ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава первая. Предмет, методология и задачи этнической психологии как науки 4
1.1. Различия в предмете этнопсихологии и других наук 4
1.2. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии 10
1.3. Методология этнической психологии как науки 13
1.4. Задачи этнической психологии как науки 17
Глава вторая. Этническая психология в России и в СССР 24
2.1. Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России 24
2.2. Развитие этнической психологии в России в XX веке 34
Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом 49
3.1. Этнопсихологические представления в древности, Средневековье и эпоху Просвещения 49
3.2. Зарубежная этнопсихология в XIX веке 54
3.3. Зарубежная этнопсихология в XX веке 59
Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей 70
4.1. Человечество. Этнос. Нация 70
4.2. Психологическая основа нации 76
4.3. Специфика межнациональных отношений людей 88
4.4. Психологические предпосылки целостности нации 94
Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов 101
5.1. Содержание психологии нации 101
5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации 102
5.1.2. Динамическая сторона психологии нации 106
5.2. Свойства национальной психологии 110
5.3. Функции национальной психики 114
Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов 119
6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей 120
6.2. Своеобразие проявления национальных установок 125
6.3. Психологические особенности этнической стсреотипизации. 133
Глава седьмая. Национально-психологические особенности представителей разных народов России 144
7.1. Русские как представители славянского этноса 145
7.2. Тюркские и алтайские народы России 150
7.3. Финно-угорские народы России 153
7.4 Буряты и калмыки 155
7.5. Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России 158
7.6. Представители еврейской национальности 160
7.7. Народы Северного Кавказа 162
Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья. 169
8.1. Украинцы и белорусы 169
8.2. Народы Прибалтики 172
8.3. Народы Средней Азии и Казахстана 178
8.4. Народы Закавказья 187
Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья 192
9.1. Американцы 192
9.2. Англичане 195
9.3. Немцы 198
9.4. Французы 200
9.5. Испанцы 202
9.6. Финны 204
9.7. Греки 207
9.8. Турки 209
9.9. Арабы 210
9.10. Японцы 212
9.11. Китайцы 215
Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов 218
10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов 219
10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения 225
Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений 234
11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений 235
11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях 238
11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях 242
Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе 246
12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия 248
12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе 252
12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей 254
Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях 259
13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях 259
13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений 262
13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений 271
Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей 280
14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований 280
14.2. Основные методы этнопсихологических исследований 286
14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований 292
14.4. Надежность этнопсихологических исследований 295
Библиография 300

УДК 159.922.4(075.8)
ББК88.5я73
К85

Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор А. И. Крупнов;
доктор психологических наук, профессор Н. И. Конюхов
Крысько В. Г.
К85 Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М. Издательский центр «Академия», 2002.-320с.
ISBN 5-7695-0949-Х
Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллективах.
Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, политологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами межнационального общения.

УДК 159.922.4(075.8)
ББК 88.5я73
© Крысько В.Г. 2002
ISBN 5-7695-0949-Х
© Издательский центр «Академия», 2002

Для любого человека естествен интерес к представителям других народов. Привлекают их необычный внешний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общностей, хотим их осмыслить.
Народов на земном шаре очень много, трудно изучить все их психологические характеристики и еще сложнее их сопоставить и сравнить. Трудно понять и то, как соотносятся национально-психологические черты представителей разных этнических общностей. На все эти вопросы ищет и находит ответы этническая психология - одна из интереснейших, но и сложнейших наук.
Этническая психология — еще и одна из самых молодых и перспективных наук, поскольку она может внести свой вклад в решение еще существующих сегодня межнациональных конфликтов и в строительство такого будущего мироустройства, где прогнозируемое многими учеными стирание различий между социальными группами будет происходить с учетом их национально-психологических особенностей.

Материалы: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/krusko/

Читайте далее:→

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. С древних времен существовала потребность в психологических харак­теристиках этносов, обусловленная дипломатическими, военными и иными нуждами. В связи с этим изучение психологических особенно­стей народов и практическое использование полученных материалов стало осуществляться задолго до создания основ этнической психоло­гии. В истории исследований по этнической и кросс культурной пси­хологии ja рубежом и в России выделяют четыре периода (этапа).

Первый этап (донаучный) включает работы до середины XIX века. В 1S59 г. в Германии вышел первый номер журнала «Психология на­родов и языкознание» под редакцией Г. Шгеинталя и М. Лаиаруса. В России в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программным залвлени-

3i4 _______________________________________________Глава 7

ем на заседании Русского географического общества по изучению на­родов, входящих в состав Российского государства В программе ис­следования он выделил три области язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую» (Будилова, 1983) Как видно по датам, донаучный период за рубежом и в России примерно совпадают

Второй этап (описательный) в западной этнической психоло­гии закончился в 1905 г Наиболее известной работой данного пе­риода являются первые гоча многотомного издания немецкого ученого В Вундта «Психочогия народов» (Вундт, 2001) В России этот период длился до 1935 г Наибо1ее известной работой этого периода является работа Г Г Ш пета «Введение в этническую пси­хологию», которая была опубликована в 1927 г. (Шпет, 1996).

