Как уже было сказано, этика бизнеса – один из разделов профессиональной этики.

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед моральной личностью, занимающейся бизнесом.

Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е гг. во время различных социальных потрясений.

Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций.

На формирование этики бизнеса существенное влияние оказала дискуссия американских экономистов (конец 60-х годов XX в.) Альберта Карра и Мильтона Фридмена, в которой отразились 2 основных подхода к вопросу этичности в бизнесе.

1. Альберт Карр опубликовал в журнале «Гарвард бизнес ревью» статью «Этичен ли блеф в бизнесе?», основная мысль которой заключалась в следующем: предпринимательство похоже на игру в покер. Ложь в одном и другом случае является неписанным правилом игры, а значит – перестаёт быть ложью.

Игра в покер основана на недоверии друг к другу, в основе её лежит доскональное знание правил, психологии партнёра, способность быстро реагировать на ситуацию, рисковать, быть выдержанным; это хитроумный обман, скрывающий подлинные намерения. Автор отмечает, что нельзя осуждать правила игры в сфере бизнеса из-за того, что понятия справедливости в ней расходятся с общепринятыми нравственными ценностями. Данный блеф не касается личной жизни бизнесмена. Но, если правилам блефа не научиться, то не сможешь сколотить состояния и успешно работать.

Статья вызвала противоречивые споры.

2. Вместе со статьёй Карра выходит монография лауреата Нобелевской премии в области экономики Милтона Фридмена. «Капитализм и свобода». По мнению автора, общество отвело предпринимательству роль «добывателя возможно большего количества денег», но методы добывания не должны означать вседозволенность (это гангстерский подход). В бизнесе исключается обман, принуждение, шантаж, надувательство. Бизнесмен должен вести честную, открытую борьбу без надувательства.

К началу 80-х гг. такая область знаний, как этика бизнеса. стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы.

Несмотря на все это пока еще очень трудно определить границы данной области знаний. Причинами этого можно назвать:

1. отсутствие общей методологии в этой области (основные концепции этики бизнеса будут рассмотрены во втором вопросе данной темы);

2. широко распространенный скептицизм и убежденность в том, что язык этики не является языком бизнеса, что большинство деловых людей проигнорируют любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе. Т.е. представление общества о бизнесе все еще выражается в формуле, которую можно назвать «Миф об аморальности в бизнесе».

Миф отражает широко распространенный, популярный взгляд на бизнес. Не дело бизнеса заботиться о морали, гораздо легче иметь дело с долларами или центрами, чем с ценностными принципами. Согласно мифу фирмы действуют безнравственно не из желания совершить зло, а просто в силу того, то они стремятся извлекать прибыль и поэтому игнорируют какие-то последствия своей деятельности.

О крушении мифа об аморальности в бизнесе свидетельствуют три очевидных явления:

ü репортажи о скандалах и реакция публики на эти сообщения;

ü формирование массовых движений: движение защитников окружающей среды и интересов потребителей (конзьюмеристов);

ü тревога самого бизнеса, проявляющаяся на конференциях его представителей, в журналах и газетных статьях, в возникновении множества кодексов этического поведения и учебных программ по этике.

Итак, предметом этики бизнеса является моральное сознание участников бизнеса.

Объектом этики бизнеса являются субъекты бизнеса их взаимоотношения, а также взаимоотношения бизнес-общество, бизнес-государство.

Задачами этики бизнеса являются:

  1. изучение соответствия моральных норм деятельности целям деловой организации;
  2. регулирование взаимоотношений в сфере бизнеса;
  3. повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента;
  4. усвоение основных ценностных ориентаций и этических стандартов бизнеса;
  5. овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.

88.200.244.155 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Материалы: http://studopedia.ru/6_165641_etika-biznesa.html

Читайте далее:→

Многие хозяйствующие субъекты не могут в полной мере осознать суть термина «этика бизнеса». На самом деле эта дисциплина изучает главные принципы делового общения и правильность их применения. Бизнес-этика затрагивает различные отношения внутри одного коллектива, между руководителями разного ранга, а также между директорами фирм и компаний.

