Групповая сплоченность основывается на понимании группы как системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Анализ сплоченности на основе частоты и прочности коммуникативных связей был предложен Л. Фестингером. Сплоченность определялась как сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней. Силы представлялись или как привлекательность группы для индивида, или как удовлетворенность членством в группе. Последователями этого направления введены понятия награда (удовлетворение биопотребностей, безопасность, принятие другими, поддержка самооценки) и потери (время и усилия для взаимодействия с неприятными партнерами, критика или отвержение со стороны партнеров и др.).

Д. Картрайт утверждал, что сплоченность зависит не только от свойств группы, но и от их соотношения с потребностями членов группы, с их ожиданиями «благоприятного членства».

Т. Ньюком вводит понятие согласие, с помощью которого и интерпретирует сплоченность.

Обилие формулировок понятия «групповая сплоченность» свидетельствует о том, что это понятие многомерное и многофакторное.

В отечественной социальной психологии была предпринята попытка интерпретировать групповую сплоченность с позиций совместной деятельности. Принципы изучения сплоченности разработал А. В. Петровский. Основная идея – малая группа состоит из трех слоев:

1) внешний уровень (эмоциональные межличностные отношения);

2) ценностно-ориентационное единство (отношения опосредованы совместной деятельностью, на основе чего возникает единство основных ценностей);

3) ядро (члены группы разделяют цели групповой деятельности, поэтому здесь могут выявляться мотивы выбора членами группы друг друга, которые в свою очередь могут опосредоваться общими ценностями: отношением к миру, обществу, труду).

Три слоя групповых структур одновременно могут рассматриваться как три уровня развития группы, в том числе и три уровня развития.

Динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают эффективность групповой деятельности. Имеются три основных критерия эффективности деятельности группы:

Первые два отражают специальные задачи, третий является общесоциальным. Важные показатели эффективности – продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью.

И. Штайнер предложил формулу вычисления продуктивности:

Актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность – нереализованная продуктивность.

Пути повышения эффективности групповой деятельности.

Величина группы не оказывает однозначного влияния на успешную ее деятельность. Следствия увеличения или уменьшения количества членов группы могут быть как положительными, так и отрицательными.

Положительные. появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью; легче распределить обязанности; большая по численности группа за одно и то же время может выполнить больший объем работ, повышается «ресурс талантов», большее число людей может участвовать в выработке решений.

Отрицательные. может уменьшаться сплоченность, возрастает вероятность распада на группировки; трудная управляемость, увеличение расхождений во мнениях; средний вклад каждого снижается.

Для успешной работы большое значение имеют сложившиеся межличностные отношения. При сравнительно простых, привычных задачах взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. В противном случае – лучше проявляют себя группы с благоприятными взаимоотношениями.

Успех деятельности зависит от формы ее организации. Выделяют следующие формы:

• коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие и взаимозависимость),

• индивидуальная (самостоятельная работа каждого),

• скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других).

На эффективность групповой деятельности влияет ее композиция. Высокоразвитые группы с неоднородной композицией лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами. В слаборазвитых группах взаимопонимание затрудняется. В трудных ситуациях, в условиях дефицита времени при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают однородные группы.

Успех деятельности зависит от стиля лидерства. Для группы, приближающейся к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности.

88.200.244.155 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Материалы: http://studopedia.ru/3_29141_effektivnost-gruppovoy-deyatelnosti.html

Читайте далее:→

Эффективность групповой деятельностиопределяется тем, насколько хорошо группа справляется с возложенными на нее задачами.

Обычно эффективность группы сравнивают с успешностью работы та­кого же количества отдельных людей и считают, что группа работает эффективно, если результаты ее деятельности превосходят объединен­ные (суммированные) результаты деятельности того же самого числа действующих независимо друг от друга людей.

Исследуя малые группы, психологи неоднократно убеждались в том, что познание закономерностей взаимодействия и взаимоотношений в них людей позволяет повысить эффективность групповой работы. Практически все характеристики группы – величина, каналы коммуникаций, композиция, межличностные отно­шения, стиль лидерства и другие – важны для успешной групповой работы. Для ответа на вопросы, связанные с условиями эффективнос­ти группы, все ранее рассмотренные социально-психологические характеристики группы можно разделить на два класса:

1) формальные, описывающие структуру группы, способы органи­зации совместной деятельности и общения людей (число членов в данной группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особен­ности групповой задачи, распределение обязанностей между чле­нами группы);

2) содержательные, непосредственно отражающие взаимоотноше­ния людей в данной группе, то есть ее социальную психологию (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, ро­ли, статусы, лидерство).

Вопрос о том, чему отдать предпочтение при изучении эффектив­ности групповой деятельности – формальным или содержательным ее характеристикам, – достаточно сложный и решается неоднозначно. Психологические особенности группы непосредственно влияют на ее работу, однако изменять их нелегко, и к тому же они зависят от фор­мальных свойств группы, например от ее композиции. Формальными аспектами групповой работы, напротив, управлять легче, но они лишь косвенно влияют на успешность групповой деятельности – через пси­хологию составляющих ее индивидов. Следовательно, важно, помимо прочего, найти ответ на вопрос о том, каким образом взаимосвязаны формальные и содержательные характеристики группы в их совмест­ном влиянии на эффективность групповой деятельности.