Третий период (создание научных основ) в западной этнической психологии начался в 1906 г. когда В Риверс в Великобритании опубликовал результаты исследовании по зрительному восприятию в разных этносах, полученные с помошью экспериментальных ме­тодов 1925 г — знаменательная дата в истории развития этничес­кой психологии в США был впервые опубликован психологичес­кий и социально-психологический тест на этническую предубеж­денность (шкала Богардуса) (Bogardus, 1925). Это позволило в даль­нейшем перейт и от описательных характеристик этносов к количе­ственным замерам. В 1934 г. в США сложилось первое научное на­правление в этнической психологии «Модели культуры», осново­положником которого является Р Бенедикт (Benedict, 1934) Затем появляется совместная концепция А Кардинера и Р Линтона «Ос­новная структура личности» (Kardiner, 1939; Linton, I945)

В России создание научных основ началось в 1936 г Названная дата связана с проведением А Р Л урин в Средней Азии полевых работ с использованием экспериментальных методик Результаты этого исследования были опубликованы лишь в 1974 г (Лурия, 1974). Этот этап характеризовался первоначальным запретом на исследования по этнической психологии (1937-1958), а потом зна­чительным увеличением количества публикации и зашит диссерта­ций по проблемам национальной психологии. В данный период более активно использовалось понятие «национальная психоло­гия» К исследованиям по национальной психологии активно под­ключились фичософы, этнографы, психологи, историки и предста­вители многих других профессий, публикации которых носили в основном теоретически и характер (исключение составляют работы военных психологов, проводивших прикладные исследования)

Четвертый период (станоагение этнической психологии) на Западе

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________315

с 1946 г. и продолжается по настоящее время. Данный этап характери­зуется лавинообразным потоком публикаций по кросскультурной и этнической психологии и стремительной тенденцией использования экспериментальных методов. В научных изысканиях также участвуют этнологи, психологические антропологи и представители других про­фессий, использующие качественные методы исследования.

Возникшая позднее теория национального характера пред­ставлена работами М Мид и Дж Горера (Mead, SljGorer, 1950). Подход, связанный с «модальной личностью*, был пред­ложен X Дьюкером и Н. Фрайда, А. Инкелисом, Д Лсвинсоном, ( Duijker, Fnjda, 1960; Inkeles, Levinson, 1965) Теория географи­ческих факторов в этнопсихологии разрабатывалась В. Хелльпа-гом и П Хофштеттером(Не11расг1, 1954; Hoffstatter, 1957) В насто­ящее время наиболее известными специалистами в этой области считаются X. Триандис (Tnandis, I979, 1994), В Лоннер, Д Берри (Lonner, Berry, 1989), Хофштед (Hofstede 1980, 1991) и др.

В России четвертый период начался в 1985 г. когда Г.У. Кио-ева (Солдатова) защитила в Институте психологии АН СССР кан­дидатскую диссертацию, впервые использовав количественные методики сбора информации и методы математической статисти­ки для обработки результатов (Кцоева, 1985)

Этот период в нашей стране характеризуется активным привле­чением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифици­рованных специалистов (кандидатов и докторов наук) по пробле­мам этнической психологии. Для данного этапа характерно резкое снижение финансирования фундаментальной науки (в том числе и этнической психологии), но оказание целенаправленной помощи ученым с помощью различных грантов, в том числе и зарубежных. В России появляются многочисленные публикации по этнической и кросс-культурной психологии. Снимается запрет на исследова­ние политически острых проблем этнической психологии

Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г Г. Шпета(Шпет, 1927), С. И. Королева (Королев, 1970), И С. Кона (Кон, 1971), Б Ф Поршнева (Поршнев, S979), в экс периментальном плане — А. Р. Лурию (Лурия, 1974) и Г У. Киое-ву (Солдатову) (Кцоева, 19S5)

Основными центрами по исследованию различных проблем этнической психологии в настоящее время являются Институт психологии и Институт антропологии и этнологии РАН, кафедры социальной психологии Московского и Санкт-Петербургского

государственных университетов, а также других вузов, где работа­ют преподаватели, занимающиеся этой проблемой*

Основные понятия. В настоящее время в мировом этническом

процессе прослеживаются две тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической идентичности.

Выделяют следующие общественно-исторические типы этни­ческих общностей нация, народность, племя и род. Примени­тельно ко всем группам используется понятие «этническая психо­логия» По отношению к нации и народности иногда применяет­ся понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психо югия» (в России употребляются понятия «родоплеменная психология» и «родоплеменные пережитки»).

В англо-американской научной литературе вместо понятия «этническая психология» принято название «кросскулътурные ис­следования», или «кросскультурная психология», что предполагает проведение эмпирических работ, цель которых — сравнение пси­хологических характеристик одного, двух, а иногда и большего количества представителей разных народов

Этническая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей народа, обусловленных единством его про­исхождения

Этнические (национальные) стереотипы — широко распространен­ные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представите­лях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др ), просмот­ренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы Гетеростерео-тип — это представление об эгнопсихологическом облике другого на­рода (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения

Этническое (национальное) сознание представляет собой отра­жение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в

* Единственной кафедрой в России, в название которой входит этническая психология, является кафедра «Социальной и этнической психологии», организованная А Л Журавлевым в 1994 г. в Московской гуманитарно-со­циальной академии

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________317

духовной и материальной культуре, а также в обыденном созна­нии (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).

