Поиск, узнавание, удовлетворение потребностей, обмен, накопление и отдача - зрелые люди практически сразу оказываются на этапе отдавания, "в царском положении".

Полагаясь на широко известное положение К.-Г. Юнга о дуальности психики человека, проявляющейся в том, что психика мужчины включает не только мужское, но и женское начало (аниму), а психика женщины – не только женское, но и мужское начало (анимус), можно предположить, что мужское и женское во внутреннем космосе находятся не только в активном процессе бытия, но и более или менее успешно взаимодействуют друг с другом

Отношения между мужским и женским началами во внутреннем мире зеркально отражаются в стадиях развитиявзаимоотношений между реальными мужчиной и женщиной.

1. Начальным этапом развития отношений является этап поиска. Он заключается в процессе поиска отражений своих внутренних мужской и женской частей в реальных людях - представителях противоположного пола.

В сказках поиск для героев-мужчин – это их знаменитый поход за счастьем, поиски приключений. Для героинь – это выборы женихов, классически устраиваемые царями для своих дочерей. Эти сюжеты отражают здоровые каноны поисковой активности: мужчины сами завоевывают свое счастье, это происходит в состязаниях, борьбе, преодолении себя и различных препятствий. Женщины же получают жениха, победившего в состязаниях, устроенных ее отцом, то есть, жениха, одобренного отцом, что говорит о важнейшем моменте передачи отцовской ответственности избраннику дочери. Таким образом, сказки учат, что поисковый опыт женщины должен осуществляться под крылом отцовской защищающей функции, покровительством сильного мужчины, и тем, кто тестирует будущего избранника женщины, должен быть в первую очередь ее отец.

Поскольку сегодня многие женщины формируются в условиях отсутствия полноценной отцовской защиты, покровительственную отцовскую функцию вполне может выполнять здоровое мужское начало женщины, инициированное (развитое) до хорошо функционирующего внутреннего отцовского защищающего начала.

Снижение отцовской функции в современном западном обществе привело к тому, что сегодня этапу осознанного поиска партнера предшествует более бессознательный вид поисковой активности. Его можно выделить как нулевую стадию поиска. Мы назвали ее телесной. Речь идет о намеренно обезличенном процессе удовлетворения людьми своих сексуальных потребностей, хотя полного обезличивания эти отношения никогда не достигают. Любые, даже самые мимолетные контакты между мужчиной и женщиной, имеют бесконечную глубину. Отрицание же этой глубины служит незрелому человеку всего лишь попыткой защититься от страха отвержения и от смутного ощущения своей некомпетентности в области отношений.

Высокий уровень такой компетентности характерен лишь для зрелой личности. Особенно важна здесь зрелость мужского феномена (как внутреннего, так и внешнего). Когда мужское достигает зрелости, оно восходит на ступень отцовства, которое является отражением божественного отцовского начала. Поэтому очевидна связь: в какой степени реальные отцы эмоционально игнорируют своих детей, в такой же степени лишены духовного опыта отношений их взрослеющие дети.

Телесный этап продиктован инстинктивными мотивами, которые в отсутствие отцовской защиты выступают как обнажившийся архаичный механизм продолжения рода. Инстинктивная природа нулевой стадии поиска содержит и вполне определенную духовную цель: найти свою истинную половину путем некого «сексуального тестирования». Телесная стадия поиска распространена не только в молодежной среде, но и среди людей других возрастных групп, когда они прямо или неявно заняты поиском «спутника жизни».

На стадию поиска возвращаются все, кто пережил крушение отношений, а также - женатые мужчины и замужние женщины, переживающие семейные, возрастные и прочие личностные кризисы. Мужчины и женщины, не имеющие пары, живут в состоянии поиска, не всегда полностью осознавая это. Навязчивый поиск партнера – признак определенной незрелости личности. Это утверждение предполагает простой вывод: инициирование созревания личности приносит избавление от навязчивости поиска.

На этапе поиска нередко заключаются браки и рождаются дети. Однако, для достижения гармоничных отношений одних только поисковых мотивов недостаточно. В процессе поиска его участники стремятся прежде всего к такому важному эмоциональному компоненту отношений как узнавание. Как только узнавание осуществляется, отношения переходят на следующий, более высокий этап развития.

2. Суть отношений на этапе узнавания в том, что мужчина и женщина как бы узнают друг в друге своих внутреннихмужчину и женщину.