Можно, например, выстроить различные факторы, влияющие на успешность групповой деятельности, по их значимости или логичес­кому приоритету.

Попробуем это сделать.

Из формальных и содержательных характеристик группы (с точки зрения их совместного влияния на успешность работы группы) на пер­вое место можно поставить содержательные, причем не все, а только те, которые характеризуют группу как развитый коллектив.

Вслед за ними следует, по-видимому, расположить формальные и общие содержательные характеристики группы (рис. 2).

Эффективность групповой деятельности

Рассматривая вопрос о признаках эффективности групповой рабо­ты, социальные психологи предлагают следующее его решение. Име­ются три основных критерия эффективности деятельности группы:

2) качество работы;

3) положительное влияние группы на индивида.

Первые два критерия отражают специальные задачи, стоящие пе­ред группами и связанные с ее работой, а третий является общесоци­альным. Он реализует положительные социально-психологические функции, связанные с социализацией индивида через малые группы.

Рассмотрим в отдельности, какое влияние на успешность группо­вой деятельности могут оказывать ее формальные (структурные) и со­держательные (психологические) особенности.

Установлено, что величина группы не оказывает прямого и однознач­ного влияния на успешность ее деятельности. Однако увеличение или уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы.

На успех работы группы в немалой степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что групповая задача определяет струк­туру взаимодействия членов группы в процессе их совместной рабо­ты, а эта структура, в свою очередь, влияет на итоги групповой работы.

Композиция, то есть индивидуальный состав группы, определяемый по психологическим особенностям ее членов, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи – через систему взаимоот­ношений и взаимодействий, характеризующих уровень социально-пси­хологического развития группы как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовмес­тимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разоб­щенной.

Высокоразвитые группы с неоднородной композицией – со значи­тельными индивидуально-психологическими различиями членов груп­пы – лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами. Благодаря различиям в опыте, подходах к решению задач, точках зрения, мышлении, восприятии, памяти, воображении и т. п. их участники с разных сторон подходят к решению одних и тех же задач. В результате увеличивается число идей, предлагаемых вариантов ре­шения и, следовательно, возрастает вероятность эффективного реше­ния поставленной задачи. Неоднородность композиции группы, если она слабо развита, затрудняет взаимопонимание и выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава группы приводит к противоречиям и конфликтам в сфере личных взаимоотношений. Для упорядоченной деятельности групп их целесообразно в процессе работы разделять на подгруппы, состоящие из людей, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и рас­пределение обязанностей (разделение труда) между подгруппами внут­ри данной группы.

Зависимость успеха деятельности группы от стиля лидерства так­же находится в непосредственной связи с уровнем социально-психоло­гического развития. Для группы, приближающейся к уровню развития коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорга­низации деятельности, эффективнее будут коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях даже либеральный стиль лидерства. В группах, находящихся на сред­нем уровне развития, лучшие результаты даст гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности. В относительно слаборазвитых группах, не готовых к самостоятельной работе, не способных к самоорганизации и имеющих сложные, конфликтные межличностные отношения, предпочтительнее директивный стиль руководства с элементами демократичности.

Директивный стиль как временная мера может оказаться полезным и в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях: но­вая задача, дефицит времени, неожиданные и значительные изменения состава группы, требующие непростого и срочного перераспределения обязанностей и т. п. Следует, однако, помнить, что слишком частое, социально-психологически необоснованное применение директивного или авторитарного стиля лидерства (руководства) в группе отрица­тельно сказывается на общем настрое людей, на их взаимодействиях и взаимоотношениях и в конечном счете снижает эффективность груп­повой работы. Такой стиль лидерства ограничивает самостоятельность членов группы и особенно плохо сказывается на решении творческих задач, требующих независимого мышления каждого члена группы.

Немаловажное значение для успешной работы группы имеют сло­жившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и ан­типатии, частота общения и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимоотношений по-разному могут сказы­ваться на эффективности групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения между членами группы чаще всего спо­собствуют их успешной совместной работе.

Однако в группах разного уровня социально-психологической зре­лости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному. При сравни­тельно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них значительных совместных усилий, не вызываю­щих у них физической усталости и эмоциональной напряженнос­ти, личные взаимоотношения существенно не влияют на результа­ты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных действий, больших усилий, порождающие повышенную эмоциональную напря­женность (особенно – стрессовую ситуацию), то лучше в такой ра­боте проявят себя более развитые в социально-психологическом от­ношении группы.

Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятель­ности. Существует несколько таких форм организации:

• организованная на началах взаимодействия и взаимозависимос­ти участников группы в работе;

• индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каж­дого;

• скоординированная, при которой каждый работает самостоятель­но, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятель­ностью остальных участников группы.

Выбор той или иной формы организации совместного труда опре­деляется двумя факторами:

1) задачей, стоящей перед группой;

2) уровнем ее социально-психологической зрелости.

В большинстве случаев, за исключением некоторых видов сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Она обладает макси­мальным эффектом, наилучшим образом мобилизует интеллектуаль­ные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений. Эта же форма организации работы лучше дру­гих предупреждает ошибочные решения. При сложной творческой ра­боте предпочтительнее индивидуальная и скоординированная формы организации совместной деятельности, время от времени сочетающи­еся с коллективно-кооперативной формой организации труда, напри­мер при использовании в групповой работе техники брейнсторминга .

Материалы: http://lektsii.org/5-36407.html