Процесс перемещения народов с одних мест в другие принято называть этническими миграциями, а приспособление к новым, ранее неизвестным для них условиям, — этнической адаптацией. Процесс адаптации к языку и культуре, сопровождаемый сложностью и на­пряженностью, носит название аккультурации, а процесс социаль­ной адаптации — эджастмент (приспособление) (Стефаненко, 1993). Психологические проблемы процесса адаптации мш рантов к новой среде глубоко и обстоятельно исследованы в англоязычной литературе (Oberg, 1960; Bochner, 1982; Kim, 1988; Berry. 1976, 1992). Среди отечественных источников этим проблемам посвящены рабо­ты Н.М. Лебедевой (1993) и Т.Г. Стефаненко (1993,1996). В назван­ных исследованиях рассматриваются вопросы «культурного шока» (негативные чувства, дискомфорт и пр.), который сопровождает приспособление мигрантов к ранее неизвестным им условиям, формы адаптации: геноцид (доминирующая или обладающая боль­шими ресурсами общность стремится уничтожить противополож ную группу; здесь проявляется этническая нетерпимость или инто-лерантносгь к представителям другой общности); ассимиляция (господствующая этническая группа принуждает представителей других этнических общностей заимствовать ценности, образ жизни и другие стороны своей доминирующей культуры); сегрегация (раз­дельное независимое развитие двух этнических общностей; допус­кается идея их реального существования) и интеграция (обе этни­ческие группы сохраняют идентичность; их представители «прини­мают» другой образ жизни и находят в положительные моменты).

Последующие исследования выявили так называемые U-об-разную и W-образную кривые (психические подъемы и спады), которые сопровождают адаптационные процессы мигрантов.

За рубежом и в России разрабатываются конкретные программы по подготовке людей к мсжкультуркому взаимодействию (Triandis, 1975, 1994, Handbook of intercultural training, 1983; Brislin, Cushner, Cherrie, Yong, 1989; Стефаненко, 1996; Шеинов, 1996; Резников, Марасанов, 3 998) В них рассматриваются конкретные методики повышения межкультурнои сензитивности и рекомендации к обще-культурному и культурно-специфическому подходам (коша челове­ку придется общаться с большим количеством представителей раз­ных этносов или с представителем одной этнической группы).

Р. Альберт предложил метод, назвав его «техникой повышения межкультурной сензитизности» (культурный ассимилятор), пред-

318 _________________________________________________Глава 1

ставляющии описание разнообразных ситуаций, в которых взаи­модействуют представители двух разных культур и четырех вари­антов пояснений (интерпретаций) возможного поведения персо­нажа в каждой ситуации. Человек, проходящий подготовку, дол­жен выбрать один ил возможных вариантов и пояснить мотивы своего выбора (Albert, 1983). Л. Коле выделяет четыре типа обуча-юших программ, просвещение, ориентирование, инструктаж и межкультурный тренинг (Kohls, 1987)

При описании психологического облика конкретного этноса порой некорректно используются выражения типа «психология русских», «психология японцев» и пр Точнее будет сказать — «пси­хологические (этнопсихологические или национально-психологи­ческие) особенности русских», «психологические (этнопсихологи­ческие или национально-психологические) особенности японцев».

Рассмотрим, чго вкладывается в понятия «национальный ча-рактср», «национальный темперамент* и «национальное чувство».

Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно уеюичивые психологические особенности, выражаю­щие отношения большинства представителей этнической общно­сти к разным явлениям окружающего мира Он может быть кон­цептуально рассмотрен как детерминант поведения представите­ля этнической общности.

Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то, что в каждом народе имеются все типы темпера­ментов, динамика проявления их психической деятельности осу­ществляется по исторически закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам).

В основе этнического (национального) чувства лежит эмоциональ­ная сторона осознания своей этнической принадлежности Оно тесно связано с с¥щсствованием в народе национальных и нацио­налистических идеи. В зависимости от господства национальных или националистических идеи в обществе проявляются и соответ­ствующие национальные чувства Национальное чувство из зсех компонентов этнической психологии является наиболее ранимым

Этническая психология тесно связана с этнологией (этногра­фией), социологией (этносоцмологией), историей, культурой и многими общественными науками.

Природа этнической психологии. На формирование этнопсихологи­ческих особенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором станов-

Некоторые отрасли социальной психологии _______________________3]9

ления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик На формирование психологии этносов большое вли­яние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов Своеобразие психо­логии этноса может быть обусловлено и религией В ходе распростра­нения мировых религий сложившаяся религиозная система наклады­валась на местные традиция, обычаи и привычки В результате проис­ходило взаимное изменение как местных нравов так и религиозных концепции На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, сти­хийные бедствия, освоение земель и пр ) и межнациональный опыт общения Определенное значение для образования этнопсихологи­ческого своеобразия имела географическая среда. Важная роль в из­менении психологии народов принадлежит миграциям Перемещаю­щимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям

Проживание в сходных экономических, социальных и природ -но-экономических условиях обчелонило возникновение одинако­вых черт в национальном характере различных народов, похожих между собой норм и правил поведения В быстро меняющихся об­щественно-политических и экономических человияхэтнопсихоло­гическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой Вместе с изменением основополагающих детерминант происходит и незаметное изменение этнопсихологических характе­ристик (Резников, 1997, Резников, Нгуен НгокТхыонг. S999)

