в психологии существует некоторая путаница.

2. Анализ литературы показывает, что термин «тревожность» прежде всего, используется для обозначения индивидуальной психологической особенности, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

3. Тревога - это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.

4. Таким образом, тревога - это эмоциональное состояние, а тревожность - психологическая особенность человека.

5. Вместе с тем термин «тревожность» в более широком смысле используется и для обозначения переживания (ситуативная тревожность), и для обозначения устойчивой личностной черты (личностная тревожность).

6. Для разграничения понятий «тревожность» и «страх» можно выделить целый ряд критериев, которые описаны в психологической литературе. Наиболее понятным и практически используемым сегодня критерием является степень конкретности угрозы, на которую реагирует человек: страх возникает в ответ на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность - безобъектное переживание неопределенной, смутной угрозы, часто попросту воображаемой. Страх возникает при нарастании тревоги и в случае ее опредмечивания (согласно концепции явлений тревожного ряда Ф.Б. Березина).

7. Современные психологические исследования тревожности базируются на трех основных источниках: классические теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джеймс и др.), поведенческая психология (Дж. Уотсон, К.Л. Халл, Р. Спенс, Дж. Тейлор и др.), психоанализ (З. Фрейд, А. Фрейд, Г.С. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.). Причем проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и рассматривалась в трудах З. Фрейда.

8. Согласно современным научным представлениям, психологическими причинами тревожности являются три группы факторов: длительное и многократное воздействие стрессовых жизненных событий, опосредованное внутриличностными условиями; неблагополучие в межличностных отношениях; внутрличностные конфликты, имеющие особую значимость для человека. Природными предпосылками тревожности являются свойства нервной и эндокринной систем человека.

9. Тревожность проявляется как на физиологическом (усиление сердцебиения, учащение дыхания, повышение артериального давления и т.д.), так и на психологическом уровне (как напряжение, озабоченность, беспокойство, и т.д.) функционирования человека.

10. Проявления тревожности имею свою специфику у разных возрастных групп. В следующем параграфе нашей работы мы дадим краткую характеристику возрастной динамики тревожности (младшие школьники - подростки). При этом основное внимание уделим специфике проявления и развития данного феномена в подростковом возрасте, так как именно этот возраст интересует нас в рамках нашего исследования.

Материалы: http://studbooks.net/626569/sotsiologiya/psihologo_pedagogicheskiy_analiz_problemy_podrostkovoy_trevozhnosti

Читайте далее:→

Сущность тревоги как эмоционального состояния, возникающего в ситуациях неопределенной опасности. Отличия тревоги от страха. Функциональное значение тревоги. Тревога как механизм развития неврозов. Влияние защитных механизмов личности на переживание тревоги. Ситуативная тревога. Тревожность как относительно устойчивая черта личности. Диагностика тревожности. Особенности оказания помощи лицам с повышенной тревожностью

Тревога - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Смысл тревоги как психологического феномена заключается в обозначении опасности и предупреждении о возможном причинении вреда, боли, наличии угрозы, которую ещё можно избежать. Уровень тревоги определяется индивидуальными психическими особенностями человека, а не объективной ситуацией.

Фрейд выделял три типа тревоги:

объективную, или реалистическую возникает в ответ на реальные опасности окружающего реального мираневротическую является страхом перед наказанием за неконтролируемое проявление потребностей Ид,

моральную - основана на опасениях перед наказанием со стороны Супер-Эго, которое предписывает поведение, соответствующее социальным стандартам.

С точки зрения физиологии, наличие тревожного переживания можно определить по признакам активации вегетативной нервной системы: увеличивается артериальное давление, учащается сердцебиение и дыхание, повышается скорость обменных процессов.

Отсутствие каких-либо признаков тревожности не считается нормальным, более того, определённый уровень тревожности рассматривается как положительный фактор человеческой деятельности.

Установлено, что индивиды с умеренным уровнем тревожности лучше других способны контролировать своё психическое состояние. Люди с высоким уровнем тревожности наиболее склонны к панике в условиях стресса, а низкотревожные могут впадать в сонное состояние.

Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень тревоги (как и чрезмерно низкий) вызывают дезадаптивную реакцию, проявляющуюся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Тревога может быть ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных психотерапевтических приёмов, а также непроизвольно — в результате действия защитных механизмов психики .

Отличительные признаки тревоги и страха

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Представляет собой комбинацию из нескольких эмоций – страха, печали, стыда и чувства вины. Тревога — настораживающий сигнал, предупреждающий о надвигающейся опасности и заставляющий человека принять меры, чтобы справиться с опасностью. Страх, также настораживающий сигнал, но страх есть реакция на опасность известную, внешнюю, определенную и непротиворечивую по своей природе; тревога — это реакция на опасность неизвестную, внутреннюю, смутную или противоречивую по своей природе.

Адаптивные функции тревоги

Тревога вызывает и активизирует защитные механизмы, которые связаны с увеличением инстинктивного напряжения, угрозой Супер-Эго или реальной опасностью. Тревога предупреждает вред, настораживая человека и заставляя его выполнять определенные действия, которые опережают опасность. Эти действия обычно являются конструктивными. Совершая их, человек использует механизмы, позволяющие справиться с трудностями, если действие в основном осознанное или преднамеренное (подготовка к экзамену) или защитные механизмы, если поведение преимущественно обусловлено бессознательными силами (подавление или вытеснение осознания пугающего импульса или мысли).

Тревога как механизм развития неврозов – тревога невротическая – формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики – например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и прочего; она может привести к неадекватному убеждению о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и пр.

