←
Вы знаете, чем особенны эти стихи:
«Нужно только постараться
И запомнить всё, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть»?
Это специальные стихи для улучшения памяти. Они позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры. Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.
Стих, упомянутый в предисловии, представляет собой образец мнемонической техники, которая называется «Мнемостих». Ею пользуются все профессиональные «запоминальщики», эксперты по развитию памяти и специалисты по эффективному обучению. Мнемоника – это совокупность способов и приёмов для запоминания, а техника «Мнемостих», наряду с техниками «Акроним», «Мнемофраза», «История» и др. – один из таких приёмов. Стихотворная ритмика из приведённого выше примера позволяет запомнить 7 цифр после запятой в числе Пи.
Популярен мнемостих и в лингвистике при запоминании сложных правил. Например, при спряжении глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:
«Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть,
И зависеть и вертеть».
Помимо знания методик заучивания, профессионалы дополнительно развивают возможности своего мозга с помощью средств, стимулирующих его работу.
По-настоящему действующим «допингом» для мозга могут быть только те препараты, которые:
- улучшают жизнеспособность нервных клеток, запуская антиоксидантные процессы,
- способствуют улучшению кровоснабжению мозга на постоянной основе (путём улучшения качества стенок сосудов, снижения риска тромбообразования),
- усиливают проходимость сигнала между нейронами (благодаря включению посредников-нейромедиаторов).
Разовая и резкая активизация здесь не подходит, поэтому применяются «медленные», но надёжные природно-растительные комплексы, которые за один курс помогают мозгу «окрепнуть» – улучшить физиологическую базу для лучшего запоминания: HeadBooster («ХедБустер»), BrainRush (БрейнРаш»), Optimentis («Оптиментис») и др.
Считается, что заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейроплатичность:
- ритмика и «подсказывающие» рифмы естественным образом «связывают» строчки,
- эмоциональное содержание даёт возможность мозгу легче включаться и старательней фиксировать информацию,
- образность создаёт ассоциативные переклички между смысловыми элементами.
От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель.
Важно не зубрить материал, а осознанно воспринимать его.
В связи с этим, возникает разница между взрослым обучением и хитростями в разучивании стихотворений с детьми.
Детская поэзия для развития памяти
- Почти все слова в стихотворении должны быть понятны ребёнку. Чтобы избежать зубрёжки, ребёнок должен представлять то, что он сначала читает, а потом – цитирует. Если ребёнок не понял половины слов, цельного образа в воображении не возникнет. Но если некоторые слова пока ребёнку незнакомы, не беда. Такие незначительные «пробелы» только помогают расширять лексикон.
- Мелодика, образность и свобода языка, которым написано стихотворение, дают ребёнку возможность интуитивно улавливать гармонию, и вовлекаться в процесс.
- Подбор стихов в идеале должен соответствовать текущему периоду развития.
- В 3-4 года рекомендуют активные стихотворения, изобилующие глаголами в сочетании с существительными, обозначающими конкретные величины: предметы (игрушки, мебель в доме), людей (маму, папу), домашних знакомых животных и др..
- С 4-5 лет содержание текстов усложняется, вводятся понятия не только конкретных, но и абстрактных величин и явлений. Поскольку у детей возникает представление о мотивации, стих наизусть учат, чтобы, например, рассказать его бабушке и дедушке или удивить друзей во дворе. Для увеличения интереса и внесения эмоционального элемента, облегчающего запоминание, можно разучивать текст, как роль, в ходе репетиций описываемой сценки.
- В 6 лет содержание текста приобретают объём, а смысл усложняется. Для анализа материла можно обсуждать с ребёнком прочитанное, путём наводящих вопросов узнать, правильно ли он понимает мотивацию персонажей и их поступки.
- С 6-7 лет, когда начинает развиваться логическое мышление, процесс заучивания приобретает аналитических характер. Эффективно действует предложение допустить, что, по мнению ребёнка, могло быть быть дальше в стихотворении при таком начале.
Для маленьких детей среди самых популярных авторов, тексты которых соответствуют изложенным принципам, всегда называют К. Чуковского и А. Барто, Е. Благину. Дети постарше разучивают поэзию А. С. Пушкина, С. Маршака, Ф. Тютчева, П. Ершова.
Стихотворения для заучивания подростками и взрослыми
При разучивании поэзии взрослыми возникает парадоксальная ситуация. Легче выучиваются стихотворения тех авторов, чей слог естественнее воспринимается и нравится больше. Однако лучше развивают память стихотворения «неудобных» авторов, «чуждых» по своей художественной манере письма. Поэтому для увеличения количества выученных стихотворений правильнее выбирать произведения «своих» поэтов, а для тренировки памяти и раскрытия потенциала мозга – тех авторов, чьи сборники раньше старались не брать в руки.
Особое влияние на интеллектуальные способности учеников старших классов продемонстрировала поэма «Граф Нулин» А. Пушкина, которую во время одного психологического эксперимента разучивала первая группа испытуемых. Для чистоты исследования вторая группа должна была учить наизусть отрывок из ещё одного произведения А. Пушкина – романа в стихах «Евгений Онегин». В третьей – контрольной группе – не учили ничего.