Функции этнической психоло1 ни. Этническая психология рас­крывается в трех взаимосвязанных функциях отражательной, ре­гулятивной и воспитательной (Резников, 1997)

Особенностью отражательной функции является то, что она вклю­чает в себя информационный аспект В этом плане в этнопсихологи­ческих особенностях отражаются своеобразные природно-климати­ческие условия, в которых происходило формирование и развитие этнической общности, исторические события и другие факторы

Регулятивная функция заключается в регламентировании раз­личных форм общения и поведения представителей этнической группы С содержательной стороны она представляет собой те нор­мы поведения и образа жизни, которые выработала этническая об­щность за время своего существования (Бобнева, 1978) Вследствие этого компоненты этнической психологии являются как бы алго­ритмами, предписывающими представителю рассматриваемой эт

нической общности вести себя согласно «общенациональным ка­нонам». Особенно четко прописано ролевое поведение представи­телей этноса в различных жизненных ситуациях. Отсюда следует необходимость изучения национальных норм и правил общения для прогнозирования поведения членов этнических групп.

Воспитательная функция — привитие населению черт, свой­ственных ее национальному характеру, общенациональным при­вычкам и т. д. Освоение правил и норм этнического поведения, формирование черт национального характера и т. д. происходит в процессе этнической социализации. За их воплощением в жизнь, оценкой (в случае отклонения от этнических норм) этническая общность, применяя позитивные и негативные санкции, осуще­ствляет социальный контроль.

Структура этнопсихологических характеристик народа. Исследова­ние структуры этнопсихологических явлении находит свое отра­жение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Для выделения структурных компонентов используются различные принципы: динамичности и осознанности (Горячева, 1965), пси­хологического способа переработки информации, ценностно-мо-тивационных подходов и т. д. (fnkelesA. Levinon D. 1965) Иног­да в структуру включаются разнопорядковые элементы, связь между которыми трудно прослеживается (например, поверья, вкусы, предрассудки, темперамент, самосознание и пр.).

Структуру этнопсихологических характеристик народа можно рассматривать как сложную динамическую и многоуровневую си­стему, компоненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредствованно влияет на другие.

К первому уровню можно отнести ценностные ориентации. Для разных этнических общностей они имеют различные доминантные профили. Ценностные ориентации включают в себя ценности, гос­подствующие в образе жизни большинства ее представителей. Они, как правило, наиболее осознанны и могут нести в себе определен­ную идеологическую нагрузку Их влияние на формирование пси­хологических характеристик народа довольно велико. Выделение этого уровня дает возможность исследователям соотнести катего­рии «классовое» (сословие, страта) и «этническое», показать место и роль влияния ценностей на формирование психологического об­лика народа Сказанное наглядно видно на примере России, когда социалистические ценности были заменены на рыночные и повли­яли на нижележащие уровни этнопсихологических характеристик народов, проживающих в нашей стране. К этому уровню относят-

Некоторые отрасли социальной психологии __________________________321

ся и моральные ценности народа, различное их понимание, толко­вание и отношение к ним. Второй уровень предполагает широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различ­ным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.) Третий уровень охва­тывает компоненты, связанные со спецификой психических про­цессов и темперамента.

Выделение трех уровней в этнопсихологических характеристи­ках позволяет, во-первых, описать в системе психологические со­ставляющие и элементы каждого уровня, во-вторых, проанализи­ровать уровни как организованную целостность и, в-третьих, опре­делить место и роль каждого уровня в иерархической системе, ус­тановить взаимосвязи и взаимозависимости между ними. В этом плане нельзя не согласиться с Б. Ф. Ломовым, который писал, что «непонимание (или игнорирование) уровневого «строения» психи­ки приводит к упрошенной ее трактовке, к представлению о ней как некоторой аморфной, диффузной целостности, к смазыванию специфики различных психических явлений» (Ломов, 1984; 96).

Вместе с тем необходимо заметить, что взаимосвязи между уровнями этнопсихологических характеристик неоднозначны, ча­сто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамично­стью, что представляет огромные трудности для их исследования.

Наличие в структуре этнопсихологических особенностей на­рода трех, а не 4-5 уровней далеко не бесспорно. Судя по каче­ствам, которые исследователи выделяют в прикладных работах, в принципе, можно рассмотреть и четвертый уровень — психофи­зиологический. Например, Г. В. Старовойтова также придержива­лась этой позиции (Старовойтова, 1983).

Интересны и перспективны исследования ученых Института генетики РАН по определению биохимических маркеров генов у народов двух групп коми. Полученные результаты свидетельствуют об европеоидном (в основном) характере генофонда народов коми и дают возможность определить генетическое положение коми в системе народов Евразии (Шнейдер, Петришев, Лебедева, 1990). Таким образом, можно сказать, что, в принципе, существует и гене­тический уровень этнопсихологических характеристик народов

Описанный выше системный подход к структуре этнопсихологи­ческих характеристик ранее использовался в прикладных исследова­ниях по этносам из разных культур и положительно зарекомендовал себя. Вместе с тем он, естественно, требует дальнейших теоретических и эмпирических обоснований (Резников, 1999; Резников, Товуу, 2001). 11 Зак. 838

322 __________________________________________________________Глава 7

Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихоло­гических характеристик могут быть большие группы — этносы (мак­роподход), профессиональные, возрастные и другие группы (мезо-подход) и конкретные личности (микроподход) (Резников, 1999)

Большая группа как носитель этнопсихологических особенно­стей народа, в свою очередь, может быть разделена на составные группы. По мнению Л. Н. Гумилева, большие этнические общно­сти называются суперэтносами, включающими этносы, а послед­ние выделяют субэтносы, т. е. этнические группы, проживающие в различных регионах. Далее следуют конвиксии (различные слои в этнической общности) (Гумилев, 1994). Представляется, что данный подход может быть продуктивным в прикладных исследо­ваниях по национальной психологии, так как этнопсихологичес­кие характеристики различных групп у некоторых народов варьи­руются в достаточно широком диапазоне.

