Эмоциональный развод или иллюзия брака. (8) Не так давно в своей статье Эмоции никуда не уходят или развод без развода я писала о ситуации, когда люди, уже разведясь, продолжают испытывать сильные негативные чувства друг к другу, позволяя им управлять своей жизнью и влиять на новые отношения. А сегодня я хотела бы рассмотреть обратную ситуацию, когда люди продолжают жить вместе, но их жизнь и интересы протекают фактически отдельно друг от друга, а единственное, что их объединяет — это ребенок. Ситуация, когда оба партнера в паре отчуждаются друг от друга, стараясь сохранить видимость хороших отношений и некую стабильность ценой отказа от истинной близости, называется эмоциональный развод.

Сегодня мы поговорим как раз о том, как получается так, что первоначально близкие отношения становятся достаточно дистантными, и какие последствия будет иметь эта ситуация.

А все начинается еще с выбора брачного партнера. Часто в брак вступают люди с похожей психологической динамикой, т.е. их психологические характеристики либо похожи, либо хорошо дополняют друг друга. Так, люди, которые выбирают для себя такой вариант брака без эмоциональной вовлеченности, часто сами не способны длительное время поддерживать близкие отношения. Поэтому им нужно чередовать периоды эмоциональной близости с периодами отчуждения. Так они чувствуют себя в большей безопасности.

Все дело в том, что близость с другим человеком активизирует в их психике давний детский страх быть поглощенным этим человеком, просто раствориться в нем, утратить свое Я, т.е. самого себя. Поэтому им абсолютно необходимо на некоторое время отделиться, чтобы посмотреть на себя, как на отдельную единицу, не входящую в состав нечто большего, чем является семья. Побыв некоторое время наедине с собой и психологически восстановившись, вновь обретя внутреннюю целостность, они могут вновь строить близкие отношения со своим партнером. И так до следующего периода отчуждения. При чем, чем более близкие и эмоционально вовлеченные становятся эти отношения, тем более длительное время требуется для того, чтобы восстановить ощущение своей целостности.

Помимо показанной здесь психологической динамики могут быть и другие причины для чередования периодов сверхблизких и сверхдистанцированных отношений в паре. Но в любом случае, такой своеобразный психологический маятник раскачивает отношения, лишая их стабильности. Тем более, что далеко не всегда желание сблизиться или наоборот, отстраниться, совпадают по времени у обоих партнеров. В итоге, нарастает общее недовольство друг другом, периоды дистанцированности становятся все длиннее, и наступает эмоциональный развод, как средство сохранить некоторую иллюзию мира и стабильности в паре.

Наиболее часто ситуация эмоционального развода возникает в парах, где есть дети, поскольку именно их наличие и те обязательства, которые имеют по отношению к ним родители, заставляют их искать компромиссы, каким образом продолжать жить вместе и в то же время свести негативные аспекты взаимодействия друг с другом к минимуму. Отстраняясь друг от друга в личном взаимодействии, такие родители просто вынуждены искать компромиссы при обсуждении вопросов воспитания своих детей. Вот и получается, что для того, чтобы в семье был относительный мир, и родители хоть как то общались друг с другом, у ребенка должны быть какие-то проблемы. Только тогда родители объединяются, чтобы найти способ их решения.

Проблемы, которые может «предоставить» ребенок в распоряжение родителям могут быть самые разные. Это может быть плохая учеба в школе, постоянные хулиганские поступки, якшание с дурной компанией, злоупотребление чем-либо (алкоголь, никотин, наркотики, переедание, компьютерные игры, интернет-зависимость и т.п.), плохое здоровье, постоянные травмы, несамостоятельность и т.д. и т.п. То, какие именно это будут проблемы и их сочетания, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и конкретной ситуации в семье.

Еще один немаловажный момент состоит в том, что время не стоит на месте, и ребенок начинает взрослеть. Этот процесс подразумевает, что рано или поздно он должен начать самостоятельную жизнь, т.е. отделиться от родителей. А как он это сделает, если он является практически единственным цементирующим фактором, делающих их отношения стабильными? Поскольку семья, как система. стремится сохранять стабильность, не зависимо от индивидуальных интересов каждого из ее членов, то интересы ребенка должны быть принесены в жертву более важной задаче — сохранению семьи.