Месяц спустя срез успеваемости продемонстрировал следующие результаты:
- Первая группа, учившая «Графа Нулина», улучшила успеваемость в среднем на 40%.
- Вторая группа, учившая «Евгения Онегина», – на 15%.
- Третья группа сохранила прежний уровень успеваемости.
Общие закономерности
В любом возрасте для эффективного запоминания стихотворений желательно учитывать ещё и индивидуальные особенности восприятия:
- Визуалам (людям, проще воспринимающим информацию через зрительный канал) легче заучивать печатные тексты из книги.
- Аудиалам (людям, легче воспринимающим информацию на слух), целесообразнее проговаривать стихотворение или слушать его с аудионосителя.
- Люди с выраженной моторной памятью легче запомнят поэтический материал, если будут сопровождать заучивание жестами и пантомимой.
Мантра для улучшения памяти
Материалы: http://edunews.ru/students/um/stihi-dlya-uluchsheniya-pamyati.html
Читайте далее:→
Идёт караван через пустыню. Говорит верблюд свой верблюдице: «Будем проходить через оазис, напомни мне, чтобы я не забыл попить воды!» Это конечно шутка, жажда всегда напомнит о себе. Но, порой забывчивость приводит человека к весьма анекдотичным случаям.
Потеря памяти– бич стариков. Склероз приходит тогда, когда уходит молодость. Не хотите, чтобы молодость от вас уходила? В таком случае, выход только один – быть вечным студентом! ПАМЯТЬ — это такое устройство в мозгу, которое постоянно нужно тренировать. Этому механизму простои вредны. Развитие памяти в её постоянных тренировках.
Секрет вечной юности — в умении сохранять хорошую память. Молодость в твоих руках!
Учить иностранные языки и запоминать стихи — это инструменты, которые всегда можно использовать для поддержания памяти в «хорошей форме». Кроме этих есть и множество других, но выбор инструментов — за вами! Например, можно осваивать что-нибудь новое, совершенно отличное от той специальности, которая является вашей повседневностью.
Хорошими «развивающими играми» может стат изучение Азбуки Морзе или освоение «Слепого метода печати». Главное, никогда не стоять на месте в своём развитии. Не позволяйте своим мозгам выходить на «заслуженный отдых! С инструментами более-менее понятно? Теперь поговорим о технике запоминания.
Мнемотехника. Улучшение памяти. Эта техника основана на ассоциациях. Для запоминания слов, чисел — используются образы. Причём, специальных каких-то таблиц символов или образов — общих, универсальных для всех и каждого — не существует. Это очень индивидуально. Для быстрого запоминания или обработки большого объёма информации очень важно освоить технику быстрого чтения. Для этого существует метод фото чтения или сканирования текста.
Наука изощряет ум, ученье острит память (Козьма Прутков)
А ещё я расскажу Вам о технике заучивания больших фрагментов текста или стихов. Узнайте об этом сами и передайте своим детям. Им то, ох, как много, приходится заучивать в школе! Учат наши дети стихи так, как им советуют взрослые: выучил один отрывок, потом переходи к другому…и так до тех пор, пока не выучишь его весь: отрывок за отрывком
Потом, декламируя стих, спотыкается перед началом каждого следующего отрывка, вспоминая, с какого слова идёт продолжение. Вы ему говорите: «стих выучил не твёрдо, иди ещё учи!» И он, вздохнув, снова берёт учебник.
Стихи удобнее учить целиком, весь текст — сразу! Вы думаете, я говорю сейчас о коротеньких стишках? Ничуть! Первый стих. который я выучила подобным образом, было «Бородино». Этот стих не назовёшь коротеньким. Однако, я учила его «залпом», и пришла к выводу, что времени на заучивание уходит гораздо меньше. К тому же, качество заучивания гораздо выше: запоминается «на всю оставшуюся жизнь» и при пересказе, не спотыкаешься на каждом абзаце.
Суть метода такова, читаем текст, осмысливаем его: если в тексте есть непонятные или незнакомые слова, узнаём их значение, отмечаем для себя ключевые моменты произведения. Затем начинаем читать текст, подбирая к нему нужную интонацию, примерно так, как актёры учат свою роль. И тогда при чтении стих запоминается как мелодия: работает и зрительная и слуховая память и ассоциативная.
Конечно, у кого память хорошая. тот запомнит произведение с пяти прочтений. У кого память похуже, запомнит с 15-20-ти прочтений. Это индивидуально. Но! Можете провести эксперимент. Возьмите для заучивания два произведения одного автора, примерно одинаковых по объёму, и засеките время. Сколько уйдёт у вас времени для заучивания поотрывочно, и сколько при заучивании целиком. И вы убедитесь, учить целиком – быстрее.
Тоже самое касается изучения иностранных языков. Учить только слова – в корне неверный подход к языку. Учить отдельные слова можно лишь на начальном этапе, когда осваиваешь фонетику. Но как только с произношением налажено дело, тут же переходить к заучиванию текстов и предложений, попутно разбирая слова в этих текстах.
У него была скверная память: он помнил всё. (Леонид Леонидов)
Материалы: http://www.molodostivivat.ru/tajna-molodosti/razvitie-pamyati.html