Западные и восточные этносы различаются по следующим основ­ным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллекти­визм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточ­ных коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуника­ция (большинство азиагских народов относятся к высококонтексту­альным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулин­ность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уро­вень маскулинности, а в Японии — высокий) (Hofstede, 1983; Gudy-kunst, Ting-Toomey, Chiia. 1988; Hofstede, 1991;Triandis, 1995).

Малая группа путем поощрения и наказания формирует у пред­ставителей своего этноса модели установления межличностных, а также ин- и аутгрупповых контактов в различных ситуациях обще­ния с членами разных социальных, профессиональных, нацио­нальных и иных групп. Психологические характеристики различ­ных групп русского населения интересно рассмотрены В.В. Кочет-ковым (Кочетков, 1998). Идиосинкразический кредит (кредит дове­рия) к руководителям в разных этносах различается (в восточных выше, чем в западных). Зависит от этнической культуры и стиль уп­равления на производстве (в западных этносах преобладает инстру­ментальный, в восточных — эмоционально-межличностный). Име­ет этнопсихологическую специфику и процесс принятия решений (на Востоке — более авторитарным, а на Западе — более демократи­ческий).

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________323

В личности наиболее ярко проявляются этнопсихологические ха­рактеристики Наиболее исследованными проблемами в России яв­ляются этническая социализация (этнизация) личности, этническое самосознание, этническая идентификация и психологический ас­пект миграций. Этнизаиия активно осуществляется в детские годы; она заключается в освоении и воспроизведении национального об­раза жизни, в котором личность находится. Этническая социализа­ция подростка в разных культурах изложена в совместной работе Е П Белинской и Т.Г. Стефаненко (Белинская, Сгефаненко, 2000).

Этническое (национальное) самосознание — это осознание наро­дом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое само­сознание связано с этническим самоопределением По мнению В.Ю Хотинец, этническое самосознание представляет собой отно­сительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегриру-ющих компонентов жизнедеятельности этноса (Хотинец, 2000). Эт­ническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит Данный процесс может быть осознаваемым и мало осознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональ­ными переживаниями. Данный феномен рассматривается как меха­низм формирования этнического самосознания

При рассмотрении личности как носителя этнопсихологичес­ких характеристик рассматриваются проблемы формирования имплицитной структуры личности, социально-психологической наблюдательности, стиля общения и ее локуса контроля в разных наиион&чьных общностях

По-разному оценивается в этносах хронологический возраст ее представителей Проявление активности и сензитивности по-разному проявляется и поддерживается представителями этни­ческих общностей (особенно это относится к ролевому поведе­нию мужчин и женщин)

Этнопсихологические особенности общения. Этническое общение можно рассматривать как многоаспектное, многомерное и много­уровневое системное явление. На социальном уровне оно являет­ся институционализированным и может быть отнесено к обще­ственным отношениям В связи с этим этническое общение име­ет разные аспекты правовые (межгосударственные и внутригосу­дарственные), политические, моральные, экономические, соци­альные и т. д На социально-психологическом уровне этнического И*

общения можно выделить перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (Резников, 1999).

В межличностном восприятии (познании) срабатывает меха­низм этноцентризгяа, который обусловливает восприятие партне­ра по общению через призму своего этнического бытия. В случае, если воспринимаемый принадлежит к собственной общности (ингруппе), оценка, как правило, завышается. И наоборот, если воспринимаемый принадлежит к другой общности (аутгруппе), его оценка может снижаться. Этноцентризм обусловливает часто полярную оценку ин- и аутгруппы (Левкович, Андрушак, 1995).

При недостаточном знакомстве представителя одного этноса с представителем другого этноса срабатывает механизм стереоти-пизации, т е. осуществляется приписывание воспринимаемому человеку психологических характеристик его этноса (особенно в тех случаях, если воспринимаемого хорошо не знают).

Функционирование систем психического отражения (акусти­ческой, оптической, тактильно-кинестетической и ольфакторной системе обоняния) в разных этнических общностях обусловливает своеобразие восприятия человека человеком во внутри- и межэт­ническом общении (в одних культурах внимание обращают на речь, в других — на экспрессию, в третьих — на запахи и т. д )

Этнопсихологическое своеобразие сказывается в коммуникатив­ном аспекте общения. Этническое своеобразие заключается в манере излагать информацию (емко и быстро — по-западному, не спеша и витиевато — по-восточному), в использовании невербальных средств общения (пара- и экстралингвистических), предпочтении методов психологического воздействия и т. д По-разному оценивают предста­вители Латинской и Северной Америки, европейских и азиатских на­родов время, отведенное на решение деловых вопросов Известна роль проксемики при установлении межэтнических контактов.