При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога восприятия

Человеку трудно приспособиться к тому, что его эмоциональное напряжение не имеет никакой видимой причины, и поэтому непонятно, что делать для его устранения. Человек неосознанно ищет, к чему можно было бы "привязать" эту "свободно плавающую" тревогу. Тогда приходят на выручку невротические механизмы защиты и предоставляют человеку возможность псевдообъяснения его состояния. Именно невротические механизмы защиты помогают устранить тревогу. Человек внезапно осознаёт, что в действительности его беспокоит состояние его здоровья, неприятные ощущения со стороны внутренних органов. Все это выражено в умеренных пределах и носит функциональный, обратимый характер, но этих изменении достаточно для возникновения первичных соматических ощущений. Человек сосредотачивается на них, ему начинает казаться, что он тяжело болен, что именно это причина его беспокойств и первооснова всех его эмоциональных проблем. Появляется реальная цель деятельности, он ходит от врача к врачу, проходит обследования, следит за своими ощущениями, ищет лекарства, не удовлетворяется уверениями, что ничего серьезного нет. Тревога сменяется ипохондрическим неврозом .

Невроз – это группа психогенных заболеваний (или психологических нарушений), в основе которых лежит патологическое развитие личности. Клиническая картина этой патологии очень разнообразна и характеризуется она психическими и физическими (телесными) симптомами.

Говоря о причинах невроза, большую значимость имеют именно психотравмирующие ситуации и прежде всего семейные конфликты. Неумение найти продуктивный выход из конфликтной ситуации приводит к психической и физиологической дезорганизации личности, что проявляется психическими и физическими симптомами.

Некоторые считают, что невроз является результатом хронического перенапряжения нервной деятельности. Большинством специалистов принято считать, что невроз – это психогенная патология, в основе которой лежит межличностное противоречие. Невроз отражает проблемы человеческих отношений, прежде всего проблемы общения и поиска своего «Я».По Фрейду неврозы – это результат противоречий между инстинктивными желаниями и законами нравственности и морали.

Тревожность выступает сигналом для Эго, означающим, что что-то не ладится. В результате Эго использует защитный механизм, чтобы подавить это чувство.

Термин «защитный механизм» означает тактику, разработанную Эго для защиты от тревожности. Защитные механизмы, как предполагал Фрейд, защищают разум от мыслей и чувств, с которыми нашему сознанию справиться слишком трудно. В некоторых случаях защитные механизмы способны даже предотвращать появление нежелательных мыслей и импульсов в сознании

1) Вытеснение- бессознательное удаление вызывающих тревогу воспоминаний или мыслей,(подавление - сознательное удаление ненужной информации из сознания )

2) Избегание- отказ иметь дело с неприятными объектами или людьми;

3) Замещение- перенос чувств и импульсов на людей или объекты, которые представляют меньшую угрозу.

4) Рационализация -поиск логических, рациональных причин для объяснения неприемлемого поведения с тем, чтобы скрыть (и для себя самого) истинные причины поведения

5) Интеллектуализация- уменьшает тревожность благодаря формальному анализу происходящего. позволяет думать не о стрессовом аспекте ситуации, а о её фактической составляющей.

6) Проекция- перенос собственных неприемлемых качеств или чувств на других людей.

7) отрицание - неспособность смотреть в лицо реальности или признать очевидную истину.

8) Сублимация- преобразование нежелательных импульсов в более приемлемое поведение(агрессия-спорт).

9) Регресия -отказ от необходимых действий, и возврат к моделям поведения, которые использовались ранее (к примеру, в детстве). люди выбирают модель поведения, характерную для стадии психосексуального развития, на которой произошла фиксация.

10) Реактивное образование -формирование противоположного вызвавшему тревогу чувства, импульса или поведения.

11) Компенсация- сверхуспех в одной области человек использует для того, чтобы компенсировать неудачи в другой;

Защитными механизмами также являются юмор, альтруизм, отыгрывание и т.д.

Все защитные механизмы могут быть адаптивными и позволять нам нормально функционировать, а также носить нездоровый характер. Проблемы возникают тогда, когда защитные механизмы используются чрезмерно часто, не позволяя нам решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Цель психоаналитической терапии зачастую заключается в том, чтобы помочь человеку раскрыть эти бессознательные защитные механизмы и найти более здоровые способы справиться с тревожностью.

Состояние тревоги или ситуативная тревожность(СТ) . возникает как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу).

Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров.

Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ.

Наблюдение за уровнем тревоги позволяет более точно определить прогноз течения психического расстройства и оценить динамику проводимого лечения. Использование в диагностике тревоги стандартизированных шкал (таких как опросник Тейлора . интегративный тест тревожности(ИТТ) и другие), позволяет получать качественную и объективную информацию о состоянии пациента.

Психодиагностика занимает огромное место в психологическом консультировании .Чтобы определить, сильный страх это или нет, психологи применяют С-Тест В.Л.Леви, который определяет общее «количество» страха, и его уровень в той или иной жизненной сфере, в конкретной направленности, т.е. какой именно это страх, и какова его причина. Следует отметить, что достаточно часто получаемые результаты позволяют выявлять скрыто протекающие психические нарушения и предболезненные психические состояния

Перед психологами и психотерапевтами стоят задачи направленные на устранение эмоциональных и поведенческих реакций, предотвратить переход этих реакций в аффективные состояния.

Психологическое сопровождение заключается в применении когнитивно-поведенческих и релаксационных техник, использование самоисповеди, техник саморегуляции, активной нервно-мышечной релаксации, методов аутогенной и идеомоторной тренировки, гипноз, НЛП, ведение здорового образа жизни и др.

Важно учитывать, что психопрофилактические мероприятия по укреплению психологической устойчивости

проводятся не групповыми методами, а с каждым человеком отдельно .

Материалы: http://allrefrs.ru/2-279.html