Встреча с человеком, который в достаточной степени отражает те или иные особенности внутренних мужского и женского аспектов нашей личности, приносит состояние особого восторга. Это известный период влюбленности . который в аналитическом смысле можно рассматривать как момент удачного «выбрасывания проекций». На этом этапе партнеры впервые действительно находят и узнают мужскую и женскую части своей души друг в друге. Мужчина находит в возлюбленной значимые для него черты своей внутренней женщины, а женщина находит в своем избраннике особенно актуальный для развития ее женственности аспект ее внутреннего мужчины. Примечательно, что сначала на партнеров «выбрасываются» идеальные аспекты мужской и женской проекций. Но по мере дальнейшего развития отношений «выбрасываются» все более травмированные фрагменты анимы (женское в мужчине) и анимуса (мужское в женщине), те, которые требуют исцеления в первую очередь. Благо, партнеры с космической точностью содержат во внутреннем мире достаточное количество подходящих друг другу как идеальных, так и поврежденных фракталов мужского и женского. Отсюда следует, что любое окончательное расставание указывает на то, что личностная «зеркальность» партнеров перестает иметь место в той степени, которая необходима для поддержания их союза. Иначе говоря, они перестают быть отражениями друг для друга из-за того, что структура личности одного из них изменяется со скоростью, отличной от скорости изменений другого.

В сказках узнавание (влюбленность) соответствует тому моменту сюжета, когда происходит встреча прекрасных героев. Влюбленность, которую обычно символизирует магическое, чудесное знакомство героев, является только начальным, стартовым моментом отношений. На языке сказок и мифов опыт коллективного сознания подсказывает нам, что момент встречи мужчины и женщины не является достаточным для заключения гармоничного союза. Поэтому в парное пространство влюбленных героев вскоре вторгаются разлучающие силы, а благословляющие персонажи рано или поздно указывают им путь преодоления препятствий.

Итак, влюбленным всегда предстоит целый ряд испытаний. а значит – необходимость пройти целый ряд этапов в развитии отношений. Восхождение по «лестнице отношений» - неизбежный труд, и только поднявшись по этим священным ступеням, мужчина и женщина достигают совместного счастья.

3. Этап (ступень) узнавания сменяется этапом удовлетворения неудовлетворенных потребностей. Это период исцеления внутренних травм, проживание тех «пропущенных» этапов личностного развития, где детские потребности партнеров не удовлетворялись или удовлетворялись недостаточно, и в связи с этим образовались определенные психологические дефициты и «дыры в Я» (Г. Аммон). К ним относятся раннее детское желание безусловной любви (любите меня таким, каков я есть), когда малыш нуждается в полном и абсолютном принятии, понимании и своевременных заботе и участии. Дефицит Я может относиться к сфере телесных, творческих и других потребностей. На этапе удовлетворения потребностей мужчина и женщина невольно и страстно ожидают от партнера в свой адрес тех поступков, действий и чувств, которых они не дождались или не достаточно получили в детстве от собственных родителей.

Имеющаяся здесь «зеркальность» отражений мужчины и женщины друг в друге объясняется еще и тем, что каждый из партнеров и в самом деле содержит в структурах своей личности богатый потенциал для удовлетворения (или псевдоудовлетворения) неудовлетворенных потребностей другого.

Нередко здесь используется бессознательный принцип «удовлетворения от обратного». Например, если женщина в детстве была отвергнута отцом или матерью, она находит мужчину, который будет ее отвергать. В ходе таких отношений женщина получает, наконец, не реализованную в детстве возможность бросить все свои силы на то, чтобы ее все-таки признали «во что бы то ни стало!». У женщины в этом случае проявляется гипертрофированная детская потребность в признании не только значимости ее личности, но и в признании ее женственности. Если удовлетворения не происходит или оно недостаточно, отношения между мужчиной и женщиной могут застрять на этом этапе. Простым примером такого застревания служит замкнутый круг расставаний-примирений в отношениях с зависимыми (алкоголизм, наркомания) партнерами.

Мужчина же, не сумевший психологически отделиться от матери и не имеющий здорового мужского образца в лице своего отца, стремится к отношениям с авторитарной женщиной. Главным его бессознательным мотивом становится желание победить ее и освободиться из-под ее контролирующего влияния. Иллюзию победы и освобождения дают не только алкоголизм и наркомания, но и трудоголизм, а также - другие инфантильные формы поведения, в основе которых лежит избегание ответственности за отношения: духовной, материальной, сексуальной и других.