Руководящий состав крупных корпораций специально проводит семинары по обучению главным этическим правилам общения в коллективе. И это неудивительно, ведь от уровня воспитанности персонала, от умения работать в команде во многом зависит престиж компании, ее репутация на международной арене. Этика бизнеса условно разделена специалистами на две основные категории: микро- и макроэтика. Последняя изучает сферу взаимоотношений между различными компаниями, крупными корпорациями и даже целыми государствами. Микроэтика рассматривает моральные отношения внутри определенного коллектива на разных социальных ступенях. Если говорить о взаимоотношениях на макроуровне, то можно выделить вертикальную и горизонтальную связь. Первая изучает взаимодействие различных по масштабу хозяйствующих субъектов и государства, то есть разных по социальному статусу организаций. Горизонтальная связь рассматривает отношения между субъектами одного уровня, обладающими одинаковыми свойствами и характеристиками.

Этика в бизнесе базируется на основных принципах. Например, персональный принцип раскрывает, можно сказать, правила поведения каждого человека в социуме, то есть стандартные нормы, которые необходимо соблюдать. Они заложены с самого детства: всем детям с малых лет объясняют, что заботиться о благополучии близких людей важно. Любой ребенок слышал от родителей и преподавателей о необходимости уважать и ценить окружающих людей, быть честным в социуме, ведь только так можно добиться успеха и чувствовать себя достойным гражданином своей страны.

Этика в бизнесе подчиняется профессиональному принципу, который затрагивает отношения в более узком кругу. Крупные компании создают особый свод правил поведения в рабочей обстановке. Ведь способность гармонично осуществлять коллективную работу создает общее впечатление о фирме. В основном свод этических правил содержит базовые принципы поведения на рабочем месте. В первую очередь, сотрудник должен быть ответственным, честным, трудолюбивым и коммуникабельным. Кроме того, каждому человеку стоит понимать, что многие документы, используемые в работе, содержат строго конфиденциальную информацию, а за ее разглашение может последовать серьезное наказание. Взаимоотношения в коллективе зависят от осознанности каждого сотрудника. Грамотный руководитель создает максимально благоприятные условия для отсутствия конфликтных ситуаций и развития дружественных отношений.

Этика бизнеса на макроуровне базируется на всемирном принципе. Он основывается на утверждении, что от нравственности и культуры каждого человека зависит культура мирового сообщества, и каждый человек способен повлиять на окружающую действительность. Этические принципы на мировом уровне предполагают соблюдение законодательных норм каждым субъектом, его ответственность и понимание важности влияния конкретного индивида на социум. Можно много говорить о главных принципах этики на разных уровнях, но важно с малых лет понимать собственную ответственность за мировую культуру. А бизнес - важнейшая часть жизни, поэтому руководителям нужно не злоупотреблять полученной властью, так как они создают атмосферу в коллективе.

Современная наука выделяет три концепции рассмотрения этики бизнеса. Первый подход к изучению этических норм делового мира называется концепцией утилитаризма, согласно которой заведомо правильным и морально обоснованным считается действие, приносящее максимально возможную пользу. Следовательно, самым правильным и подходящим мероприятием развития бизнеса является то, которые приносит большую прибыль среди прочих альтернативных вариантов. Вторая концепция – этика бизнеса деонтическая, базируется на принципе правомочности каждого субъекта деловых отношений. То есть личность обладает своими правами и обязанностями, которые не могут быть нарушены. Соответственно единственно верным действием будет то, которое согласуется с правом человека, как личности, и не переходит установленные законом грани. Ну и третья концепция считается менее обширной, чем предыдущие, так как ориентируется в основном на взаимоотношение людей в социуме. Данную концепцию еще называют подходом справедливости, поэтому правильным будет то мероприятие, которое будет максимально честным и порядочным.

Этика бизнеса

Почему некоторые дети рождаются с "поцелуем ангела"? Ангелы, как всем нам известно, относятся доброжелательно к людям и их здоровью. Если у вашего ребенка есть так называемый поцелуй ангела, то вам нечег.

Этика бизнеса

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Этика бизнеса

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Этика бизнеса

15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети.

Этика бизнеса

Наперекор всем стереотипам: девушка с редким генетическим расстройством покоряет мир моды Эту девушку зовут Мелани Гайдос, и она ворвалась в мир моды стремительно, эпатируя, воодушевляя и разрушая глупые стереотипы.

Этика бизнеса

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Материалы: http://fb.ru/article/38835/etika-biznesa-glavnyie-usloviya-i-printsipyi