Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия. Рождение детей — всегда большая радость для родителей, конечно, когда ребенок желанный. Мы ждем его, готовимся к его появлению, пытаясь представить себе, как изменится наша жизнь. И хотя мы понимаем, что ребенок приносит с собой не только счастье, но и новые тревоги и трудности, мы бываем не готовы ни психологически, ни информационно к решению этих проблем. Энурез у детей может доставить массу неприятностей как родителям, так и самому ребенку. Давайте разберемся, почему у ребенка появляется эта дисфункция, и что мы можем делать для ее профилактики и лечения.

Для начала, давайте разберемся, когда можно говорить о том, что у ребенка энурез.

Энурез — это неконтролируемое и непроизвольное мочеиспускание у детей старше трех лет. Именно к этому возрасту у ребенка физиологически полностью формируется способность удерживать мочу с помощью т.н. сфинктеров. Сфинктерами называются мышечные кольца, которые находятся на концах нашей выделительной системы, будь то мочеиспускательный канал или анальное отверстие. Конечно, у разных детей этот физиологический механизм формируется в разном возрасте, но именно к трем годам он окончательно оформляется у всех. Поэтому и нельзя говорить однозначно о наличии энуреза у ребенка младше 3х лет, особенно без консультации с врачом.

Обычно ребенок учится контролировать свои сфинктеры постепенно: вначале он учится отсрочивать, оттягивать во времени мочеиспускание днем, а уже потом распространяет свое вновь приобретенное умение на ночное время. Естественно, что небольшие аварии на пути приобретения этого навыка у ребенка — обычное дело, и не стоит на них заострять внимание. Особенно часто ребенок перестает контролировать степень сжатия своих сфинктеров именно в ночное время, когда сознательный контроль сильно ослабевает. Со временем ребенок учится поддерживать привычную степень напряжения в сфинктерах, что позволяет ему оставаться сухим даже ночью. Для маленького ребенка это весьма значимое достижение в его жизни!

Но бывает и так, что ребенок оказывается неспособным удерживать себя в берегах, что может свидетельствовать не только о нарушении физиологических функций, но и его психологическом неблагополучии. То, что таким детям приходится терпеть насмешки сверстников и неприятие, и даже гнев взрослых, явно не способствует их адаптации в обществе и формированию нормальной самооценки. Что, как Вы сами понимаете, влечет за собой все новые проблемы.

Почему же получается так, что ребенок не может удерживаться от опорожнения в ночное время? Ночной энурез у детей часто является следствием их чрезмерного самоконтроля в дневное время. Так, стараясь не опозориться днем, ребенок перенапрягает свои сфинктеры. И когда ночью контроль ослабевает, сфинктеры автоматически расслабляются. Ведь, как мы уже говорили, они представляют собой мышечные кольца, а мышцы устают от постоянного и чрезмерного напряжения.

Итак, причиной детского энуреза ночью часто является чрезмерная напряженность и тревога вследствие боязни сделать что-то не так. И, как правило, тревога эта вызвана чрезмерным контролем со стороны взрослого, олицетворяющего для ребенка власть, как правило, это отец или мать. Собственно контроль взрослого может быть даже и воображаемым, что для формирования этого механизма абсолютно не важно. Повышенное внимание к акту непроизвольного мочеиспускания со стороны взрослых, усиленное их негативными эмоциями по этому поводу, порождает в душе ребенка желание больше не огорчать родителей, а значит, еще лучше себя контролировать.

Новая неудача в подобном самоконтроле приводит к желанию делать это еще лучше за счет усиления напряжения, а значит и усталости сфинктеров. Так повышенное внимание, уделяемое взрослыми неконтролируемому акту мочеиспускания у ребенка порождает замкнутый порочный круг: чем больше ребенок стремится себя контролировать, тем выше вероятность, что он не сможет этого сделать. Накал эмоций, как у ребенка, так и у взрослых растет, что только усугубляет проблему, закрепляя ее.

Не так уж редки случаи, когда из самых благих побуждений, чтобы привить ребенку чистоплотность, взрослые могут выносить его проблему на суд окружающих. Например, воспитательницы в детских садах могут демонстрировать мокрые следы на простыне остальным воспитанникам, побуждая их осудить такое недостойное поведение, надеясь т.о. предотвратить его в дальнейшем. Естественно, что кроме зла такие добрые намерения ничего не принесут. Только спокойное и вдумчивое отношение к ситуации, демонстрация любви и принятия ребенка, несмотря на его временные проблемы, способно снизить психологическое напряжение вокруг ситуации и тем самым создать условия для ее благополучного исхода.