С другой стороны, партнеры в то же самое время ожидают и требуют друг от друга абсолютной любви и безусловного принятия, столь недостающих им с детства. Поскольку этап удовлетворения потребностей носит характер взаимной зависимости, а последняя, как форма пленения, всегда вызывает желание освободиться, такие отношения скрывают большие запасы вытесненной агрессии, которая время от времени прорывается наружу.

Таким образом, на этапе удовлетворения потребностей мужчина и женщина, как младенцы, стремятся к «всасыванию». Они хотят получить, вобрать, впитать недостающие любовь и принятие не только друг от друга, но и от родительских семей и даже родовых ветвей друг друга. Ими правит острое желание максимально насытить свое Я, заполнить его пустоты, то есть получить всё, что можно, от некоего большого малодифференцированного объекта «родительского мира» («первичной группы»), взаимоотношения с которым когда-то привели к ощущению столь же острого дефицита в области формирующегося Я. Этот «большой питающий объект» бессознательное жадно «обнаруживает» в партнере.

В символике сказок содержится указание на прямой выход из «заточения в подземелье» неудовлетворенных потребностей. Это символика битв со злодеями – внутренними травмами, отщепленной агрессией и пр. Это период борьбы с темными аспектами личности за освобождение чуда женской природы, исполненного целебных сил. Иначе говоря, для освобождения сказочной красавицы - сокровища высшей женственности - необходимо одолеть весь комплекс внутренних несовершенств, содержащийся в поврежденных областях мужского и женского начал.

При недостатке ресурсов в области защищающей функции мужского и восстанавливающих сил женского у партнеров в этот период могут возникать депрессии, психосоматические нарушения и болезненные разрывы отношений.

Если мужчина и женщина преодолевают этап удовлетворения потребностей, сумев насытить дефициты в Я (получив необходимое признание со стороны партнера и его семьи, а также - за счет своих социальных успехов или - напрямую работая над изменениями в личности и т.п.), отношения поднимаются на следующую ступень – этап обмена.

4. На этапе обмена в достаточной степени происходит освобождение от проекций. Партнеры обретают возможность видеть друг в друге реальных людей, а не осколки своих внутренних достоинств, несовершенств или фрагменты семейных фигур из детства. Относительно автономные и целостные, в основном освободившиеся от зависимости, партнеры теперь естественным образом дополняют друг друга, ощущая каждый свою ценность для себя и для другого. На этом этапе расставания не слишком болезненны, а совместное созидание становится более продуктивным, чем когда–либо ранее. Мужчина и женщина обмениваются своими специфическими качествами и свойствами: он дает ей свою силу и защиту, она ему – целебную поддержку и заботу. Они уже способны легко воспринимать друг друга такими, какие они есть, уже могут любоваться («ах, какой (какая) ты замечательный(ая)!»), а не гордиться («посмотрите, какой (какая) ценность у меня есть!») друг другом, как на предыдущем этапе. Каждый в состоянии осознавать и ценить отличную от своей собственной реальность другого и ее неизбежные изменения.

Внутренний союз между мужской и женской частями личности на этом этапе отношений уже заключен и плодоносит . Сакральные мужская и женская силы любого из партнеров, соединившись в достаточной степени, как универсальный генератор «вырабатывают» теперь во внутреннем мире все необходимые для счастья и развития личности энергии. В этом секрет здоровой духовной независимости зрелых партнеров.

В сказочных сюжетах это соответствует финальному супружескому соединению много испытавших героев. Внешний мир уже не таит серьезных угроз их отношениям, такому союзу свойственно в качестве некого целого вступать в смелые контакты с социумом. Отношения здесь отличаются наличием здоровых границ между парой и окружающим миром, точным восприятием физического времени, реальной ответственностью партнеров друг перед другом и по отношению к внешним явлениям. Здесь наиболее полно проявляется возможность строить свою жизнь и жизнь вокруг себя в соответствии со своими замыслами и мечтами, быть причиной происходящего, быть самими собой.

5. Отношения обмена на последующих этапах приводят к накоплению огромных внутренних ресурсов и возникновению потребности отдавать свои силы и опыт, дарить любовь и избыток жизненной энергии не только друг другу, но и миру. Поэтому данный этап отношений мы назвали этапом отдавания.

