←
Теории развития личности
Психоаналитическая теория (З. Фрейд и его последователи). Теория отчуждения Э. Фромма. Теория фрустрации. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Личность, по Фрейду, единство трех структур (Оно, или Ид; Я, или Эго; Сверх-Я, или Супер-Эго). Зависимость становления и развития личности от действия внутренних, врожденных, неосознанных сил (Оно) и норм общества, воспринятых человеком (Сверх-Я). Развивающаяся личность находится в постоянном конфликте с социальным окружением. Бессознательные стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.
Теория научения (бихевиоризм) (Б. Скиннер и его последователи). Основой формирования личности является научение (тренировка). Регулирование внешнего поведения личности осуществляется позитивным или негативным подкреплением.
Теория личности в экзистенциальной психологии (К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.). Отстаивают идею о несводимости человеческой психики к физиологическим механизмам. В человеческом действии всегда отражается отношение человека к окружающему. Ему присуще "рефлектирующее" сознание, высвобождающее человека из ситуации. Человек находится с окружающим миром в постоянном взаимодействии.
Гуманистические теории личности (К. Роджерс, Г. Олпорт и др.). Теория самоактуализации А. Маслоу. Личность является психологическим образованием, которое относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Всякий человек наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. У человека изначально существуют альтруистические потребности, являющиеся источником поведения. Человек обладает способностью, развивающейся только в контексте социальных отношений, решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Центральным ядром человека является его представление о себе, его самооценка. Психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, так как его движущей силой является стремление к актуализации (по К. Роджерсу) или стремление к самоактуализации (по А. Маслоу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации (актуализации) состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию "полноценно функционирующего человека".
Антропософия Р. Штейнера как антропология для педагогики, ставящая перед собой цель развития человека в целом. Обоснование практики преподавания, нацеленной на индивидуальность ребенка. Цель — посредством образного и феноменологического преподавания, развития фантазии и художественного понимания мира разбудить в учениках способности, которые выведут их за рамки упрощенной и ограниченной интерпретации. Христианские взгляды в антропософии занимают существенное место.
Когнитивная теория (Ф. Хайдер, Ж. Пиаже, Л. Кольберг и др.). Социальное поведение человека объясняется за счет описания познавательных процессов, характерных для человека. Когнитивисты обращаются, прежде всего, к психической деятельности, к структурам психической жизни. Развитие в трактовке сторонников этого подхода состоит из эволюционирования психических структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости личности. Познавательное развитие происходит по мере нарастания и усложнения опыта ребенка но практическому действованию с предметами за счет интериоризации предметных действий, т.е. их постепенного превращения в умственные операции. Эгоцентризм, представление о сохранении и обратимости мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.
Интеракционистские теории (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Берн и др.). Теории группового приспособления, взаимодействия и общения. Нет человека вне ролевого поведения. Личность — функция от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Группа как проводник социальных ценностей. Реферетная группа. Социальная солидарность. Эффект зависимости.
Теологическая концепция человека как основа клерикальных (религиозных) подходов в воспитании и образовании (Ж. Мари-тен, Д. Трейси и др.). Человек — совмещение двух начал — физического и духовного. Духовное начало — "бессмертная душа" — возвышает человека над земной природой, служит залогом общения с Богом. Смысл человеческой жизни во все более глубоком постижении "сверхчувственного мира", открываемого верой.
Деятельностная теория (А. А. Ухтомский, А. К. Гастев, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Н. Узназде, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Развитие личности в процессе деятельности, которая выступает как предпосылка и средство формирования личности и ее сознания.
Отечественная психология и педагогика стоят на позициях признания значимости влияния на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при активной позиции самой личности. "Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека" (Б. Г. Ананьев).
На основе теорий развития личности формируются различные педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения в соответствии с их пониманием философской и психологической концепций развития личности. Так основой авторитарной педагогики является бихевиористский подход. Гуманистические педагогические теории развиваются на основе теории личности в экзистенциализме, гуманистических теориях личности, антропософии; ролевая педагогика на основе интерракционистских теорий; религиозная педагогика на теологических концепциях.
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
Материалы: http://studme.org/46379/pedagogika/teorii_razvitiya_lichnosti
Читайте далее:→
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ (Ж. Пиаже)
Выдвигают на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы. В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм)
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.)
Рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. Поднимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми)
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ (Дж. Боулби, М. Эйнсворт)
Центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми, прежде всего, с матерью. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.
БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.)
Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер)
Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира» и др.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев)
Предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей.
5. Концепции воспитания
В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.
В 1920-х - начале 1930-х гг. ведущей была концепция Н. К. Крупской. Основные направления концепции: воспитание идейной направленности; коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
В этот период появляются первые программные документы – Проект программы детского сада (1932 г.) и Программа и внутренний распорядок детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания.
1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей, в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).
Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения детей в детском саду (1962 г.).
В 1989 г. появляется новая концепция личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду. Ведущая идея – развитие индивидуальности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма.
Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т. д.
В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство» (СПб. 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М. 1994), «Истоки» (М. 1997)
В настоящее время широко распространена педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт, 2003). Целостное развитие ребенка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.
6. Принцип интеграции как основополагающий принцип современных педагогических теорий
Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.). B. C. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:
как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;
как процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);
как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом), – интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).
В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).
1. Педагогическая периодизация дошкольного возраста
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до 7 лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения в связи, с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.
В науке существует целый ряд разработок периодизации дошкольного возраста (Аристотель, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Штрац, П.П.Блонский, Эльконин, Л.С. Выготский и др.)
Наиболее обоснованным является подход, Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
Исследования Д.Б.Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество – эмоциональное общение; ранний возраст – предметная; дошкольный возраст – игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес.- 1 год – первая группа раннего возраста;
1–2 года – вторая группа раннего возраста;
2–3 года – I младшая;
3-4 года – II младшая;
4 года - 5 лет - средняя;
5-6 лет - старшая;
6-7 лет – подготовительная.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.
Материалы: http://poznayka.org/s13301t1.html