Еще одним вариантом трактовки детского энуреза является представление о нем, как о своеобразном плаче вниз. Все мы знаем о том, что с малых лет ребенок привыкает показывать недовольство путем плача и рыданий, призывая взрослых себе на помощь. Да и сам плач за счет углубления дыхания, способствует последующему расслаблению и успокоению. Это механизм психофизиологической саморегуляции, данный нам от природы, и именно посредством его ребенок обычно сбрасывает свое внутреннее напряжение. Но бывают ситуации, когда ребенок не может открыто демонстрировать свое недовольство, особенно когда это неудовлетворение связано с самими родителями и встречает ответное возмущение с их стороны. И тогда он находит новый способ отреагирования ситуации путем сброса напряжения вниз, через мочеиспускательный канал.

Т.о. часто ребенок посредством непроизвольного мочеиспускания как бы указывает на наличие в своей жизни проблем, о которых он по каким-то причинам не может говорить, и с которыми не может самостоятельно справиться. Часто это такие проблемы, которые он и сам не до конца понимает и осознает, но которые усиливают его внутреннее напряжение. Особенно травматичны в этом плане для ребенка проблемы, касающиеся его отношений с родителями или их отношений между собой. А поскольку всякое напряжение нуждается в разрядке, ребенок находит для себя такой своеобразный способ расслабиться и избавиться от внутреннего негатива, т.о. вырабатывая новый способ саморегуляции. В этом случае энурез у ребенка можно рассматривать как его способ адаптации к дискомфортной психологической ситуации в семье.

Кроме того, когда проблемы, отравляющие жизнь ребенку, связаны с родителями, то непроизвольное мочеиспускание может послужить не только способом сбросить напряжение, но и одновременно стать средством наказания родителей, вынужденных убирать следы такой детской шалости. И наконец, энурез, как ни одно другое средство, может привлечь моментальное внимание родителей к нуждающемуся в нем ребенку. Пусть негативное, но все-таки внимание! Подробнее о том, как мы сами формируем у себя болезни, для того, чтобы получить какую-то вторичную выгоду, Вы можете прочитать в статье Когда болеть выгодно .

Для ребенка нет ничего страшнее того, что его не замечают. Именно стремлением привлечь к себе дополнительное внимание зачастую объясняются разнообразные варианты неодобряемого поведения детей в более позднем возрасте, как то использование нецензурных слов, воровство, употребление наркотиков, истерики и т.д. и т.п. И для ребенка уже не так и важно, что подобное внимание имеет такие побочные эффекты, как то осуждение, наказание, гнев и неприятие. Это все равно лучше, чем безразличие.

Еще один пример того, как проблемы ребенка являются следствием дисгармонии в супружеской паре я привела в статье Семейные роли. В этом примере показано, как энурез у ребенка возник в связи с желанием его матери избежать интимной близости с мужем. И в самом деле, как правило, энурез не является проблемой исключительно одного ребенка, а отражает наличие проблем в семье как в целостной системе. Все дело в том, что дети самые незащищенные, самые уязвимые члены семьи. Именно на них сосредотачивается борьба разнообразных интересов всех остальных членов семьи, особенно в родительской паре. И именно они становятся носителями различных симптомов, начиная с нарушений поведения, заканчивая развитием и закреплением самых разнообразных болезней.

Сегодня мы с Вами обсудили как часто благоприятными факторами для развития у ребенка энуреза становятся отнюдь не чисто физиологические причины, а неправильное отношение к своему чаду родителей, их чрезмерная реакция на детские проблемы, а также использование ребенка в качестве своеобразного семейного стабилизатора, гаранта мира и благополучия в сесье. Иногда эти факторы могут действовать все вместе, иногда по одному. Но важно то, что проблемы ребенка затрагивают всех членов его семьи без исключения, а значит и решать их нужно также сообща.

Каждая семья уникальна по-своему, имеет свои особые семейные правила и привычные способы взаимодействия друг с другом. Поэтому, конечно, каждый случай энуреза стоит рассматривать в отдельности и разбираться в хитросплетении семейных связей и возникающего внутрисемейного напряжения. Лучше всего это может сделать семейный психотерапевт, как лицо, наиболее подготовленное и наименее вовлеченное, а значит, способное объективно и непредвзято взглянуть на ситуацию. Практика показала, что как только нормализуются отношения в семье, то и столь неприятный симптом, как энурез, исчезает, а ребенок становится более спокойным и уверенным в себе. Это в свою очередь, дополнительно стабилизирует ситуацию в семье, которая успешно справилась с этими временными трудностями.

Материалы: http://psyholog-praktik.ru/body/enurez-u-detey-kak-indikator-semeynogo-neblagopoluchiya

Читайте далее:→

Согласно МКБ-10, энурез неорганической природы – это расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днём или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом какого-либо психоневрологического заболевания или урологической патологии [11]. Энурез может отмечаться с рождения, когда ребёнок не успевает овладеть необходимыми навыками в срок, может возникать вследствие утраты приобретённых навыков опрятности. Иногда энурез может быть следствием глубоких эмоциональных расстройств и нарушений поведения [8].