Столь высокая ступень в развитии отношений не обязательно достигается в заключительный период совместной жизни мужчины и женщины, хотя и представляет собой значительную духовную вершину. Если в новые отношения вступают зрелые мужчина и женщина, они могут сразу оказаться на этапе отдавания.

Попадая в эмоциональную атмосферу пары, достигшей этой ступени, люди чувствуют себя «как дома», более ярко ощущают в их присутствии свою собственную ценность и неизменно получают от общения с такой парой толчок к дальнейшему развитию. Причем, происходит это независимо от того, насколько участники взаимодействия осознают эти процессы. Отношения на этапе отдавания отличаются умением зрелой пары автоматически гармонизировать мир вокруг, изменять его в созидательном направлении, создавать новое и транслировать его вовне.

Этап отдавания символически можно описать не только как супружескую чету, благополучно пестующую многочисленных внуков и правнуков, но и как пару, владеющую вечно плодоносящим садом. Образно говоря, консервирование овощей и фруктов достигло у них уже такого масштаба, что из-за заполняющих дом банок некуда поставить ногу. В этой ситуации раздавать запасы другим – естественная насущная потребность, единственный выход, единственный способ поддерживать в доме порядок и уют.

На символическом языке это соответствует моменту сказочного сюжета, когда соединившиеся в счастливом союзе герои достигают в конце повествования непременно царского положения: заключая супружеский союз, сказочные жених и невеста становятся Царем и Царицей.

Рассматривая этапы развития отношений, легко увидеть, как велика целебная сила самого процесса взаимоотношений для духовного развития как мужчины и женщины, так и их потомства.

Важно заметить, что нередко отношения в супружеских парах имеют характеристики сразу нескольких этапов. Условное деление процесса эволюции отношений на этапы – удобный способ анализа и осмысления этого процесса, а в жизни он протекает так же, как цветение растений: одни уже отцветают, другие – только начинают цвести, но в определенные периоды мы можем видеть цветы и тех, и других растений одновременно.

Василец Т.Б. психолог Государственного учреждения Ростовской области ОЦСПСД, 2006 г.

1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб. Речь. 2000.
2. Брун Б. Педерсен Э. Рунберг. Сказки для души. М. Информационный центр психологической культуры. 2000.
3. Вецлер Скотт. Как жить с этим невыносимым мужчиной. М. АСТ, 1996.
4. Вудман М. Опустошенный жених. М. ИНФРА-М. 2001.
5. Джексон Г. Мужчина и мужчина. Психоанализ взаимоотношений. М. ЧеРо. 1998.
6. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга. 2000.
7. Еслюк Р.П. Статья "Типологические модели разрешения эдипального конфликта в парадигме аналитической психологии", ж. "Символ и драма", № 2, ООО "Регион-информ". 2000.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб. 1998.
9. Калшед Дональд. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа. М. Академический Проект. 2001.
10. Лейнер Ханскарл. Кататимное переживание образов. М. Эйдос. 1996.
11. Лизбет А.-В. Тантра. Культ женственности. Ростов-на-Дону: Феникс. 1998.
12. Моник Ю. Фаллос. Священный мужской образ. М. ИНФРА-М. 2000.
13. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. М. 1982.
14. Норвуд Р. Не будьте рабой любви. М. Букмэн. 1999.
15. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: Регион-информ. 1999.
14. Орлова М.И. Обухов Я.Л. "Ведьма"/ журнал "Символ и драма", № 2, 2000.
15. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л. 1969.
16. Пропп В.Я. Русская сказка. Л. 1984.
17. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. 1986.
18. Роберт А. Джонсон. ОН. Глубинные аспекты мужской психологии. Харьков: Фолио. 1996. М. Институт общегуманитарных исследований1996.
19. Роберт А. Джонсон. ОНА. Глубинные аспекты женской психологии. Харьков: Фолио. 1996. М. Институт общегуманитарных исследований, 1996.
20. Роберт А. Джонсон. МЫ. Истоки и предназначение романтической любви. Харьков: Фолио, 1996. М. Институт общегуманитарных исследований. 1996.
21. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М. Независимая фирма Класс. 1997.
22. Уилкинсон Брюс. Библейский портрет супружества, М. 1995, С. 41.
23. Улицкая Людмила. Медея и ее дети.
24. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. Б.С.К. Санкт-Петербург. 1998.
25. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб. М.1998.
26. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М. Апрель-пресс, ЭКСМО-пресс. 2000.
27. Элиаде Мирча. «Тайные общества. Обряды. Инициации и посвящения», София. ИД «Гелиос». 2002. С.114-117.
28. Эстес К.П. Бегущая с волками. Киев: София, ИД Гелиос. 2001.
29. Юнг К.Г. Человек и его символы. М. 1998.
30. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М. Канон. 1994.
31. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М. Мартис. 1995.
32. Юнг К.Г. Дух меркурий. М. Канон. 1996.
33. Юнг. К.Г. Проблемы души нашего времени. Санкт-Петербург: Питер. 2002.