Этническая специфика просматривается и во взаимодействии В процессе исторического развития этническая общность вырабатыва­ет определенные принципы и правила сотрудничества и разрешения конфликтов. К сожалению, в отечественной литературе данный воп­рос почти не исследован. Из зарубежных подходов интересна пози­ция, рассматривающая взаимодействие как обмен ресурсами. Дан­ный феномен характеризуется тремя измерениями: партикуляризм — универсализм в обмене ресурсами; конкретность - абстрактность ресурсов и процесс передачи — получения ресурсов.

Коллективистским общностям присущ общецелевой обмен (типичность любой общающейся диады и интеракции для всех

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________325

представителей данного этноса), а индивидуалистским общнос­тям свойственен иелеспеиифический обмен (уникальность обща­ющейся диады и интеракции по сравнению с другими взаимодей­ствующими в данном этносе).

В маскулинных культурах акцент делается на обмене глубин­ными ценностями, связанными с конкретными материальными ресурсами, в то время как в фемининных культурах уделяется вни­мание обмену ценностями, связанными с эмоциями и информа­цией (воспитание и качество жизни).

Представители низкоконтекстуальных общностей (например, в США) ценят строгую логику, ясное изложение вербальной ин­формации, индивидуализацию невербального поведения, инди­видуалистскую интеракцию (вплоть до отклоняющейся стратегии взаимодействия). Члены высококонтекстуальных общностей (к примеру, Япония) ценят витиеватую логику, неявное изложение информации, невербальную информацию, соответствующую си­туации взаимодействия. В целом при обмене ресурсов они дей­ствуют в непрямом стиле получения и отклонения (Gudykunst, Tim-Toomy, Chua, 1988).

Разрешение конфликтов в различных этносах осуществляется по разным алгоритмам (с привлечением посредников или без них, с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности или с низким и пр.). При этом этнопсихологический подход к конфликтам про­сматривается не только на межличностном, но и на межгосудар­ственном уровне. В этом плане представляют ценность результа­ты исследования Г. У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности» и «Социальные конфликты в современной Рос­сии» (Солдатова, 1998; Социальные конфликты в современной России, 1999).

Межличностные отношения. В этнических общностях межлич­ностные отношения имеют различное содержание, которое про­является в характерной для данной группы форме. Как показыва­ют результаты эмпирических исследований в США, своеобразие межличностных отношений обусловливается этническим проис­хождением конкретного американца.

Кросскультурные исследования свидетельствуют, что пред­ставители коллективистских общностей относительно легче фор­мируют межличностные отношения с членами одноименных групп, чем с представителями индивидуалистских общностей. В таких этносах культивируется формирование межличностных от­ношений с родственными связями.

Самораскрываемость в межличностных отношениях обуслов­ливается принадлежностью к коллективистской или индивидуа­листской культуре (например, североамериканцы более охотно раскрываются, чем японцы). Представляет интерес проблема ат­тракции среди разных этносов

Проведение прикладных исследований по этнической психологии оп­ределяется запросами общества, экономическими и финансовы­ми возможностями страны, теоретико-методологическим уров­нем исследованности этнопсихологических проблем, разработан­ностью программ проведения прикладных изысканий, опытом проведения подобных исследований в стране и наличием научных кадров, способных осуществить такие работы.

Эмпирические исследования основываются на принципах де­терминизма, единства сознания и деятельности, развития психи­ки в деятельности, системности и сопоставимости. Принцип со­поставимости четко прослеживается в кросскультурных исследо­ваниях (психологические особенности одного этноса сравнивают­ся с психологическими характеристиками другого народа).

Эмпирические исследования по различным аспектам этничес­кой психологии проводятся в Институте психологии РАН (Клое-ва, 1985; Науменко, 1992; Шихирев, 1993; Левкович, Андрушак, 1995; Резников, 1999; Ключникова, 2001), Институте этнологии и антропологии РАН (Лебедева, 1993, 1995, 1998; Дробижева, 1996; Солдатова, 1998), МГУ (Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993; Стефаненко, 1986, 1999) и Российской академии государ­ственных служащих <Кокорев, 1992; Фетисов, 1995; Набиев, 1995).

Особое место занимают прикладные комплексные исследова­ния военных психологов по этнопсихологическим особенностям личного состава зарубежных армий (Феденко, Луганский, 1966, Луганский, 1968), в которых раскрываются психологические ха­рактеристики населения и показывается их влияние на боеготов­ность личного состава армий.

Проведение прикладных исследований по этнической психо­логии чаше всего определяется практическими запросами госу­дарственных организаций.

В 1992 г. в Институте молодежи вышла из печати «Этнопсихоло­гия» в двух частях (Крысько, Деркач (Ч. 1); Деркач, Крысько, Саракуев (Ч. 2), 1992). 8 последней работе даются краткие характеристики на­родов России, ближнего и дальнего зарубежья. Описание психологи­ческого облика зарубежных этносов освещается в книгах Сухаревых (В. А Сухарев, М. В. Сухарев, 1997) и С. Д. Льюиса (Льюис, 1999).