По данным разных авторов, ночной энурез встречается у 15% детей до 5 лет, затем частота его снижается с каждым годом на 15%, и лишь у 1% он сохраняется во взрослом состоянии. Считается, что у некоторых детей энурез проходит самостоятельно, без проводимого лечения [5].

В течение второго года жизни у ребёнка должен выработаться условный рефлекс на мочеиспускания. Сначала дети начинают контролировать процесс дневного мочеиспускание, несколько позже вырабатывается рефлекс контроля мочеиспускания ночью. Однако, в ряде случаев процесс овладения управлением сфинктером мочевого пузыря затягивается, и дети продолжают непроизвольно мочиться ночью и в более позднем возрасте. До сих пор остаётся спорным вопрос о том, когда заканчивается возраст физиологического недержания и начинается энурез [1].

Выраженность заболевания индивидуальна: у одних больных непроизвольное мочеиспускание повторяется от одного до трёх раз за ночь, иногда и во время дневного сна, у других 2-3 раза в неделю, а у третьих - 2 - 3 раза в месяц. Чем чаще энуретические эпизоды, тем более тяжёлым считается заболевание [9].

Часто энурез становится проявлением неврологических проблем детей и, соответственно, его проявления могут быть уменьшены с помощью психотерапии. На изучение возможностей психотерапии в лечении энуреза направлено наше исследование.
Исследованием было охвачено 20 детей, страдающих энурезом, в возрасте 4-6 лет.

Цель исследования: изучить эффективность психотерапии в лечении энуреза.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

а) энурез может быть следствием неблагополучных детско-родительских отношений;
б) энурез может быть следствием эмоционального неблагополучия ребёнка;
в) психотерапия энуреза будет эффективна, если будет использован комплексный подход.

Для реализации цели экспериментального исследования нами были использованы следующие методы и методики психодиагностики: тест-опросник родительского отношения, который предназначен для исследования устойчивых личностных особенностей родительского отношения, сформированных по отношению ребёнку; графическая методика "Кактус", которая позволяет оценить состояние эмоциональной сферы ребёнка; методика "Лесенка", направленная на изучение самооценки ребёнка; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Согласно полученным результатам, выраженное положительное отношение к ребёнку имеют 7 матерей (35%), 4 матери (20%) испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку.

7 матерей (35%) проявляют искренний интерес к делам ребёнка. 3 женщины (15%) устанавливают психологическую дистанцию между собой и больным ребёнком.

Авторитарный стиль воспитания используют 5 матерей (25%), в 4 семьях (20%) контроль за действиями ребёнка со стороны матери практически отсутствует.

Выраженное положительное отношение к ребенку имеют 5 отцов (25%), 4 отца (20%) испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку. 5 отцов (25%) проявляют искренний интерес к делам ребёнка, в трёх семьях (15%), напротив, отцы не интересуются делами ребёнка.

6 мужчин (30%) устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребёнком. В 3 семьях (15%) отцы используют авторитарный стиль воспитания, в 12 семьях (60%) контроль за действиями ребенка со стороны отца практически отсутствует. В трёх семьях (15%) отцы верят в ребёнка, считают его успешным.

В целом по семьям выраженное эмоциональное благополучие наблюдается в трёх семьях – оба родителя испытывают выраженное положительное отношение к ребёнку. Выраженное эмоциональное неблагополучие наблюдается в одной семье, где оба родителя испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку. В трёх семьях отношения матери и отца к ребёнку различаются – при ровном отношении одного родителя наблюдается выраженное негативное отношение со стороны другого.

Таким образом, подтверждается частная гипотеза о влиянии родительского отношения на возникновение энуреза у детей.

Первой методикой, предложенной для изучения особенностей личностного развития детей, была графическая методика "Кактус". В результате анализа рисунков детей, страдающих бронхиальной астмой, можно выделить, что у 35% детей наблюдается высокий уровень агрессивности (очень много иголок, длинные, расположенные близко друг к другу, импульсивность, неуверенность в себе); у 5 детей (20%) можно констатировать средний уровень агрессивности (меньше иголок. тревога, неуверенность); у 8 детей (40%) выявлен слабо выражен уровень агрессивности (мало иголок, у них были цветущие кактусы, оптимизм, нежность).

Согласно проведенному исследованию, только для половины детей, страдающих энурезом, характерна открытость, принятие сверстников и взрослых, только для 45% детей оптимизм является неотъемлемой чертой характера, 20% детей имеют высокий уровень тревожности, 30% детей – средний уровень, у 50% - детей низкий уровень тревожности.