Редакция «Психологической газеты» 12.03.2006

Материалы: http://psy.su/feed/1860/

Читайте далее:→

28 марта 2016, просмотров: 1922, Раздел: М&Ж

Этапы развития отношений между мужчиной и женщиной. (14)


Ключевые этапы развития отношений между мужчиной и женщиной – это очень важный момент в построении взаимопонимания и доверия в парах и семьях. Любые отношений – это своего рода тяжелый труд, ведь обоим партнерам приходится идти на компромисс, в чем-то уступать и принимать личностные особенности другого человека. А этих особенностей, как мы знаем, огромное множество, психологические травмы детства, заложенные сценарии отношений, неготовность партнера к серьезным шагам, и прочие, весьма распространенные психологические особенности. Окружающая среда, современные течения и влияние внешних факторов также сказывается на каждом из нас, заставляя формировать стереотипы и приоритеты основываясь на стандартах, принятых большинством.

К сожалению, очень редко союзы бывают совершенно безоблачными. На пути к достижению поставленной цели, счастливому и крепкому семейному союзу, мы сталкиваемся с рядом проблем, неурядиц и сложностей. Ведь развитие отношений включает в себя не только романтику, радостные моменты и улыбки. Иногда это переживания, обиды, ссоры и разочарования. Иными словами, различные по своим личностным характеристикам люди притираются друг к другу, узнают своего партнера ближе, со всеми его особенностями и недостатками.

Для психологов межличностные отношения пар – это интересная тема, которая постоянно изучается и разрабатывается. И это не смотря на то, что уже существует огромное количество литературы на эту тему, разработано множество методик и способов, как партнерам лучше понять друг друга и избежать беспочвенных ссор и придирок.

Построение отношений проходит через ряд последовательных фаз, от начала до достижения гармоничного и полноценного союза. Психологи трактуют эти фазы по-разному, в зависимости от тех факторов, которые они принимают во внимание при построении последовательности. Для примера возьмем трактовку психологов-аналитиков, которые выделяют пять фаз отношений между мужчиной и женщиной.

Выделяют процесс поиска партнера, процесс узнавания, процесс удовлетворения потребности, обменный процесс и фаза отдачи.

Как говорил еще всемирно известный философ Юнг, мужская психология оказывает влияние на психологию женщины, и наоборот, – женская психика содержит элементы мужского начала. Женскую психологию в то время он называл анима. а мужскую – анимус. Также он выдвигал предположения о том, что как мужская сущность, так и женская, постоянно заняты поисками бытия, но при этом вероятно их полное взаимодействие между собой. Именно то, как организовано это взаимодействие и на чем оно базируется, можно определить, проанализировав фазы формирования отношений между представителями противоположенных полов в реальном мире. Рассмотрим ключевые этапы развития отношений между мужчиной и женщиной.

1. Процесс поиска партнера.

Любые отношения начинаются с поиска подходящего индивида. Таким образом, человек, который имеет свои личностные характеристики, мужское и женское начало, индивидуальные особенности, старается найти реального индивида, в котором будут отражены такие же черты, ориентируясь на противоположенный пол.

Формирование мировоззрения и подсознательная активизация поискового процесса начинается еще с раннего детства, когда мальчикам читают сказки о спасении принцесс от злых героев, а девочкам – про прекрасных принцев и выдачу принцесс замуж. Таким образом, уже в детстве строится определенный менталитет, который кардинально различается по половой принадлежности.

У парней вырабатывается понимание того, чтоб за своё счастье и любовь нужно бороться, переживать трудности и искать различные варианты, чтобы их преодолеть для того, чтобы добиться внимания принцессы.

У девушек мнение формируется иным образом. Во всех сказках принцы сами находят принцесс или же им подбирают женихов отцы, что говорит об отсутствии необходимости борьбы за своего суженого. В то же время эти сказки приучают девушек зависеть от мнения отца и уважать его, ведь практически во всех сказках именно папеньки решают судьбу дочерей.