Некоторые отрасли социальной психологии __________________________327

Эмпирические исследования по этнической психологии в Рос­сии почти исчерпываются названными выше работами. Ограниче­ния на их проведение в прошлом были связаны с идеологическим запретом, а после 1991 г. — с отсутствием финансовых возможностей. Вместе с тем были выполнены интересные исследования Н. М. Лебе­девой «Новая русская диаспора» (1995 г.), Г. У. Солдатовой «Пси­хология межэтнической напряженности» (1998 г.), «Социальная и культурная дистанция* (под редакцией Л. М. Дробижевой, 1998 г.) и проведена 1-я Этнопсихологическая конференция секцией этни­ческой психологии при Российском психологическом обществе в октябре 1997 г. (Этническая психология и общество, 1997).

Позитивным явлением в этнической психологии является публикация авторских методик по различным аспектам этнопси­хологических явлений (Стефаненко, Шлягниа, Еникополов, 1993; Левкович, 1992; Кочетков, 1998; Солдатова, 1998).

В связи с социально-экономическими преобразованиями в России, у нас стала развиваться экономическая этническая психо­логия. Предметом ее исследования является проявление этнопси­хологических характеристик в экономической сфере деятельнос­ти (Льюис, 1999; Шихирев, 2001).

Как видно из изложенного, исследований по теоретическим и прикладным проблемам этнической психологии в России, к сожа­лению, не очень много, и они представляют мозаичную картину. За рубежом количество публикаций составляет более 10 тысяч; из­даны фундаментальные справочники (например, по проблемам кросскультурной психологии, подготовки личности к межкуль­турному общению).

Перспективными теоретическими проблемами этнической психологии являются природа, функции и структура этнопсихо­логии, психологические аспекты миграции народов, этнопсихо­логические характеристики различных этносов (проживающих как в России, так и за рубежом) и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните основные понятия этнической психологии.

2. Расскажите историю развития этнопсихологической науки.

3. Поясните, какие факторы формируют этнопсихологические особенно­сти народа.

4. Прокомментируйте, зачем надо знать функции этнопсихологических явлений.

5 Объясните, какова структура этнопсихологических характеристик

6 Ответьте на вопрос, кто может быть субъектом этнопсихологические явлений

7 Назовите основные характеристики межэтнического общения и пояс­ните, как их надо учитывать при взаимодействии

8 Охарактеризуйте перспективные теоретические и прикладные пробле­мы по этническом психологии для дальнейшего исследования

9 Выделите, пожалста, у себя как у представителя этноса, к которому вы принадлежите, типичные характеристики своего народа

1 Агеев В С MexrpvnnoBoe взаимодействие социально-психологичес­кие проблемы — М. 1990

2 Белинская Е П. Стефаненко Т Г Этническая социализация подрост ка Москва-Воронеж 2000

3 Бобнева М И Социальные нормы и регуляция поведения — М. 1978

4 Будилова Е А Социально-психологические проблемы в русской науке М. 1983

5 Вунат В Проблемы психологии народов СПб 2001

6 Гаджиев А X Проб1смы марксистской этнической психологии Рос­тов-на-Дону 1982

7 Горячева А И О некоторых категориях социальной психологии // Пробчемы общественной психотогии М. 1965 с 186-234

8 Горячева А И. Макаров М Г Общественная психология философс­кие и социально-психологические характеристики Л. 1979

9 ГумщевЛ Н Конец и вновь начало М 1994

10 Деркач А А. Крысъко В Г. Саракуев Э Л Этнопсихология Ч 2 Приншшы и методы построения этнопсихологического иссчедования М. 1992

11 Динамика соииально-психочогических яЕпеиий в изменяющемся об­ществе/Отв ред А Л Журавтев М. 1996

12 ДробижеваЛ М Национализм, этническое самосознание и конфчик-ты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х гг М. 1996

13 Знаков В В Психология понимания правды СПб. 1999

14 Кон ИСК проблеме национального характера // История и психоло­гия М, 1971 С 122-158

15 Королеве И Вопросы этнопсихочогии в р.йотах зарубежных авторов М 1970

16 КоролевС И Психологическая ориентация в этнопсихологии Меха­низмы субъекгипации // Психологические механизмы регуляции соци­ального поведения М. 1979 С 20-43

17 Кочетков В В Психология межкультурныч раличии Саратов, 1998

18 Крысько В Г Деркач А А Этнопсихология Ч 1 Теория и методоло­гия М. 1992

19 Кцоева Г У Методы изучения этнических стереотипов// Социальная психология и общественная практика М. 1985 С 225-231

20 Ле Бон Г Психология народов и масс СПб. 1995

21 Лебедева Н М Социальная психология этнических миграции М, 1993

Некоторые отрасли социальной психологии __________________________329

22. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ М. 1995

23. Левкович В.П. Социально-псичолошческая диагностика супружеских отношений. Учебно-методическое пособие. М, 1998.

24. Левкович В. П. Андрущак И Б Этнонентризм как социально-психо­логический феномен // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 70-81.

25. Луганский Н И Влияние нлционально-психологическш особенностей населения ФРГ на морально-политические качества личного состава бундесвера Дисс. на соискание степени канд. пед. наук, М. ВПА. 1968

26. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М, 1974

27. Льюис Р Д Деловые культуры в международном бизнесе М. 1999.

28. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении Автореф. дисс. на соискание степени канд. пскхол. наук. М. 1995.

29 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М ,1979.

30. Резников Е.Н. Этническая психология // Современная психология / Отв. ред В. Н.Дружинин. М. 1999 С 571-577.

31. Резников Е.Н. Нгуен НгокТхыонг Изменение социально-психологи­ческих особенностей малых народностей Северного Вьетнама в новых социально-экономических условиях // Социальная психология эконо­мического поведения. М, 1999. С. 208-216.

32 Резников Е Н. Товуу Н О Этнопсихологические характеристики на­рода тыва. теория и практика. М. 2001.

33. Саракуев Э. А. Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М. 1996

34. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998.

35. Социальная и культурная дистанция Опыт многонациональной Рос­сии/Отв. ред.Л.М. Дробижева. М. 1998.

36 Социальная психология и общественная практика / Отв ред Е В Шо-ро\ова, В. П. Левтавич. М. 1985.

37. Социально-психологические исследования межнациональных отноше­ний / Отв. ред. П. Н. Шихирев М.,1993.

38. Социальные конфликты в современной России. М. 1999.

39. Старовойтова Г. М. О предметной области этнопсихологии // Советс­кая этнография. 1983. № 3

40 Стефаненко Т Г. Этнопсихология М. 1999

41. Стефаненко Т. Г. ШлягинаЕ. И. ЕниколоповС. Н. Методы этнопси­хологического исследования М ■ МГУ, 1993.

42. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптими­зации // Введение в практическую социальную психологию. М. 1966.

43. Сухарев В. Сухарев М Психология народов и наций. М. 1997.

44. Товуу Н О. Психологические характеристики семьи этноса тыва. М. 2001."

45. Феиенко Н.Ф. Луганский Н И О некоторых национально-психологи-ческих особенностях населения и личного состава армий империалис­тических государств М. 1996

46. Фетисов И.В. Особенности национальной психологии испанцев Авто­реф. дисс на соискание степени канд. психол. наук. М. Е 995

47. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб. 2000

48. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996

49. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М. 2001.

50. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М. 1989. С. 475-574.

51. Шнейдер Ю. В. Петрищев В. Н. Лебедева И. А. Биохимические мар­керы генов у народов коми// Генетика. 1990. Т. 26. № 5. С. 11O2-IIO9.

52. Этнопсихологический словарь М. 1999

53. Albert R.D. The intercuUural sensitizer or cultural assimilator: A cognitive approach// Handbook of interpleural training. Vol. 2. N.J. 1983. P 136-149.

54. Benedict R. Patterns of culture. Boston, 1934.

55. Berry J.W. Ecology, cultural adaptation and psychological differentiation; traditional patterning and acculturative stress // Cross-cultural perspective on learning. N.J. 1975. P. 156-163.

56. Berry J. Poortinga Y. Segall V. Dasen P, Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 1992.

57. Bogardus E.S. Measuring social distance //Journal of applied sociology. 1925. Vol. 9. P. 299-309.

58. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Studies in cross-cultural interaction Oxford, 1982. P 235-242.

59. Brislin R.W. Cushner K. Cherrie C, Yong M. tntercultural research. A practical guide. Calif. 1 Newbury Park, 1989.

60. Dun'ker H.CJ. Fnjda H.Y. National character and national stereotypes: A trend report prepared for the international umon of scientific psychology. Amsterdam, 1960.

61. GorerG. The concept of national character// Science news. 1950. № 18. P. 105-123.

62. Gudykunst W.B. Ting-Toomey S. Chua E. Culture and interpersonal communication Newbury Park, 19S8

63. Handbook of iniercultural training. N.J. S983. Vol. 1-3.

64. HcllpachW Der Deutsche character. Bonn, 1954

65. HofFstauerP. Gaippendynamjkieknticderrntfasenpsychologie. Hambuijt, 1957.

66. Hofstede G. Culture's Consequences- International differences in work related value. Beverly Hills, 1980.

67. Hofstede G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions // Explications in cross-cultural psychology / Deregowski J. Dzusrawiec S. Annis R. Ltssc, Netherlands. 1983.

68. Hofstede G. Cultures and organisations: Soft ware of the mind London, 1991.

69. Inkeles A. Levinson D. National character: The study of model personality and sociocultural systems // The handbook of social psychology in five volumes/ LindseyG. and Aionson E. Reading (Mass.), 1969. Vol. IV, P. 418-492.

70. Kardiner A. The individual and its society. With a forward and two ethnological reports by R. Linton N Y. 1939.

71. Kim Y.Y. Communication and cross-cultural adaptation. Philadelphia, 1988

72. Linton R. The cultural background of personality. N.Y. 1945.

73. Lonncr W. Berry J.W. Field methods in cross-cultural research. Newbury Park, Cahf. 1989.

74. Mead M. The study of national character // Policy sciences Recent development in scope and method / D. Lernerand H.D Lasswell. Stanlord University Press, 1951. H. 70-85.

75. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology 1960, Vol. 7 P 145-157

76. Tnandis H.C Cultural training, cognitive complexity and interpersonal on learning. N.Y. 1975

Некоторые отрасли социальной психологии _________________331

88.200.244.155 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Материалы: http://studopedia.ru/4_89688_etnicheskaya-psihologiya.html