Для наглядности представим результаты исследования графически:

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.
Согласно полученным результатам, у четверти детей, страдающих энурезом, наблюдается высокий показатель агрессивности. Это можно считать достаточно высоким процентом, указывающим на эмоциональное неблагополучие детей.

Что касается других показателей, измеряемых методикой, они наглядно представлены на рисунке 2:

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.

К сожалению, рисунок наглядно показывает, что многие дети, страдающие энурезом, испытывают эмоциональное неблагополучие, выражающееся в скрытности и пессимизме. Так, более половины детей, страдающих энурезом, демонстрируют скрытность (60%) и пессимизм (55%). Учитывая возраст детей, участвующих в исследовании, налицо эмоциональное неблагополучие большинства детей, что может быть причиной невротического ночного недержания мочи. Исходя из этого, психотерапия энуреза должна быть направлена, в первую очередь, на коррекцию психоэмоционального состояния ребёнка и снижению его невротических проявлений.

Показатели уровня тревожности детей наглядно представлены на рисунке 3:

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.

Исходя из результатов исследования, почти у половины детей, страдающих энурезом, наблюдается неадаптивный уровень тревожности. Так, у 25% детей тревожность повышена, у 20% – низкий уровень тревожности (скрытая тревожность).

Для определения самооценки детей мы воспользовались методикой "Лесенка". Каждому ребёнку показывают нарисованную на бумаге лестницу с 7 ступенями, средняя ступень имеет форму площадки. Испытуемому говорится, что на 3-х нижних ступеньках находятся плохие дети (чем ниже, тем хуже), на площадке – не плохие и не хорошие, а на 3 верхних ступенях – хорошие дети (чем выше, тем лучше). Ребёнку предлагается разместить на ступенях некоторых детей, с которыми ребёнок взаимодействует, в том числе и себя.

Согласно проведенному исследованию, более половины детей, страдающим от энуреза, свойственна неуверенность в себе. Это подтверждает результаты предыдущей методики о том, что страдающие энурезом дети испытывают эмоциональное неблагополучие.

Последний тест, который мы предложили детям - тест тревожности.

По результатам исследования 6 детей, страдающих энурезом, имеют высокий уровень тревожности, 11 детей – средний уровень, у 3 детей низкий уровень тревожности (скрытая тревожность). Таким образом, у детей, страдающих энурезом, преобладает неадаптивная тревожность (высокая, либо скрытая тревожность. Наглядно результаты по этой методике представлены на рисунке 4:

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.

Рисунок наглядно показывает, что уровень тревожности детей, страдающих энурезом, говорит об эмоциональном неблагополучии детей.

После анализа результатов исследования были сделаны следующие выводы:

1. На основе эмпирического исследования можно утверждать, что личностное развитие детей, страдающих энурезом, имеет свою специфику. Это проявляется в своеобразии формирования самооценки, ценностей и интересов, развития коммуникативной сферы и восприятия ребёнком внутрисемейных отношений.
2. Особенности родительского отношения к ребёнку, страдающему энурезом, характеризуются дефицитарностью и изменениями в структурных компонентах.

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.

Энурез у детей как индикатор семейного неблагополучия.

На основе проведённого исследования была разработана тактика психотерапии энуреза.

1. Абрамович Э.Е. Диагностика и лечение энуреза в условиях детской поликлиники: Дисс. канд. мед. наук. М. 2000.
2. Абрамович Э.Е. Раннее выявление энуреза у детей. // Педиатрия. -1999. - № 4.
3. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование: пер. с англ. - Санкт-Петербург; Питер, 2001.
4. Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. – М. 1995.
5. Володина Ю. О. Некоторые аспекты клинико-анамнестического и психосоматического статуса у детей, страдающих энурезом // Вестник новых медицинских технологий – 2000 – Т. VII, № 3-4. – С. 88.
6. Герд Л. Психиатрия и психотерапия. – М. 2012.
7. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб. Спец Лит, 2000.
8. Исмаилов А.Ш. Казаева А.В. Диагностика и лечение энуреза: медико-психологический подход // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №36. – С. 50-55.
9. Казанская И.В. Отпущенникова Т.В. Энурез: классификация, причины, диагностика и лечение // Вопросы современной педиатрии. – 2003. – №6. – С. 58-66.
10. Леоненко Е.А. Тимошенко Г.В. Метафорическая психотерапия. – М. 2011.
11. Папаян А.В. Энурез у детей. / Под ред. Ю.В. Наточина. – СПб. Фолиант, 1998.

Храмцов Виталий Вениаминович
клинический психолог, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги

Редакция «Психологической газеты» 05.07.2017

Материалы: http://psy.su/feed/6205/