Обобщая данную информацию, можно говорить о том, что для девушек очень важно, чтобы тот, кого она выберет себе в партнеры, импонировал ее отцу, и вызывал одобрение с его стороны. Ей необходимо чувствовать себя защищенной сильным, мужественным человеком, то есть отцом, чтобы быть уверенной и последовательной в выборе потенциального мужа.

К сожалению, в современном мире все чаще дети, как девочки, так и мальчики, проводят свое детство без родного отца. Таким образом, у дочерей отсутствует та самая защита сильного покровителя, которая им так необходимо. Это стимулирует развитие мужского начала непосредственно в девушке, которое в дальнейшем выполняет функцию защиты и поддержки отца.

Так как отцовская функция в наше время выполняется все реже, на психологическом уровне сформировалось две стадии фазы процесса поиска партнера. Первый этап развития отношений начинается с неосознанного выбора особи противоположенного пола. Такой выбор базируется на внешней симпатии друг к другу, переходящей в сексуальный контакт, при этом отрицающей все посторонние эмоции и чувства, кроме физического удовлетворения. Однако, сколько бы не пытались современные люди доказать и себе и партнеру, что эти отношения не имеют никакой подоплеки, и существуют только на физиологическом уровне, зачастую, им это не удается. Существует огромный спектр эмоциональных характеристик, которые активируются при возникновении любых отношений между мужчиной и женщиной. А то, что люди в современное время стараются игнорировать их, стараться оставлять без внимания и воспринимать контакт с противоположенным полом на примитивном уровне – это последствия изменений психологии и менталитета людей. Часто такое отношение вызвано нежеланием потерпеть фиаско, быть обманутым, отверженным или же неопытностью в области общения с противоположенным полом.

Только полностью цельный и зрелый человек может считать себя опытным в тематике гармоничных отношений между полами. Если мужчины достигают такой гармонии, они склонны желать стать отцами, чтобы видеть отражение своего начала. Если отец не реагирует на своего ребенка и не уделяет ему внимания, то такое же отношение передастся и к нему.

Если говорить о неосознанном процессе поиска, то здесь тоже присутствует оценка и изучение партера, просто на другом, физиологическом уровне. Это заложенный у каждого человека на уровне подсознания, инстинкт продолжения рода, плюс психологическая необходимость найти подходящего партнера для своего мужского или женского начала. Так начинается построение отношений не только среди современной молодежи, то и среди представителей другого возраста, которые находятся в процессе поиска партнера.

Процесс поиска партнера свойственен всем людям, которые разорвали отношения с прежним спутником, развелись, переживают сложный период в отношениях, который грозит закончиться разрывом или личностные проблемы. Если индивид слишком зацикливается на поиске партнера, это говорит о недостаточно сформированной личности и отсутствии целостности. Многие люди ищут спутника, сами того не осознавая. Человек, который полностью самодостаточен, не останавливает своё внимание на процессе поиска, это происходит самопроизвольно.

Многие нетерпеливые люди еще в процессе поиска создают семьи, и лишь потом задумываются о необходимости узнать друг друга глубже и изучить особенности партнера. Однако в условиях быта это не особенно комфортно и для многих поспешивших становится настоящим испытанием. Если же люди, узнав друг друга, прошли этот процесс без серьезных кризисов и проблем – значит, дальнейшее развитие отношений будет носить гармоничный характер. Итак, процесс поиска партнера окончен – он найден, что далее.

Процесс узнавания заключается в познании индивидов внутренних особенностей характера, начала противоположенного пола и личностных характеристик партнера. Когда в этот момент человек замечает, что его начало мужского рода находит отголосок в выбранном партнере женского пола, или наоборот, он ощущает восторг и волну положительных эмоций. Это и трактуется, как влюбленность.

Парень, присматриваясь к своей избраннице, понимает, что она символизирует те особенности женского прототипа, которыми обладает его внутреннее женское начало. В то же время и девушка испытывает положительные эмоции, так как видит воплощение своей мужской психологии в реальном парне.

На первом этапе влюбленности люди противоположенного пола, которые осуществляют построение отношений, ощущают положительные флюиды друг от друга, которые близки их внутренним началам. Но спустя определенное время, начинается обмен не только положительными, но и остальными флюидами: теми, которые успели травмировать психологию противоположенного пола внутри человека, в мужчине женскую, а в женщине – мужскую.