Поэтому подростковый период, на который приходится начало сепарации, отделения ребенка от родителей, протекает у детей, воспитывающихся в таких семьях особенно драматично. Он сопровождается глубоким и плохо осознаваемым внутренним конфликтом, когда логика индивидуального развития противоречит интересам семьи, и любой сделанный им выбор будет иметь для него одинаково сильные негативные последствия. Т.о. на ребенка перекладывается ответственность за сохранения стабильности в семье, ответственность, которая ему явно не по плечу. И какой путь для себя он в итоге не выбрал бы, сама ситуация создает предпосылки для развития у него различных невротических расстройств и увеличивает риск возникновения психопатологии.

Часто именно дети, как наиболее беззащитные и зависимые члены семьи становятся жертвой дисгармонии в супружеских отношениях. Нарушение взаимоотношений в паре приводит к возникновению психологических и физических заболеваний у ребенка. При чем, у маленьких детей наиболее явно страдают именно физиологические функции, что наиболее часто проявляется в расстройстве пищеварения и стула, далее подключаются расстройства дыхания, в частности такое заболевание, как астма, начинаются различные кожные высыпания. Психологические же отклонения в раннем возрасте гораздо менее заметны даже искушенному взгляду, но имеют не меньшее, если не большее значение в долгосрочной перспективе.

Так что, выбор за Вами: оставлять ситуацию в семье такой, какой она есть, полагая, что плохой мир все же лучше, чем поиски несбыточного счастья, или попытаться действительно наладить свои отношения с супругом(ой) путем сложной, но увлекательной работы над ними.

Материалы: http://psyholog-praktik.ru/family/emotsionalnyiy-razvod-ili-illyuziya-braka

Читайте далее:→

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.

Известный отечественный социолог Н.М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни общества приобретает необычайно серьезное значение. В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.

Французский социолог Ф. Приу описала так называемую европейскую модель изменения семьи. Во-первых, в европейских странах значительно увеличилось количество семей, живущих без официального оформления брака. Во-вторых, для все большего числа пар официальное признание брака не является необходимым условием при намерении завести детей. В-третьих, пары, заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений, имеющие или не имеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывов значительно увеличивается. В-четвертых, все большее количество мужчин и женщин вступают в несколько следующих друг за другом союзов.

В России ситуация достаточно сложная. С одной стороны, отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционной модели семьи, но с другой – ранние разводы и частые повторные браки приближают ее к европейской. По мнению российских социологов (С.И. Голода, А.А. Авдеева и др.), у нас функционируют параллельно несколько различных типов семьи: патриархальный, или традиционный, детоцентристский, или современный, супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня – это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей. В этой модели ребенок воспринимается скорее как партнер со своими правами и обязанностями, а не как цель создания семьи. Распад брака в этом случае – лишь этап в развитии семьи.

Традиционно проблема развода в России анализировалась социологами и демографами, исследовавшими семьи на разных стадиях неблагополучия брака. К сожалению, собственно психологических работ исследования развода в России нет.

Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В. В. Солодниковым, в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери – 75,8%, друзьям – 51,8%, отцу – 39,2%, а также к юристам – 10,2%, психологам и врачам – 4,9%. Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавшийся в предразводной ситуации, часто находится в состоянии растерянности, потери ценностей жизни. Какие же советы он получает: 66,9 % – поступай, как хочешь; 40 % – разводись; 14,7 % – «учти интересы детей, поживи отдельно, обдумай ситуацию»; 21,6% – «измени свое поведение». Чаще одобряют решение на развод друзья и матери жен. Друзья «спасают» друга, а матери пытаются спасти дочь.

Исследователи выделяют причины разводов:

  • укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;
  • ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;
  • недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;
  • разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.

По мнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие развод, – это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы.

Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6 % мужчин объясняют развод «пьянством супруга».

С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, – проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера).

При изучении разводов рассматривают четыре группы факторов (У. Гуд).

  • Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Как известно, городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.
  • Различные типы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрение брака или развода родственниками или значимыми для него лицами.
  • Способ выбора брачных партнеров.
  • Легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения.

Развод не происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье. Исследование, проведенное российско-американским коллективом социологов, показало, что 45 % (из 706) женщин-респондентов и 22 % (из 696) мужчин думают о разводе. Мысли о разводе, как у мужей, так и у жен, коррелируют с возрастом. Особенно часто они появляются в 30-39 лет, а в 20- 29 лет этим озабочены менее всего.

Намерение развестись не связывают с уровнем образования и материальными доходами. Однако существует возрастная закономерность. Чаще задумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до 21 года, а также женщины, прожившие замужем от 6 до 11 лет, мужчины, женатые менее 6 лет, как правило, не озабочены разводом (Н. Римашевская и др. 1999).

Если ожидания благополучия и интимного счастья в молодые годы высоки, то любые серьезные конфликты могут привести к мыслям о разводе. Ранние разочарования в семейной жизни, вероятно, связаны и с ранним возрастом рождения детей: в России 60-90 % всех женщин регистрируют брак и реализуют свои репродуктивные планы к 25 годам. Ранние браки менее стабильны в связи с проблемами детей, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается к 25 годам (С.И. Голод, 1996).

Психотерапевтическое понимание проблемы развода в современном обществе выражено в следующем высказывании: Патология брака за последние 40-50 лет связана с бредовой фантазией: в браке два «я» становятся одним существом и растворяются в «мы». Можно представить, что это привело к сильному подавлению индивидуальных потребностей. Часто муж и жена исполняли функции отца и матери, так и не став личностями. Когда испарилось религиозное ощущение святости брака и появилось стремление к индивидуации, развод стал способом вырваться из цепей такого рабства, где двое отказываются от своего лица и становятся никем ради того, чтобы стать частицами симбиотического союза под названием брак.

Когда бредовая идея о святости брака потеряла силу, антитезой рабству брака стала независимая жизнь в одиночестве. Брак разрушался, когда муж или жена уходили, или один из них совершал самоубийство, или они продолжали жить – спина к спине, пребывая в глубокой и тщательно спрятанной горечи. Когда все увидели, что такой род изоляции социально и культурно приемлем, людям стало легче решать вопрос индивидуации посредством развода» (К. Витакер, 1998).

Мужчина и женщина образуют семью, имея в своем распоряжении семейные мифы как с одной, так и с другой стороны. Семья долго живет с ними и иногда только в процессе развода или острого семейного конфликта приходит к необходимости понять, что же стоит за реальными разногласиями.

Американский психолог Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соответствующие им терапевтические методы помощи его участникам.

«Эмоциональный развод» – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. На этой ступени уместна парная терапия супругов или участие в групповой терапии.

Время размышлений и отчаяния перед разводом. Этот период сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. На когнитивно-поведенческом уровне характерно отрицание существующей ситуации, отступление физическое и эмоциональное. Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все было снова хорошо, вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи, церкви. На данном этапе терапевт может предложить супружескую терапию для обоих партнеров, терапию в ситуацию развода или какой-либо вариант групповой терапии.

Юридический развод – оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам. Терапевтическое вмешательство может быть полезно как для всей семьи, так и для каждого индивидуально.

Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости. Своевременная консультация адвоката или посредника, в качестве которого может выступать и социальный работник, помогает семье сохранить свои имущественные и социальные права (привилегии). На этом этапе развода в психологической помощи особенно нуждаются дети.

Экономический развод может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль («Жизнь разрушена, какое значение имеют деньги»). Терапевтическое сопровождение может носить индивидуальный характер для взрослых и групповой – для детей.

Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супруг переживает одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйки вынуждены вернуться на работу, испытывая чувство нового и страх не справиться с проблемами.

Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода – одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи. В это время возможна индивидуальная терапия для взрослых членов семьи и для детей, групповая – для одиноких.

Психологический развод – на эмоциональном уровне – это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия. На когнитивно-поведенческом – синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям. Терапевтическая помощь возможна в виде детско-родительской, семейной, групповой терапии для детей и взрослых.

Материалы: http://psylist.net/family/00067.htm