Если люди действительно подходят друг другу, то на каждый травмированный флюид мужской натуры внутри женщины найдется подходящий флюид внутри женского начала у мужчины и наоборот. Поэтому, если спустя некоторое время после влюбленности наступает кризис в отношениях и пара расстается, значит, они не являются подходящими партнерами друг для друга и имеют различные скорости изменений структур личностей.

Снова проведем параллель со сказочным миром. Когда в конце истории принц и принцесса встречаются – это и символизирует начальную фазу влюбленности, которая сопровождается магией, чудесами и восхищением. Влюбленность также указывается и в начале сказки, когда герои только повстречали друг друга, но в силу того, что они еще не готовы быть вместе, возникают различные препятствия и преграды на пути их отношений.

Не смотря на то, что это сказка, она очень реально характеризует жизнь. Партнеру встречаются в процессе поиска, но должны пройти еще ряд испытательных фаз для того, чтобы пара была гармоничной и крепкой. Авторы сказок просто сравнивают познание, привыкание и компромиссное решение проблем со злыми драконами или ведьмами, но суть при этом остается прежней – для того, чтобы союз был действительно прочным и надежным, необходимо обоим партнерам пройти сложный период в отношениях.

3. Процесс удовлетворения потребности.

Итак, процесс узнавания партнера прошел успешно, и пара достигла следующей фазы – процесса удовлетворения потребности. Причем той, которая не была удовлетворена ранее, то есть лечение душевных травм партнера, совместное переживание пробелов в личностном развитии друг друга, решение психологических проблем.

Допустим, в детстве ребенка недолюбили и теперь он нуждается в постоянном внимании и доказательстве любви. Или, наоборот, подростка родители держали в строгих рамках, и у него сформировался тотальный страх контроля и ограничения своей свободы.

Нерешенная проблема может крыться и в других областях, например, недостаточно реализованные творческие способности, нехватки телесных контактов в детстве или отсутствие нежности со стороны родителей. Каждый партнер стремится найти в своем избраннике отголоски того, что он мечтал получать в детстве, но чего был лишен по каким-либо причинам. Допустим, ребенка очень редко обнимали или хвалили, держались с ним отстраненно и строго – тогда он подсознательно ищет нежного и заботливого партнера.

Но в то же время, в процессе развития отношений между мужчиной и женщиной, у обоих партнеров появляются потенциальные возможности компенсировать нехватку другого в каких-либо ощущениях или эмоциях. Каждый индивид имеет огромные запасы моральных и психологических ресурсов, способных помочь своему партнеру ощутить целостность и удовлетворить его неосуществленные потребности.

Но и построение отношений во многом зависит от личностного восприятия и мировоззрения человека. Так, если одни люди, которые в детстве чего-либо недополучили, ищут восполнения, то другие, наоборот действую в обратном направлении. Так ребенок, которого в детстве воспитывали строго и консервативно, может искать себе в будущем партнера, схожего с авторитарными родителями. Подсознательно, человек старается выстроить идентичную ситуацию только с одной целью – для того, чтобы ее преодолеть и решить проблему детства. Если в детстве он не мог пойти наперекор родительской консервативности, то с партнером это будет вполне возможно.

Не смотря на то, что партнеры с одной стороны желают вести борьбу друг с другом, с другой стороны им хочется получать любовь и понимание, которого им не хватало, когда они были детьми. Это вызывает определенный психологический конфликт внутри подсознания человека, ведь он одновременно чувствует две противоположенных эмоции: борьбу и любовь. Часто это вызывает агрессию, которую человек иногда не может удержать в себе, как с одной стороны он хочет избежать постоянно накаленной обстановки, а с другой – у него присутствует чувство привязанности к человеку.

Развитие отношений в период удовлетворения потребности напоминает максимальное желание людей получить друг от друга все возможное, то чего им не хватало в прошлом. Причем не только от самого партнера, но и от друзей, семьи и родственников.

Человек стремиться восстановить как можно больше пробелов в любви, ласке и понимание, которые присутствовали в его жизни ранее. Начальное впечатление об отношениях у каждого человека складывается по первому впечатлению, то есть по семейному окружению. Формируется база недостающих эмоций и чувств, которые и должен восполнить партнер.

Проведем ассоциацию со сказкой: каждый из нас помнит, что примерно в середине истории принцессу закрывают в высокой башне или ворует злой колдун. Эти мифические существа – прототипы душевных ран, агрессии и неудовлетворенной потребности. Принц, в свою очередь, борется с ними для того, чтобы освободить девушку из плена, а после забирает ее с собой. Это говорит о необходимости преодолеть кризис в отношениях прежде, чем достигнуть гармонии, а также удовлетворить потребность и решить проблемы партнера. Третий этап развития отношений может быть характерен депрессивными состояниями, разочарованиями и психологическими травмами, а также здесь отношения могут дать трещину, которая приводит к развалу пары.

Итак, третий этап развития отношений оканчивается тем, что партнеры узнают неудовлетворенную потребность друг друга и стараются ее восполнить. Пары, которые справились с задачей и избежали кризиса и расставания, сталкиваются с новыми обстоятельствами. Переходим к предпоследней фазе отношений между мужчиной и женщиной.

Эта фаза наступает после того, как все положительные и отрицательные качества друг друга уже известны, так же, как и детские травмы, проблемы и эмоциональные дефициты. Если в паре начинается обменный процесс, значит, отношения достигли той фазы, когда человек видит партнера таким, как он есть на самом деле.

На этой фазе развитие отношений происходит уже с полным осознанием значимости и ценности одного партнера для другого. Попытки бороться, восстановление недостающих эмоций и стремление олицетворить в партнере свои детские переживания – все это остается в прошлом. Существование пары становится целостным, но в то же время автономным друг от друга, что указывает на определенный уровень доверия между людьми.

Что удивительно, именно во время обменного процесса, расставаться с партнером намного легче, чем во время предыдущих трех фаз. Люди в паре перестают воспринимать друг друга, как предмет своей гордости и восхищения перед остальными. Они притираются друг к другу, и переходят на тот этап развития отношений, когда начинают формироваться больше родственная связь, чем страстная и эмоциональная. Женщина рассчитывает на выполнение избранником основных его функций: защиты и силовой поддержки. Мужчина, в свою очередь, рассчитывает на женскую заботу и ласку.

В фазе обменного процесса, все прошлые этапы развития отношений между мужчиной и женщиной уже пройдены, и можно считать, что пара устоялась и приносит определенные плоды. Начинает формироваться духовная независимость между участниками пары, что характеризует их, как зрелых и целостных личностей. Для людей иже нет необходимости реализовывать свои прошлые требования или заполнять пробелы – они полностью объединились и совместно формируют общую энергию, семейное счастье и совместное мировоззрение.

Если снова сравнить эту фазу со сказочным рассказом, то скорее всего, ее характеризует конец истории, когда принц приезжает за принцессой и звучит фраза жили они долго и счастливо. Развитие отношений достигает той границы, пара как бы отделяется от окружающего мира, начиная выстраивать свой быт, растить детей, планировать семейные мероприятия.

Это последняя фаза, которая наступает в идеально гармоничных и удовлетворенных парах. Люди счастливы в совместной жизни и у них накапливается множество положительной энергетики. Причем этой энергетикой они желают делиться не только между собой, но и с окружающим миром. Поэтому развитие отношений на последнем этапе принято называть фазой отдачи. Такая энергетика характеризует осознанный, зрелый и прочный союз, который представляют два самодостаточных и удовлетворенных человека.

Кстати, желание делиться своими позитивными эмоциями может возникнуть не только в самой последней фазе. Если отношения формируются между уже довольно взрослыми и самодостаточными людьми.

На фазе отдачи люди достигают всех поставленных целей: имеют детей, а иногда и внуков, которые успешно и обеспеченно живут, надежного партнера рядом, любимую работу и материальные блага. В таком случае, у них и возникает всячески поделиться своим счастьем с окружающими. В то же время людям в их компании легко, свободно и приятно общаться, так как от них исходит положительная энергетика.

Если говорить обо всех фазах отношений, можно увидеть, что они действуют как лекарство для душевных травм, детских обид, да и всех остальных личностных проблем, но только в том случае, если партнеры действительно подходят друг другу. Ключевые этапы развития отношений между мужчиной и женщиной связаны с моментами, когда они постепенно избавляются от своих проблем, комплексов, переходя на новую фазу уже в более гармоничном психологическом состоянии.

Материалы: http://bbcont.ru/mzh/klyuchevye-etapy-razvitiya-otnoshenii-mezhdu-muzhchinoi-i-zhenszinoi.html